filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

30 августа (12 сентября) 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...

Собор сербских святителей

Собор сербских святителей, пастыреначальников Церкви Сербской ХIII-ХVII веков:


Собор_Сербских_святых_Храм Благовещения Пресвятой Богородицы_Сербия_Герцеговина
(Собор Сербских святых Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, Сербия, Герцеговина)


святитель Савва I, архиепископ († 1237),
святитель Арсений I, архиепископ († 1266),
святитель Савва II, архиепископ († 1271),
святитель Евстафий I, архиепископ († ок. 1285),
святитель Иаков, архиепископ († 1292),
святитель Никодим, архиепископ († 1325),
святитель Даниил II, архиепископ († 1338),
святитель Иоанникий II, патриарх († 1354),
святитель Ефрем, патриарх († после 1395),
святитель Спиридон, патриарх († 1388),
святитель Макарий, патриарх († 1574),
священномученик Гавриил I, патриарх († 1659),
святитель Григорий, епископ.


Святитель Савва, возлюбленное и лучезарное светило на сербском духовном небосводе, родился в благочестивой семье правителей Неманей.
В возрасте 17 лет, уклонив-шись от брака, святитель Савва принял монашеский постриг на святой горе Афон и скоро проявил себя как непреклонный воин и подвижник Христов. Четыре года спустя его отец отрекся от Престола Сербского королевства, постригся в монаха и пришел на святую гору, где вместе со святителем Саввой основал Хиландарский монастырь.

Хиландарский монастырь, Афон
(Хиландарский монастырь, Афон)


Позже святитель Савва был направлен Господом обратно в Сербию и объединил свою смятенную страну, получив от Вселенского Патриарха автокефалию для Сербской Церкви, спас ее от войн, бушевавших вокруг. Глубокий патриот, святитель Савва, ревновал об ограждении безопасности Сербии. Принявший архиепископский сан с великим принуждением, он был истинным исихастом.
По смерти прославился многочисленными чудесами.

Святитель Арсений, архиепископ Сербский, большую часть жизни провел иноком в Жичском монастыре. В 1233 году за строго подвижническую жизнь был посвящен в сан архиепископа Сербии. После тридцатитрехлетнего мудрого управления паствой святой отошел ко Господу в 1266 году. Мощи его покоятся в Печской обители.

Святитель Савва II, родился около 1200 года и был четвертым сыном святого сербского короля Стефана Первовенчанного. В то время как его старшие братья Радослав, Владислав и Урош по очереди владели Сербией, Предислав, пренебрегая мирской властью и величием, от юности последовал по стопам своего дяди – святителя Саввы.

Со временем хиландарский монах Савва был избран епископом Холмским с кафедрой в Стоне. Отсюда он впоследствии перенес епископскую резиденцию в церковь Святого Петра на Лиме. Известно, что после вторжения болгар и разорения церкви Святого Петра состоялся собор, на котором вместе с королем Урошем и архиепископом Арсением присутствовал и Холмский епископ Савва. Точная дата этого собора неизвестна, но упоминание о нем содержится в Лимской грамоте, относящейся к периоду с 1254 по 1263 гг.

После преставления святителя Арсения (1233-1263) святой Савва был избран третьим по счету Сербским архиепископом и оставался у церковного кормила в течение семи лет до самой своей блаженной кончины. По словам своего биографа, Савва II имел особое попечение о соблюдении древних правил «святых апостолов и богоносных отцов» и управлял Сербской Церковью с великой преданностью и любовью. Он никогда не забывал о том, что обязательно будет нести ответ за данный ему талант и неослабно заботился о Богом дарованной ему пастве стада Христова.

Святитель отошел ко Господу 8 февраля 1271 года в Печи и был похоронен здесь же в храме Святых Апостолов. Нетленные мощи святого источали благоухание и подавали исцеления притекающим к ним.

