Неделя 13-я по Пятидесятнице.
Ап. от 70-ти Фаддея (ок. 44); мц. Вассы и чад ее мчч. Феогния, Агапия и Писта (305–311); свт. Авита I, еп. Клермонского (594/600) (Галл.); свт. Сармеана, католикоса Карталинского, Грузинского (774/779) (Груз.); прп. Авраамия Смоленского, архимандрита (XIII); прп. Корнилия, игум. Палеостровского (ок. 1420), и ученика его, прп. Авраамия (XV); блж. Фаддея Петрозаводского (1726) (Карел.); прп. Марфы Дивеевской (Милюковой) (1829); свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского (1920), память перенесения мощей в 1953. (Греч.)
Прп. Авраамия трудолюбивого, Печерского, в Ближних пещерах (XII–XIII); прмч. Рафаила (Момчиловича), игумена Шишатовацкого (1941).
Сщмч. Александра Елоховского, пресвитера (1918); сщмч. Павла Ягодинского, пресвитера (1937); прмч. Игнатия (Даланова), иеромонаха (1942).
Собор Московских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 8 сентября).
Икона Божией Матери: Светописанная (Светописанный образ) (1903).
Святые дня, молите Бога о нас!
Апостол от 70-ти Фаддей
Апостол Фаддей от 70-ти, по происхождению еврей, родился в сирийском городе Едессе. (Святого апостола от 70-ти Фаддея следует отличать от апостола из числа 12-ти Иуды, прозванного Фаддеем или Леввеем. – Память 19 июня).
Придя в Иерусалим на праздник, он услышал проповедь святого Иоанна Предтечи и, приняв от него Крещение в Иордане, остался в Палестине. Увидев Спасителя, он сделался Его учеником, и был избран Господом в число тех 70-ти учеников, которых Он послал по два на проповедь в города и местности, которые Сам намеревался посетить (Лк. 10, 1).
После Вознесения Спасителя на Небо, апостол Фаддей благовествовал в Сирии и Месопотамии. Он пришел с проповедью Евангелия в Едессу и обратил ко Христу князя Авгаря, народ и жрецов. Проповедь свою он утверждал многими чудесами (о которых Авгарь писал ассирийскому царю Нарсесу); поставил священников и устроил Едесскую Церковь. Князь Авгарь хотел наградить апостола Фаддея богатыми дарами, но тот отказался и пошел с проповедью в другие города, обращая многих язычников в христианскую веру.
Дойдя с проповедью до финикийского города Вирита (Бейрута), он основал там Церковь и в том же городе мирно скончался в 44 году. (Это место кончины указывается в славянской минеи; по другим источникам он скончался в Едессе; по древнему армянскому преданию, апостол Фаддей после различных мучений был усечен мечом 21 декабря в Артазской области в 50 году).
Тропарь апостола Фаддея
глас 2
Днесь Едес град веселится,/ прием тобою Крещения баню,/ и Авгарь, страстей пременен, твою память славит./ С нимиже поем и мы:/ веселия духовнаго исполни живот наш/ и страсти исцели,/ Фаддее апостоле, молитвами твоими.
Ин тропарь апостола Фаддея, общий
глас 3
Апостоле святый Фаддее,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.
Кондак апостола Фаддея
глас 4
Яко звезду пресветлую/ Церковь тя стяжа,/ апостоле Фаддее,/ чудесы твоими всегда просвещаема,// спаси верою чтущия память твою.
Преподобный Авраамий Смоленский, архимандрит
(прпп. Авраамий и Меркурий Смоленские)
Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного суда, родился в середине ХII в. в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога, чтобы даровал Он наследника роду их и всему имению.
Уже в самом юном возрасте видно было духовное направление отрока, который чуждался детских игр, рос в страхе Божием и имел склонность к посту и молитве. Авраамий с ранних лет был определен в училище, где обратил на себя внимание дарованием и необыкновенной любознательностью. В свободное от занятий время он любил ходить в церковь, где прекрасно пел и читал. Еще юношей он стремился к уединенной и благочестивой жизни. Родители предлагали ему, как единственному наследнику, вступить в брак, но он отклонил их предложение, ибо искал другой жизни.
По смерти своих родителей, вскоре затем последовавшей, он, следуя примеру святых, жития которых любил читать, раздал свое имущество церквам, монастырям и бедным, оделся в рубище и стал ходить по городу, как нищий и юродивый, прося Бога указать ему путь ко спасению. Вскоре, во внушению Божию, он поступил иноком в обитель Богоматери, находившуюся в шести верстах от Смоленска, на месте, называвшемся «Селище». С терпением и кротостью молодой инок ревностно исполнял все подвиги послушания, проводил время в посте и молитве, украшал себя иноческими добродетелями и прилежно занимался изучением Св. Писания, житий и поучений св. подвижников и святоотеческих творений. Изучая все это, преподобный Авраамий извлекал назидательные уроки не только для себя, но и для других, искавших у него назиданий. Окружив себя писцами, преподобный усердно занимался списыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство. Смоленский князь Роман Ростиславич (+1170) завел в городе училище, в котором учились не только по славянским, но и по греческим и латинским книгам. У самого князя было большое собрание книг, которыми пользовался преподобный Авраамий.
Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 году сан пресвитера. Посвященный в сан пресвитера и избранный духовником, преподобный, украсив себя «иерейскою лепотою», ни одного дня не опуская без совершения литургии и проповедания слова Божия. Он явился столь искусным проповедником, что его наставления привлекали к нему многих слушателей. Целыми толпами шли к нему духовные и миряне, чтобы насладиться его богомудрыми беседами и уврачевать свои язвы душевные. Вместе с тем прп. Авраамий не оставлял обычного своего подвига иноческой жизни, как любитель нищеты и смирения. Видя совершенства подвижника, поднял на него крамолу враг человеческий, возбудив зависть собратий. Много клевет и гонений пришлось перенести ему от людей, завидовавших его влиянию на народ. Они вооружили против Авраамия самого игумена и ему запрещено было вести беседы с народом. И через 5 лет преподобный вынужден был перейти в бедный Крестовоздвиженский монастырь в самом Смоленске. Но народ и сюда стал стекаться толпами к преподобному за наставлениями. Помимо бесед народ привлекала сюда и строгая подвижническая жизнь Авраамия. На пожертвования богомольцев был украшен соборный храм монастыря иконами, завесами и свечами. Сам он написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изобразил Страшный суд, а на другой — истязания на мытарствах. И опять сетовал враг человеческий, что Господь прославил раба Своего.
Сам преподобный Авраамий утруждал плоть свою чрезвычайным постом. Лицо его было бледно и необыкновенно сухо. Подвижник был похож в священных одеждах на святителя Василия Великого, жизни которого подражал. Святой был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходящим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными. Строго наблюдал он во время Божественной службы, чтобы никто из братии и народа не позволяли себе беседовать в церкви, ибо почитал сие за святотатство и с особенным благоговением совершал Божественную службу.
Много испытал преподобный Авраамий искушений демонских, видимых и невидимых, во время своего подвига, ибо в страшных образах являлся ему враг человеческий, думая устрашить, но всегда был побеждаем молитвой преподобного. Тогда, будучи не в силах действовать лично на святого, диавол возбудил против него клевету в городе, что преподобный проповедует ересь, живет нечисто и наружной святостью прикрывает темные дела. Эти слухи дошли до епископа Игнатия, и весь город пришел в смущение. Городская знать и духовенство требовали у епископа предать преподобного суду. Они предлагали утопить или сжечь подвижника. В это время случилось быть у епископа князю и боярам. На суде князя и епископа преподобный отвел все лживые обвинения, но, несмотря на это, ему запретили священнодействовать и перевели в прежний монастырь в честь Пресвятой Богородицы.
И вот в городе открылись разные беды: засуха и болезни. Напрасно совершались молебствия — ничто не помогало. Тогда священник Лазарь явился к епископу Игнатию и просил разрешить служение преподобному Авраамию, иначе еще большие беды постигнут жителей. Епископ Игнатий разрешил св. Авраамия, просил у него прощения в неправильном осуждении его и молитв за город и жителей. Смиренный инок сам просил епископа помолиться. Возвратившись в келлию, преподобный Авраамий предался усердной молитве, и вдруг пошел обильный дождь и засуха кончилась. Тогда все убедились воочию в праведности преподобного и стали высоко уважать его.