На фресках в монастырях Студеница, Арилье, Сопочаны и Ораховица сохранились изображения святителя Саввы II, а в Печском монастыре над его гробницей находится изображение его успения. Лик этого святого мы также находим в лозе Неманичей в Грачанице, Печи и Дечанах.

Успение Саввы II Сербского. XVII в. Сербия. Косово. Печская Патриархия. Храм во имя Святых апостолов. Неф
(Успение Саввы II Сербского. XVII в. Сербия. Косово. Печская Патриархия. Храм во имя Святых апостолов. Неф)

Святитель Евстафий жил и подвизался во дни благочестивого сербского краля Стефана Уроша II Милутина, правившего Сербией с 1262 по 1320 год. Пострижение и иноческий чин он принял в монастыре архангела Михаила, который находится в области Зетской, в Черногории. Вел строгую подвижническую жизнь. От урочной своей монастырской доли в пище и одежде благотворил нищим. Совершив паломничество в Иерусалим, поселился на Святом Афоне в сербском монастыре Пресвятой Богородицы Хиландарском, построенном святым Симеоном, в мире — великим Сербским жупаном Стефаном Неманей, сыном его святителем Саввой. Здесь он много лет с усердием и смирением предавался монашеским подвигам, был возведен в сан игумена монастыря. Затем был избран и рукоположен в епископа Зетской епархии, а по кончине архиепископа Иоанникия собором епископов, игуменов и бояр был избран на архиепископский престол святителя Саввы. Умер и был погребен в Жиче, в храме Спасителя. При его раке совершались многочисленные чудеса, знамения и исцеления. Позже его нетленные и чудотворные мощи были перенесены в Печь и поставлены в архиепископском кафедральном храме святых апостолов Петра и Павла.

Святитель Никодим, архиепископ Сербский, был игуменом Хилендарского монастыря и возведен в святительский сан в 1316 году. Особо известен тем, что в 1319 году перевел на славянский язык и ввел в употребление в Сербии Типикон (Устав) святого Саввы Освященного, Иерусалимского. Преставился святитель Никодим в 1325 году.

Святитель Даниил Сербский, единственный сын богатых и знатных родителей, был приближенным сербского короля Стефана Уроша Милютина. Отказавшись от светской карьеры, он принял пострижение от игумена монастыря во имя святителя Николая в местечке Кончул на берегу реки Ибра. Подвижническая жизнь инока Даниила была примером для всей братии. Архиепископ Сербский Евстафий рукоположил его во пресвитера и принял в свою келлию. Когда же пришло время выбирать игумена в Хилендарский монастырь на Святой Горе Афон, то назначение получил святой Даниил. Игуменствовать святому пришлось в то тяжелейшее для Святой Горы время, когда изгнанные из Палестины крестоносцы, смешавшись с арабами, расхищали и грабили афонские монастыри, "не щадя никакой святыни". Святой Даниил мужественно пребывал в Хилендарском монастыре, который перенес и штурмы, и осаду, и голод. Когда на Святой Горе воцарился мир, святой сложил с себя игуменство и удалился на полное безмолвие в келлию святого Саввы Сербского (в Карее). Во время междоусобной войны Уроша Милютина с братом Стефаном Драгутином подвижник был вызван в Сербию и примирил братьев. На родине Даниил был посвящен в епископа Банского и поставлен настоятелем знаменитого монастыря святого Стефана - королевской сокровищницы. Закончив в Банске постройку кафедрального храма во имя святого апостола и архидиакона Стефана, святой Даниил снова вернулся к иноческим подвигам на Святую Гору.