Епископ Игнатий имел намерение построить каменную церковь в честь Ангела своего вне города, где полюбилось ему пустынное место, с тем, чтобы устроить около нее малый монастырь. Но впоследствии он изменил свою мысль и основал церковь на другом месте, уже не во имя своего Ангела, но на память Положения ризы Богоматери во Влахерне, и собрал при ней несколько братий, которые питались милостыней епископской. И никто не хотел быть игуменом в столь убогой обители. Между тем вспомнил еп. Игнатий, что блаженный Авраамий скорбел иногда об удалении от города той обители, в которой прибывал не ради себя, но ради приходивших к нему за советами духовными, и поручил ему настоятельство в сане архимандрита. И сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Так вознаградил Господь долгие страдания угодника Своего, и некогда уничижаемый всеми внезапно от всех прославился. Уже не боялись приходить к нему чада его духовные, но отовсюду толпами стекались, даже и сами бывшее клеветники смиренно припадали к ногам его, прося себе прощения. Благолепно украсил преподобный дом Пресвятой Богородицы, как невесту, богатыми завесами, иконами и лампадами. И много было желавших поступить под руководство преподобного Авраамия, но он принимал их весьма разборчиво и после больших испытаний, отмечая истинное усердие приходивших, так что в его монастыре собралось только 17 братий.
В глубокой старости преставился епископ Игнатий, немного времени оставалось и блаженному Авраамию пребывать на земле. Более прежнего внушал он братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 года, пожив в иночестве 50 лет.
В 1238 году скончался преподобный Ефрем — любимый ученик и усердный подражатель добродетели своего отца: кротости, смирения и любви к ближним. Уже в конце XIII века преподобному Авраамию была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Страшное монголо-татарское нашествие, бывшее наказанием Божиим за грехи, не только не заглушило памяти преподобного Авраамия Смоленского, но напомнила людям его призыв к покаянию и памятованию Страшного суда.
В 1918 г. Авраамиев Смоленский в честь Положения Ризы Богородицы во Влахерне мужской монастырь был закрыт, братия репрессирована. В 1918-1920 гг. в монастыре размещался концлагерь. В кон. 1920 г. территория обители была передана в распоряжение Белорусского военного округа, и в 1929 г. началось разрушение монастырских построек и строительство жилых домов для военнослужащих. В годы Великой Отечественной войны были разрушены Введенская церковь, Св. врата, ограда. В 60-70-х гг. XX в. сохранившиеся настоятельский и др. корпуса были переданы МВД, на месте монастырского кладбища построены гаражи. В 1972-1974 гг. был отреставрирован Преображенский собор, и с кон. 70-х гг. в нем располагается книгохранилище областной б-ки; остальные помещения занимали медицинские учреждения. В 2001 г. монастырь был возвращен РПЦ.
(Авраамиев Смоленский в честь Положения Ризы Богородицы во Влахерне мужской монастырь)
Тропарь преподобного Авраамия, чудотворца Смоленского
глас 8
Днесь возсия нам память твоя, славне, яко солнце,/ светозарно лучами озаряющая мир/ и тьму нощи злых духов от нас отгоняющая./ Днесь Небесныя силы святых Ангел/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся./ Днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся:/ отче преподобне Авраамие,/ Христа Бога моли непрестанно/ спасти град и люди, любезно тебе почитающия.
Кондак преподобного Авраамия, чудотворца Смоленского
глас 3
Возсия, Господи, граду Твоему/ память Твоего угодника,/ яко светлое солнце,/ радостно всех, яко лучами, озаряющи,/ паче же молитвы Пречистыя Твоей Матере/ от всех бед избавляют нас/ и упраждняют варварская шатания./ Тем мы, людие Твои и град наш, вельми хвалимся/ и спасаемся молитвами/ Твоего угодника Авраамия, преподобнаго отца.
Преподобная Марфа Дивеевская (Милюкова)
Преподобная Марфа (в миру Мария Семеновна Милюкова) родилась 10 февраля 1810 года в семье крестьян Нижегородской губернии Ардатовского уезда, деревни Погиблово (ныне Малиновка). Семейство Милюковых, праведной и богоугодной жизни, было близко к старцу Серафиму Саровскому. Помимо Марии, в нем было еще двое старших детей — сестра Прасковья Семеновна и брат Иван Семенович. По благословению преподобного Серафима Прасковья Семеновна поступила в Дивеевскую общину и была высокой духовной жизни. Иван по смерти супруги поступил в Саровскую пустынь.