В другой раз святитель был призван с Афона в 1325 году для возведения во архиепископа Сербского, состоявшегося на праздник Воздвижения Креста Господня. В торжестве приняли участие прот Святой Горы Гарвасий и святогорские старцы. Архиепископ Даниил был примером благочестия, мудрым архипастырем. Совершенная нестяжательность, неустанные заботы и труды о нуждах Церкви и паствы и благолепии святых храмов отличали его святительское служение. В 1335 году в Дечах святитель воздвиг храм в честь Вознесения Господня, один из лучших христианских памятников Сербии. Собрав сведения о прошлом Сербии, святитель составил "Родослов", где описал жизнь сербских властителей и сербских первосвятителей. Еще при жизни святитель Даниил удостоился дара чудотворений и исцелений. После четырнадцати лет архиепископского служения святитель Даниил отошел ко Господу 19 декабря 1338 года.

Святитель Иоанникий, Патриарх Сербский, был родом из города Призрен. Известно, что вначале он был секретарем при короле Карле Сербском, затем, с 1339 года, - управлял Церковью в сане архиепископа. В 1346 году Собор всех сербских архипастырей, на котором присутствовал и Патриарх Болгарский, по желанию короля Душана, избрал архиепископа Иоанникия Патриархом Сербской Православной Церкви. Преставился святитель Иоанникий 3 сентября 1349 года и погребен в Печской обители.

Святитель Ефрем, Патриарх Сербский, подвизался на Афоне, затем стал игуменом Сербского Ибровского монастыря. В 1376 году после смерти Патриарха Саввы III избран на патриарший престол. Стремясь к безмолвию, святитель оставил престол и 9 лет провел в Архангельском Душановом монастыре. После Коссовой битвы он вернулся на престол. Скончался мирно 88 лет в 1400 году. Святитель был погребен в Патриаршей церкви.

Святитель Спиридон, Патриарх Сербский (1382-1388). Святитель Спиридон много заботился об иноческих обителях в трудные годы гражданского и церковного нестроения. Его посвятил святитель Ефрем II, Патриарх Сербский (1376-1382; † 1388), удалившийся в уединенную Архангельскую обитель церкви Душана. Церковные песнопения называют святителя Спиридона "цевницей духовной" - очевидно он писал священные песни для Сербской Церкви. Скончался святитель почти в одно время с блаженным князем Лазарем (1389; память 15 июня), который был убит в битве с турками на Косовом поле. По кончине святителя Спиридона управление Сербской Церковью было вновь возложено на святителя Ефрема II.

Святитель Макарий, патриарх Сербский (1557-1574), особенно потрудился в распространении просвещения в Сербии. При нем печаталось много церковных книг. Брат святителя был визирем при султане и помог возобновлению монастырей и церквей, расстроенных магометанским фанатизмом, восстановлению патриаршей обители.

Святитель Гавриил I, Патриарх Сербский (из рода Раичей), занимал кафедру в середине ХVII века, когда обострился магометанский фанатизм. По крайним нуждам кафедры и страны святитель отправился для сбора милостыни в Валахию, а оттуда в Москву.

Здесь он, в 1655 году, вместе с Антиохийским Патриархом присутствовал на Соборе, определившем исправить церковные книги по греческим и древним славянским книгам. Святитель привез в дар Русской Церкви несколько рукописей и три напечатанные на юге литургии. С щедрой милостыней для своей Церкви и страны святитель возвратился в Сербию. Кафедра его оказалась занятой другим; кроме того, австрийские иезуиты оклеветали его перед визирем в государственной измене. Полная невиновность святителя была видна уже из того, что визирь предложил пощадить его жизнь и предоставить великую должность, если святитель изменит вере в Спасителя. "Я совершенно невинен в государственном преступлении, - говорил святитель Гавриил, - это сознаете вы сами. Спасти же жизнь мою отступлением от веры христианской не соглашусь никогда, пока остаюсь со здоровым смыслом. Почести и богатства ваши поберегите себе, мне они не нужны". После пыток святитель Гавриил был повешен в октябре 1659 года.


Тропарь Собору Сербских святых

Первосвятителие Богоноснии, отцы наши, / яко просветителие сербстии, / святии первопастырие и патриарси, / истиннии хранителие апостольских преданий, / столпи непоколебимии, / Православия наставницы, / Владыку всех Христа молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.



Преподобномученик Игнатий (Лебедев), схиархимандрит

прмч_схиархимандрит_Игнатий_Лебедев


Преподобномученик Игнатий (в миру Александр Александрович Лебедев) родился 28 мая 1884 года в городе Чухломе Костромской губернии в благочестивой семье Александра Константиновича и Марии Философовны Лебедевых. Мать его была дочерью секретаря земского суда, отец – секретарем съезда мировых судей города Чухломы. За ревностное и безупречное исполнение своих обязанностей Александр Константинович был произведен в надворные советники и награжден тремя орденами.
Александр Александрович окончил Солигалическое Духовное училище, Костромскую Духовную семинарию и в 1903 году поступил в Казанский ветеринарный институт. Наряду с занятиями в институте Александр стал регулярно посещать богослужения в Спасском монастыре в Казани, настоятель которого, архимандрит Варсонофий, стал первым духовным наставником благочестивого юноши. Живя в Казани, Александр познакомился со схиархимандритом Гавриилом (Зыряновым), которому он поведал о своем желании стать иноком. 25 апреля 1905 года отец Гавриил благословил его на иночество, сказав, что «его желание монашества есть звание Божие».

Летом 1905 года Александр попросил родителей благословить его на иноческий путь, на что и получил благословение. После этого он посетил Свято-Смоленскую Зосимову пустынь, расположенную неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры, и попросил настоятеля обители игумена Германа (Гомзина) принять его в число братии, но отец Герман благословил юношу сначала окончить институт, а затем приезжать в обитель. За послушание Александр вернулся в Казань для продолжения образования. Имея твердое намерение оставить мир, он и в Казани жизнь свою строил так, чтобы она стала приготовлением к иночеству, всем прочим интересам предпочитая интересы духовные.

Сдав последние экзамены в институте, не дожидаясь получения диплома и не заезжая к родителям, Александр отправился в Зосимову пустынь, войдя в нее 4 мая 1908 года. «В сей день, – записал он впоследствии, – в 1908 год многогрешный Александр во исполнение своего давнего и нетерпеливого желания пришел в Смоленскую Зосимову пустынь и принят отцом игуменом Германом». Отец Герман, принимая его в обитель, сказал: «Вы исполнили послушание – окончили институт, и мы исполним наше слово – примем вас в число братии».
Зосимова пустынь славилась своим уставным богослужением. Игумен Герман считал, что только тогда монахи будут иметь успех в делании духовном, когда будет налажено истовое православное богослужение. Служба в обители была центром жизни всех ее насельников. Она совершалась без сокращений, неспешно, с хорошим пением.

Братия Зосимовой пустыни Во втором ряду третий слева инок Александр (Лебедев)
(Братия Зосимовой пустыни. Во втором ряду третий слева инок Александр (Лебедев))


Сразу же по поступлении в обитель Александр был определен на свое первое послушание – пасти скот. Старцем он избрал себе игумена Германа. В августе 1908 года Александр был одет в подрясник. Ему был поручен уход за скотом и лечение всех монастырских животных. Постепенно он проходил все монастырские послушания: пел на клиросе, работал в аптеке, продавал книги и иконы в монастырской лавке, выполнял полевые работы, трудился в просфорне. Конный двор также был в ведении Александра, и игумен Герман сказал однажды одному из своих духовных детей архипастырей о смиренном послушнике: «Какое у меня золото на конюшне сокрыто!»

17 марта 1910 года Александр был пострижен игуменом Германом в рясофор. По благословению старца он значительную часть своего времени посвящал чтению духовных книг, изучая труды преподобных Симеона Нового Богослова и Исаака Сирина в переводе преподобного Паисия Величковского, о котором Александр впоследствии говорил, что он наиболее точен в сохранении духа преподобных отцов. Особой любовью пользовались у Александра труды святителя Игнатия (Брянчанинова). В писаниях святителя он находил ответы на волнующие его вопросы подвижничества своего времени, в нем он видел подвижника близкого своим взглядам и переживаниям.