Когда Марии исполнилось тринадцать лет, она вместе с сестрой Прасковьей в первый раз пришла к батюшке Серафиму. Это произошло 21 ноября 1823 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Великий старец, провидя, что девочка Мария есть избранный сосуд благодати Божией, не позволил ей возвратиться домой, а приказал оставаться в Дивеевской общине.
Эта необыкновенная, невиданная доселе отроковица, ни с кем не сравнимая, ангелоподобная, дитя Божие, с ранних лет начала вести подвижническую жизнь, превосходя по суровости подвига даже сестер общины, отличавшихся строгостью жизни. Непрестанная молитва была ее пищей, и только на необходимые вопросы она отвечала с небесной кротостью. Она была почти молчальница, и батюшка Серафим особенно нежно и исключительно любил ее, посвящая во все откровения свои, будущую славу обители и другие великие духовные тайны.
Вскоре после поступления Марии в общину при Казанской церкви Пресвятая Богородица повелела преподобному Серафиму создать рядом с этой общиной новую, девичью,- с которой и началось создание обещанной Ею матушке Александре обители. Через две недели после явления Божией Матери, а именно 9 декабря 1825 года, Мария вместе с еще одной сестрой пришла к преподобному Серафиму, и батюшка объявил им, что они должны с ним идти в дальнюю пустыньку. Придя туда, Батюшка подал сестрам две зажженные восковые свечи из взятых с собою по его приказанию вместе с елеем и сухарями, и велел стать Марии с правой стороны Распятия, висевшего на стене, а Прасковье Степановне — с левой. Так они стояли более часа с зажженными свечами, а отец Серафим все время молился, стоя посередине. Помолясь, он приложился к Распятию и им велел помолиться и приложиться. Так перед началом основания новой общины Преподобный совершил это таинственное моление с сестрами, которых избрала Матерь Божия на особое служение Ей и обители.
В течение четырех последующих лет подвизалась Мария, помогая преподобному Серафиму и сестрам в устроении новой общины. Вместе с ним и другими сестрами она заготавливала столбы и лес для мельницы, которую благословила построить на месте основания новой общины Матерь Божия; носила камни для строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы; молола муку и выполняла другие послушания, никогда при этом не оставляя сердечной молитвы, молча вознося свой горящий дух ко Господу.
Она прожила в обители всего шесть лет и девятнадцати лет 21 августа 1829 года мирно и тихо отошла ко Господу. Предузнав духом час ее кончины, преподобный Серафим вдруг заплакал и с величайшей скорбью сказал о. Павлу, своему соседу по келлии: «Павел! А ведь Мария-то отошла, и так мне ее жаль, так жаль, что, видишь, все плачу!» О посмертной ее судьбе говорил: «Какой она милости сподобилась от Господа! В Царствии Небесном у Престола Божия, близ Царицы Небесной со святыми девами предстоит! Она схимонахиня Марфа, я ее постриг. Бывая в Дивееве, никогда не проходи мимо, а припадай к могилке, говоря: „Госпоже и мати наша Марфо, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном!"» После этого Батюшка вызвал к себе церковницу, сестру Ксению Васильевну Путкову, которой он всегда приказывал записывать разные имена для поминовения, и сказал ей: «Во, матушка, запиши ты ее, Марию-то, монахинею, потому что она своими делами и молитвами убогого Серафима там удостоилась схимы! Молитесь же и вы все о ней как о схимонахине Марфе!» По словам преподобного Серафима, она является начальницей над Дивеевскими сиротами в Царствии Небесном, в обители Божией Матери.
Мария Семеновна была высокого роста и привлекательной наружности; у нее были продолговатое, белое и свежее лицо, голубые глаза, густые, светлорусые брови и такие же волосы. В 2000 году схимонахиня Марфа причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии.
Определением Архиерейского собора, состоявшегося в октябре 2004 года, преподобная Марфа Дивеевская причислена к лику общецерковных святых.
Ныне мощи преподобной Марфы почивают в храме Рождества Богородицы в Серафимо-Дивеевском монастыре.
(храм_Рождества Богородицы в Дивеево)
(мощи преподобной Марфы почивают в храме Рождества Богородицы в Серафимо-Дивеевском монастыре)
Тропарь преподобной Марфы
глас 2
Равноангельное житие стяжавшая, дивная отроковице и собеседнице Преподобнаго Серафима, Госпоже и мати наша Марфо, ныне в нетленных мощах почиваеши и у Престола Божия предстоиши, моли о нас Милостиваго Бога Небеснаго, Дивеева начальнице
Кондак преподобной Марфы
глас 2
Вострубив ясно Божественная сладкопения,/ явился еси светильник мира светлейший,/ светом сияя Троицы, Андрее преподобне./ Темже вси вопием ти:/ не престай моляся о всех нас.