В начале 1915 года отец Герман представил митрополиту бумаги на пострижение в мантию Александра и других из братии. В письме схиархимандриту Гавриилу Александр писал: «Приближается день вступления в тот подвиг, на который Вы меня благословили еще десять лет тому назад. Поэтому у Вас прошу Вашего отеческого благословения и святых молитв, да укрепит Господь меня, многонемощного и многострастного, начать новую жизнь в обновленном духе с неугасающей ревностью о Господе».

В Великую среду Александр был пострижен в мантию с именем Агафон, в честь преподобного Агафона подвижника Египетского, память которого празднуется святою Церковью 2 (15) марта.

2(15) декабря 1918 года епископ Феодор (Поздеевский) в Троицком соборе Данилова монастыря рукоположил монаха Агафона в сан иеродиакона, а 9 октября 1920 года в храме Троицкого Патриаршего подворья Патриарх Тихон рукоположил его в сан иеромонаха.

Свято_Смоленская_Зосимова_мужская_пустынь
(Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь)


30 января 1923 года скончался игумен Герман, и вскоре Зосимова пустынь была закрыта. Отец Агафон по благословению иеросхимонаха Алексия (Соловьева) переехал в Москву. Его приютили духовные дети отца Алексия, жившие на Троицкой улице, неподалеку от Патриаршего подворья. Хотя семья, в которой он поселился, была многодетной, ему дали отдельную комнату, которая стала на несколько лет его кельей.

В октябре 1923 года епископ Варфоломей (Ремов) пригласил отца Агафона и некоторых других из братии Зосимовой пустыни в создаваемое им братство в Высокопетровском монастыре. 18 мая 1924 года епископ Варфоломей возвел отца Агафона в сан архимандрита и назначил наместником монастыря. Главным деланием отца Агафона в монастыре стала исповедь монашествующих и приходящих в монастырь богомольцев.

В середине 1924 года Петровский монастырь был закрыт и монашествующие нашли прибежище в одной из московских церквей на Антиохийском подворье.
Вскоре епископу Варфоломею удалось отхлопотать стоявший в то время закрытым большой холодный Боголюбский собор, находящийся неподалеку от входа в монастырь. Здесь братия подвизалась в течение нескольких лет. В это время архимандрит Агафон совершал литургию лишь в воскресные дни, в остальные дни он исповедовал на отведенном ему владыкой левом клиросе. По воспоминаниям очевидцев, отец Агафон исповедовал, сидя в маленьком креслице.

Летом 1929 года храм во имя Боголюбской иконы Божией Матери был закрыт и братия Петровского монастыря перебралась в храм преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке. Рождественским постом 1929 года здоровье отца Агафона резко ухудшилось, и он подал прошение архиепископу Филиппу (Гумилевскому), викарию Московской епархии, о пострижении в схиму.

30 января в день памяти игумена Германа (Гомзина) во Владимирском приделе храма преподобного Сергия Радонежского архимандрит Агафон был пострижен в великую схиму с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца и в память святителя Игнатия (Брянчанинова), труды которого он издавна и глубоко полюбил. В середине декабря 1931 года отец Игнатий был арестован. В тюрьме его продержали десять дней. Хозяева квартиры, где он жил, стали настаивать, чтобы он прекратил прием духовных детей дома, и он был вынужден переехать жить в другое место, в Никоновский переулок. Монахиня Афанасия (Давыдова) и Вера Вишвякова обменяли свои квартиры на одну, и получилось три комнаты, в одной из которых поселился отец Игнатий.

В октябре 1933 года был закрыт храм преподобного Сергия на Большой Дмитровке и монахи перешли служить в храм Рождества Богородицы в Путинках. В 1934 году, перед праздником Покрова Божией Матери, священноначалие под давлением НКВД запретило схиархимандриту Игнатию прием народа в церкви, и он был отправлен на покой. Отец Игнатий сказал тогда, что поскольку для него все дети духовные равны, то он больше никого принимать на исповедь не будет.

10 апреля 1935 года схиархимандрит Игнатий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Тогда же были арестованы иеромонах Косма (Магда), монахини Афанасия (Давыдова) и Агафона (Комарова), Анастасия Печникова и Агриппина Дворецкая, духовная дочь протоиерея Романа (Медведя).

Обосновывая необходимость ареста старца, сотрудники НКВД написали: «Архимандрит Агафон, разыгрывая из себя юродивого (искусственно трясет руками), среди верующих пользовался авторитетом прозорливца и блаженного, имеет большое количество последователей (духовных детей), которые находятся под его полным влиянием, систематически посещают его квартиру, где он обрабатывает их в религиозном и контрреволюционном духе. При этом архимандрит Агафон внушает своим почитателям о необходимости систематического посещения церкви, и в случае невозможности ходить в церковь из-за работы в советских учреждениях он советует уволиться с работы ».

На следующий день после ареста отец Игнатий был допрошен. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «Служа в церкви в Петровском монастыре, затем преподобного Сергия и Рождества в Путинках, я имел около двухсот человек духовных детей, почитателей, которые поддерживают со мной тесную связь, систематически приходя ко мне на исповедь за советами и благословением. Когда я бывал в церкви Рождества в Путинках, туда являлось значительное число верующих, желающих поговорить со мной и получить от меня совет и благословение».

В следующий раз отец Игнатий был допрошен незадолго перед окончанием следствия.

– В предъявленном мне обвинении по статье 58, пункт 10 уголовного кодекса виновным себя не признаю. Действительно, меня на квартире ежедневно навещали мои знакомые, которые делились со мной своими переживаниями, просили у меня советов. Беседы между мной и моими знакомыми обычно были на религиозные темы. Посетители приносили мне продукты и деньги, так как я не имел средств к существованию по увольнении меня за штат в октябре 1934 года, – сказал отец Игнатий.

16 октября он был отправлен в Саровский лагерь. Из лагеря он писал духовным детям: «Наконец, после долгого странствования, я на месте, которое указал нам Господь: я в Сарове, в стенах бывшей обители! Слава Богу за все случившееся – это одно можем сказать! С Ним везде хорошо, и на Фаворе, и на Голгофе! После прочитанного мне в день рождения приговора… и после 2 х попыток (1-я – в середине, в день, когда я был выведен на свидание и на которое никто из вас не пришел к 2-м часам, а лишь с вещами поздно вечером; 2-я – 10/VII ст. ст.), и после ночного приноса сухарей в день отдания праздника Воздвижения Креста я наконец, в день памяти блаженного Андрея, без четверти семь вечера был вывезен из места своего пребывания тремя военными и через двое суток довольно утомительного путешествия водворен на месте. И паки – слава Богу!»

Весной 1936 года схиархимандрит Игнатий был переведен в лагерь на станцию Сухобезводная под Нижним Новгородом, но вскоре отправлен в лагерь для инвалидов, находившийся неподалеку от города Алатыря.

прмч_схиархимандрит_Игнатий_Лебедев_1


Схиархимандрит Игнатий умер в тюремном лазарете на рассвете воскресного дня, 11 сентября 1938 года, в три с половиной часа утра, в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Спустя несколько дней монахиня Евпраксия приехала в Алатырь, и ей показали небольшой могильный холмик на лагерном кладбище, под которым был погребен схиархимандрит Игнатий.

Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода от 27 декабря 2000 года для общецерковного почитания.



Cвященноисповедник Петр (Чельцов)

сщисп_Петр_Чельцов


Петр Алексеевич Чельцов родился в 1888 году в Рязанской области в семье священника. По окончании Рязанского духовного училища в 1910 году Петр поступил в семинарию, а затем в Киевскую духовную академию. На втором курсе академии Петр женился на Марии Стародубровской, окончившей епархиальное женское училище и курсы сестер милосердия.