Величание преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским
Ублажаем вас, преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.
Святитель Авит I Клермонский (Avitus), епископ
(Свв. Авит Клермонский, Сидоний Аполлинарий и Мамерт)
Родился в городе Клермон (Овернь), в знатной семье. Святой Галл, епископ Клермонский, учредил при своей кафедре епископскую школу и поставил во главе ее подававшего надежды молодого Авита, поручив ему воспитание своего племянника Григория Турского.
Около 571 года Авит был избран епископом Клермона; хиротония совершена в Меце в присутствии короля Австразии Сигеберта (561-575).
За время своего епископства Авит крестил большое число иудеев, по его настоянию Григорий Турский взялся за написание «Истории франков». Авит построил в Клермоне и окрестностях 9 церквей, среди которых Нотр-Дам-дю-Пор, где он был погребен.
Житие Авита сохранилось в рукописи XII века (копия с более древнего оригинала) из библиотеки Клермона.
Священномученик Павел Ягодинский, пресвитер
(Новомученики Мордовские)
Священномученик Павел Ягодинский родился 8 декабря 1879 года в селе Сайгуши Ардатовского уезда Симбирской губернии (ныне Республика Мордовия, Чамзинский район) и происходил из семьи псаломщика местной церкви. Образование он получил в Духовной семинарии, в 1900 году женился и принял диаконский сан. Служить отец Павел стал в селе Шугурово Ардатовского уезда Симбирской губернии. Через некоторое время он был рукоположен во иереи.
Согласно воспоминаниям, отец Павел был человеком трудолюбивым, добрым, предельно честным. Он не стремился скрывать свои мысли по поводу происходящего в послереволюционные годы и говорил о том, что его тревожило. Именно поэтому его имя попало в списки участников «контрреволюционного кулацкого восстания», вспыхнувшего в уезде в 1919г.
В 1929 году священник был арестован с обвинением в «неуплате государственных налогов» и приговорен к 8 месяцам исправительно-трудовых работ. После выхода на свободу он опять стал служить в церкви села Шугурово. Отец Павел старательно исполнял свой священнический долг: крестил новорожденных, венчал, отпевал. Многих он побуждал к активной деятельности, многих воодушевлял теплым одобрением, слабых – поддерживал, обиженных защищал. В 1930 году церковь села Шугурово была закрыта, а отец Павел арестован. После освобождения в 1933 году, он стал служить в церкви села Бузаево Большеберезниковского района Мордовской АССР. Жена у священника к этому времени умерла, и он жил поочередно у своих сыновей. Каждый из них уже определил свой путь и устроился в новой жизни.
Однажды у отца Павла состоялся разговор с председателем сельсовета, который советовал священнику «оставить свое ремесло, отказаться от сана и поступить куда-нибудь на определенную работу». Но будущий священномученик на это ответил: «Нет, я не отказывался и не думал отказываться от сана священника. Делать это мне не позволяют мои религиозные убеждения, умру в сане священника».
5 августа 1937 года состоялся третий и последний арест. В доме у отца Павла был произведен обыск, но ничего обнаружено не было. Было сформулировано обвинение: «принимал активное участие в организации контрреволюционного кулацкого восстания и призывал население к терактам над коммунистами». Виновным себя он не признал. На допросе арестованный священник подтвердил свои слова, что не намерен снимать с себя сан, и заявил, что «хотя я и убежденный верующий, но антисоветской агитации нигде не проводил». Тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила иерея Павла Ягодинского к высшей мере наказания. 3 сентября 1937 года он был расстрелян.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Мученица Васса и чада ее: мученики Феогний, Агапий и Пист
Святая мученица Васса жила в царствование императора Максимиана в городе Едессе; соединившись брачными узами с некоторым жрецом идольским, по имени Валерием, она родила трех сыновей: Феогния, Агапия и Писта и воспитала их в благочестии христианском, так как была христианкой (она получила познание о святой вере христианской от своих родителей). Будучи оклеветана мужем своим, она должна была предстать судии языческому, которому и исповедала себя христианкой; посему она была заключена в темницу вместе с чадами своими. Потом святая Васса была выведена на судилищное место; при этом на ее глазах сыновья были преданы различным мучениям: сначала был повешен и подвергнут строганию Феогний; потом был предан биению другой сын ее Агапий; сему Агапию мучители сняли кожу с головы до груди, но он молчал и не проронил ни одного слова; затем был предан различным мучениям и третий сын ее. Мать, взирая на страдания детей своих, укрепляла их и молитвенно увещевала мужественно перенести подвиг свой. И все сии три отрока, мужественно вытерпев все возлагавшиеся на них мучения, одновременно были усечены мечом.
Васса, мать их, возрадовалась, предпослав ко Христу возлюбленных детей своих; потом снова была подвергнута темничному заключению; при сем она была томима голодом, но получала пищу от ангела, чем укреплялась к еще большим страданиям. Потом, согласно приказанию мучителя, она была отведена в Македонию и понуждаема здесь к мерзкому жертвоприношению; однако не послушалась мучителей, за что была брошена сначала в воду, потом в огонь; после сего была подвергнута биению камнями, но осталась невредимой посреди всех мучений. Когда она была отведена в идольское капище, то взяла кумир бога Зевса, бросила его на землю и разбила. Потом святая Васса была отдана на съедение зверям, но осталась невредимой посреди них. Тогда мучители бросили ее в море на тридцать поприщ от берега. И видели все, смотревшие издалека на святую, как три светлых мужа, сиявшие ярче солнца, повели святую в корабль и посадили ее на престоле. Спустя восемь дней после сего, святая Васса явилась воинам на некоем острове, называющемся Геллеспонтом; когда об этом узнал игемон македонский, по имени Филипп, то написал к управителю кизикской страны (геллеспонтской епархии), о том, чтобы взять мученицу; сей, взяв святую, принуждал ее к идольскому жертвоприношению. Но, увидав, что святая оставалась непреклонной, приказал связать ей назади руки и бить ее без милосердия по всему телу; наконец, приказал усечь честную главу ее. Так предала святая мученица Васса святую душу свою в руки Христа Бога, Коему воссылается слава ныне, всегда и в бесконечные веки.
Аминь.
Известно, что около 450 года в Халкидоне уже существовала церковь во имя святой мученицы Вассы.
Блаженный Фаддей Петрозаводский, местночтимый святой Петрозаводской епархии
Память 21 августа и в Соборе Карельских святых
Происходил из Олонецкого края. Это был мирянин-старец среднего роста, он носил под темной свиткой жесткую власяницу и вериги с железным крестом на груди. В руках его неизменно был железный посох. Жил в уединении, постоянно занятый трудом и молитвой, употреблял одну постную пищу и то лишь на столько, чтобы поддержать жизнь.
Когда в Петровской слободе стали строиться Петровские заводы и наполнятся пришлым людом, старец Фаддей стал выходить из своего уединения по временам и приходить в слободу с проповедью. В 1706 году поселился в слободе, жил около устья Неглинки.
В слободе часто приступали к Фаддею сектанты с разговорами о вере, на что он неизменно отвечал им чтением Символа Веры, спрашивая, так ли они содержат, а когда получал лукавые ответы, от дальнейших приставаний оборонялся своим посохом.
Иногда, бегая мирской славы, говорил прикровенно, юродствуя, и лишь по времени становился понятным смысл его речей.
Угнетенные тяжелым трудом и впечатлениями сурового края, насельники слободы в дни отдыха искали забвения в вине и разгуле. Против того и другого восставал строгим обличителем праведный старец, за что ему нередко приходилось сносить обиды и побои. Блаженный кротко переносил всё это, молча уходя от обидчиков и молясь за них.
Внешним видом своим старец напоминал нищего, поэтому люди охотно давали ему милостыню, которую Фаддей тайно раздавал беднякам. Блаженный часто посещал храм.
Его уважали за бескорыстие, прозорливость и мудрость. Фаддей слыл провидцем, и многие обращались к нему за советом или утешением.
В слободе было много старообрядцев, сосланных сюда из разных районов России, недаром современники называли Олонецкий край "раскольничим гнездом", старообрядцам ненавистен был Петр с его церковными реформами, поэтому они постоянно возносили хулу на выстроенный по приказу императора Петропавловский собор. Но Фаддею удалось смирить и их, поскольку старобрядцы видели в нем образец "древлего благочестия". Поэтому смолкали анафемы против православного храма, за порогом которого каждую службу молился смиренный Фаддей.