После окончания академии со степенью кандидата богословия в 1915 году отец Петр назначен преподавателем Священного Писания в Смоленскую духовную семинарию.

В 1918 году духовные заведения и епархии закрылись. Осенью отец Петр как не имеющий прихода был призван в тыловое ополчение в качестве солдата. Но вскоре по ходатайству прихожан Ильинской церкви Смоленска батюшку освободили от ополчения.

В 1921 году отец Петр был возведен в сан протоиерея. А ровно через год протоиерей был арестован «по подозрению в оказании сопротивления при изъятии церковных ценностей». Обвинение не подтвердилось, и дело вскоре было прекращено. Но в 1924 году протоиерей Петр вновь проходил по следствию как деятельный участник состоявшегося в Смоленске съезда обновленного духовенства. Правда, через 10 дней протоиерея отпустили.

В 1927 году протоиерея Петра опять арестовали. При обыске у него конфисковали переписку и книги. Через месяц после ареста ему предъявили обвинение в групповой антисоветской деятельности и распространении контрреволюционной литературы. Батюшка не признал своей вины, но все равно был приговорен к трем годам заключения в концлагере. Срок отбывал он на Соловках. Прощаясь с женой, протоиерей произнес: «Мария, меня опять ждет «академия»».

Cвященноисповедник Петр (Чельцов), соловки 1928 год
(Cвященноисповедник Петр (Чельцов), соловки 1928 год)


В 1929 году протоиерея досрочно освободили из лагеря и сослали на три года в Вологодскую область. Но, видно, отец Петр не закончил еще «академию», потому что в 1933 году его арестовали в третий раз, вместе с ним были арестованы и другие ссыльные священники. При обыске у протоиерея были конфискованы письма, книги и записи. Отец Петр был приговорен к трем годам лишения свободы с отбыванием в исправительно-трудовой колонии в Коноше. Видимо, всерьез решила взяться советская власть за исправление антисоветского священника. В колонии отец Петр работал на лесоповале. Однажды на него упало огромное дерево, и он по чистой случайности остался жив. «Вся жизнь моя — чудо», — сказал потом батюшка.

В 1936 году протоиерей был освобожден из заключения. Архиепископ Владимирский определил его священником в Казанскую церковь села Нармы Владимирской области. В те несколько лет отец Петр не только дышал полной грудью воздухом свободы, но и занимался тем, чем и должен заниматься священник. Но в 1941 году сельский храм был закрыт, а отец Петр арестован в четвертый раз — за неуплату налогов. Заключение он отбывал один год в Углич-лагере, а освободившись, вернулся в свое село.

С 1943 по 1949 год отец Петр был священником в храме села Заколпья Гусь-Хрустального района.

В 1949 году батюшку арестовали в пятый раз и приговорили к 10 годам заключения в ИТЛ. Вооруженный наряд ГУЛАГа этапировал батюшку в Минеральный лагерь поселка Инта как особо опасного государственного преступника. Видно, большую опасность для Советского государства представлял 60-летний священник, проповедовавший любовь к ближнему. Пожилого протоиерея вновь ждала «академия»...

В 1955 году отец Петр получил инвалидность второй группы и был освобожден из заключения по состоянию здоровья. Через некоторое время протоиерей был назначен священником храма села Пятница. Узнав об освобождении батюшки, к нему стали приезжать старые друзья и почитатели. Люди были уверены в целительной силе молитв человека, перенесшего столько страданий за свою веру. Отец Петр никому не отказывал в молитве или добром слове. Почитание протоиерея народом, разумеется, не нравилось советской власти. Он, обладая целительной силой, молитвами лечил больных людей, что «противоречило законам диалектического материализма». Кроме того, власти не могли терпеть того, что отец Петр произносил проповеди без оглядки на советскую цензуру. В село приезжали уполномоченные, но отец Петр уже не боялся ничего после своих «академий».