Часто на заводы приезжал царь Петр. Впервые встреча Фаддея с Петром I произошла в 1719 году. При выходе государя из церкви народ радостно приветствовал его, а Фаддей бросился к нему в ноги. Царь приказал поднять старца, долго беседовал с ним. Фаддей понравился Петру, и с тех пор его пропускали во дворец беспрепятственно. Потом, уже из Петербурга, царь писал петрозаводскому ландрату Муравьеву, что Фаддея здесь "считают за чудо", и велел, чтобы его "отвели на заводы и кормили там до смерти". С этого времени старец поселился в хижине к северу от Петропавловского собора.
В 1724 году государь был в последний раз на Петровских заводах. При отъезде старец предсказал ему скорую кончину. Царь в волнении велел присмотреть прилично за Фаддеем. Но слуги переусердствовали и засадили старца в острог.
Незадолго до смерти Петр I вспомнил о предсказании Фаддея, справился, жив ли он, и, узнав, что старец содержится в заключении, послал на Петровские заводы гонца с приказом, освободить блаженного и выдавать до смерти пенсию.
Когда старца освободили, он отказался от пенсии и жил по-прежнему подаяниями.
Скончался 21 августа 1726 года. Похоронили его напротив Воскресенской церкви.
Вскоре над могилой блаженного выстроили деревянную часовенку, освященную во имя апостола Фаддея, которая простояла до 1802 года, когда губернатор Окулов А. М., живший близ церкви в каменном доме, заметил напротив церкви у самого входа неблаговидный старый бревенчатый сруб, приказал его разобрать, а место расчистить. Но, спустя некоторое время, тот же губернатор приказал сделать над могилой Фаддея блаженного вместо деревянного каменный памятник. По преданию, это распоряжение было вызвано тем, что святой старец в сновидении явился Окулову со строгим обличением за слом дома над его могилой.
В конце XIX века на пожертвования петрозаводчан была построена каменная часовня над могилой блаженного старца. Фаддей был настолько почитаем, что жители города устроили посреди часовни мраморное надгробье, украшенное парчей и сплошным покровом цветов.
В 1930 году могилу уничтожили, а надгробие передали в краеведческий музей. Потом оно куда-то исчезла. Но его позже удалось разыскать: она находилась в мастерской петрозаводского скульптора И. Акулова.
26 октября 2000 г. был причислен к лику святых Петрозаводской епархии.
(Церковь Фаддея Петрозаводского - Верхнеолонецкий - Олонецкий район - Республика Карелия)
Чудом сохранившееся мраморное надгробье с могилы блаженного Фаддея, обнаруженное в 2006 году на месте расположения часовни, находится в ограде возле Александро-Невского собора.
Тропарь
глас 4
Земли Карельския утешение духовное, тихое пристанище благодати Божией, святый блаженне Фаддее, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак
глас 1
Нищетою богатый, пламенем любви ко Господу исполненный, слезами, молитвой, постом благодать Святаго Духа стяжавый, дар прозорливости нам явивый, яко свеща яркая в земли Карельския возсиял еси, о святый блаженне Фаддее, теплый молитвенниче о душах наших.
Величание
Ублажаем тя, святый праведный отче Фаддее, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Молитва
О, святый угодниче Божий, блаженне Фаддее! Ты подвигом Христа ради юродства в земли Карельстей подвизался еси. Ты восприял еси на Небесех венец правды, уготованный Господом любящим Его. Мы же, взирающе на образ твой святый, воспоминаем болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове, себя же ни во что вменяя, служа людям молитвой и мудрым словом. Избегнув людския славы, духовным забралом юродства прикрываяся, обличителем пороков мира сего явился еси, ревнитель Православной веры, и чистоты ея от ереси защитник был еси. Ты же, ныне предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси. Да вразумит нас Господь жизнь нашу по заповедем Его созидати. Да простятся молитвами твоими, блаженнее Фаддее, всякия грехи наша вольная и невольная и вразумит нас Господь приносити достойныя плоды покаяния и подаст помощь в учении отрокам нашим.
О, святый блаженне отче Фаддее, да избавимся молитвою твоею от скорбей и болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим избежати глубин адских, но будем вечно славити во святых своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.