Церковь Параскевы Пятницы в Великодворье Гусь-Хрустального района
(Церковь Параскевы Пятницы в Великодворье Гусь-Хрустального района)


Говорят, что сила молитв и проповедей отца Петра была потрясающая. Прихожане плакали, когда он начинал говорить. Протоиерей обладал даром предвидения и часто предсказывал своим прихожанам и друзьям те или иные события. Предчувствовал батюшка и свою смерть. Летом 1972 года он тяжело заболел, но, не обращая внимания на болезнь, продолжал совершать богослужения. 21 июля он сказал прихожанам, что служит в последний раз. Так оно и вышло.

Очень мучительны были последние дни отца Петра. Батюшка очень страдал, его мучили страшные боли, он много времени проводил без пищи и сна. В полузабытьи отец Петр молился за Отечество. Незадолго до своей кончины отец Петр приснился Татьяне, которая помогала ему по хозяйству. Во сне она спросила протоиерея: «Батюшка, за что вы так мучаетесь?» — «За чужие грехи». — «А вы раздайте их нам». — «Нельзя».

12 сентября 1972 года батюшка умер, за несколько минут до смерти сказав: «Я стою на краю». Матушка Мария, супруга протоиерея, пережила его только на три месяца. Когда она умирала, то просила не хоронить ее рядом с мужем: «Отец Петр у престола стоит, а я недостойна».

22 марта 1989 года был реабилитирован зам. прокурора Владимирской области по 1950 году репрессий, 31 марта того же года реабилитирован прокуратурой Вологодской области по 1933 году репрессий.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года протоиерей Петр (Чельцов) причислен к лику святых.


Тропарь святаго
глас 3
Земли Русския украшение, / правою верою благочестно пожил еси, / верныя в годину гонений истине научая и утешая, / узы, поношения и скорби терпя, / молим тя, праведне отче Петре: / спасай нас молитвами твоими / от всех бед и печалей.

Кондак
глас 3
Первоверховному соименнаго пастыря, / утешителя скорбящих, целителя немощных, / хвалу и утешение наше днесь любовию восхвалим верни. / Сей бо есть целитель доблий / и молитвенник о душах наших.


Священномученик Петр Решетников

Память 30 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Служил священником в с. Ерши Осинского уезда Пермской губернии.
11 сентября 1918 года был расстрелян после жестоких пыток и издевательств.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


Преподобномученик Аполлинарий (Мосалитинов), иеромонах Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря

Преподобномученик Аполлинарий (Мосалитинов), иеромонах

Память 30 августа, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

В миру Мосалитинов Афанасий Семёнович, родился в 1873 году в Крюковской волости Грайвороновского уезда Курской губернии, в крестьянской семье.
В августе 1901 г. поступил послушником в Верхотурский Никольский мужской монастырь в г. Верхотурье Пермской губ.
В 1904 г., с началом русско-японской войны, мобилизован в армию; после увольнения с военной службы в 1906 г. снова принят в число братии монастыря.
27 марта 1908 г. был пострижен в монашество.
В 1910 году рукоположен во диакона, в 1913 году - во священника.

16 июля 1918 г. по требованию советских властей и благословению настоятеля монастыря архим. Ксенофонта (Медведева) о. Аполлинарий был назначен в Спасскую церковь с. Красногорского Верхотурского уезда на место арестованного священника. В июле того же года батюшка отправился помолиться на могиле св. Симеона Верхотурского в Симеоновскую церковь с. Меркушина, где и был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Верхотурье.

31 июля 1918 года он был заколот штыками в тюрьме на ст. Карелино Пермская губернии, недалеко от Верхотурья, похоронен там же. После отступления большевиков тело о. Аполлинария в числе других жертв красного террора было перезахоронено на братском кладбище Николаевского монастыря.
Причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г.

Tags: Жития святых
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments