Седмица 12-я по Пятидесятнице.
Успенский пост
Апостола Матфия (ок. 63); Собор Соловецких святых.
Мч. Антония Александрийского; прп. Псоя Египетского (IV); мчч. Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия (Фоки), Петра, Леонтия, мц. Марии Патрикии, протоспафария мч. Григория и других (730).
Прп. Макария Оредежского († 1532); свт. Филарета, архиеп. Черниговского (1866; Чернигов.).
Прмц. Маргариты (Гунаронуло), игумении (1918).
Святые дня, молите Бога о нас!
Апостол Матфий
Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина; с раннего детства он изучал Закон Божий по Священным Книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий уверовал в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь «посылал по два пред лицем Своим» (Лк. 10, 1).
По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского (Деян. 1, 15-26). После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами (Деян. 6, 2; 8, 14). Из Иерусалима с апостолами Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным. После этого апостол Матфий путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время 3-го путешествия апостола Андрея святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии.
По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности, но Господь сохранял его живым для дальнейшей проповеди Евангелия. Однажды язычники заставили апостола выпить отравленное питье. Апостол выпил его и не только сам остался невредимым, но исцелил и других узников, ослепших от этого питья. Когда святой Матфий вышел из темницы, язычники тщетно искали его, так как он сделался для них невидимым. В другой раз, когда язычники в ярости бросились, чтобы убить апостола, земля разверзлась и поглотила их. Апостол Матфий вернулся в Иудею и не переставал просвещать своих соотечественников светом учения Христова. Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил очень многих к вере во Христа.
Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма апостола Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос – Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу. После этих слов апостол Матфий был осужден синедрионом на смерть и побит камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. (По некоторым источникам, апостола Матфия распяли на кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде).
Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.
Тропарь апостола Матфия
глас 3
Апостоле святый Матфие,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Матфия
глас 4
Светозарное, яко солнце,/ во весь мир изшедшее/ вещание твое/ просвещает языческую Церковь благодатию,// чудоносче Матфие апостоле.
Кондак апостолов
глас 2
Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.
Преподобный Псой Египетский
Преподобный Псой подвизался в Египетской пустыне в IV веке. Матери преподобного дважды во сне являлся Ангел и спрашивал, кого из сыновей она отдаст на служение Богу. Пока она раздумывала, Ангел указал на младшего — Псоя, и та с радостью согласилась. Он был воспитан в духе христианского благочестия и еще в юные годы воспылал желанием посвятить свою жизнь Богу.
Когда Псой вырос, то удалился в пустыню. Первоначально он поселился рядом с пещерой преподобного Иоанна Египетского, который через некоторое время благословил преподобного перейти в Нитрийскую пустыню. Там святой Псой жил в пещере в 15 км от келии преподобного Макария Великого. Вскоре слава о нем разнеслась среди жаждущих спасения и многие пришли к святому Псою за духовным окормлением. Так возле него образовался монастырь.
К имени преподобного добавляют и прозвище Милостивый. Говорят, что он многажды в своей жизни удостаивался лицезреть Христа. До нас дошло следующее предание. Псой встречал всех путников, заходивших в монастырь, и сам омывал им ноги. Однажды на ногах одного из пришельцев он увидел раны от гвоздей. «Кажется, я тебя знаю», – с благоговейным ужасом произнес Псой. Путник исчез. Явившийся Ангел возвестил Псою, что то был Христос. Тогда преподобный в благодарность за оказанную ему милость выпил воду, которой омывал ноги Спасителя.
Святого Псоя также называют Христоносцем. Однажды ученики стали просить преподобного сделать так, чтоб и им встретить Христа. Псой помолился и по извещении свыше позвал их вместе взойти на гору. На пути они увидели старого калеку, который, узнав, куда они идут, попросился с ними. Ученики отказали старику. Позади шел Псой. Старик обратился и к нему с той же просьбой. Преподобный сжалился над калекой и посадил его к себе на плечи. Скоро Псой изнемог и далеко отстал от учеников. «Знаешь,– наконец сказал он калеке, – что-то ты становишься все тяжелее и тяжелее. Не пойму, почему это происходит». И вдруг он обратил внимание на ноги старика: на них были раны от гвоздей. Псой вострепетал: «По-моему, я уже омывал когда-то Твои ноги!» Калека исчез.
Псой, добравшись наконец до вершины, нашел там своих учеников. «Где же ты был? Где же Христос?» – спросили они. А он отвечал: «Не на горе надо Его искать, а в ближнем своем».
(монастырь прп. Псоя в Египте)
В монастыре Святого Псоя сохранилось дерево преподобного Ефрема Сирина, которое, по преданию, выросло из его посоха. Святой Ефрем путешествовал по египетским монастырям и посетил обитель Псоя. Братия монастыря в какой-то момент стала укорять преподобного в том, что он ходит с жезлом, как архиерей. Тогда Ефрем воткнул посох в землю, чтобы не смущать братию, и удалился на молитву. Посох пророс, и святой по возвращении не смог его забрать. Ветвистое дерево в монашеском садике до сих пор зеленеет в обличение осуждающих.
(мощи прп. Псоя Египетского)
Мощи преподобного Псоя сохранились нетленными.
Собор Соловецких святых
Собор Соловецких святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Соловецкой обители.
Прославленные подвижники пострадавшие в обители во времена безбожных гонений XX века составляют особый Собор новомучеников и исповедников Соловецких (празднуется завтра, 10 августа).
Празднуется 9 августа
• Прп. Савватий (+ 1435, память 8 августа, 27 сентября)
• Прп. Зосима, игум. Соловецкий (+ 1478, память 17 апреля, 8 августа)
• Прп. Герман (+ 1479, 30 июля, 8 августа)
• Прп. Василий келейник (XV)
• Прп. Герасим Отшельник (XV)
• Прп. Ианнуарий (XV)
• Прп. Иоанн Свещеносец (XV)
• Прп. Макарий рыболовец (XV)
• Прп. Онуфрий пустынник (XV)
• Прп. Стефан трудник (XV)
• Прп. Филипп пустынник (XV)
• Прп. Досифей затворник (XV-XVI)
• Прп. Елисей Сумский (XV-XVI, память 14 июня)
• Прп. Иоанн Яренгский (+ 1544-45, память 3 июля)
• Прп. Лонгин Яренгский (+ 1544-45, память 3 июля, 16 октября)
• Прп. Вассиан Пертоминский (+ 1561, память 5 июня, 12 июня)
• Прп. Иона Пертоминский (+ 1561, память 5 июня, 12 июня)
• Свт. Филипп, митр. Московский (+ 1569, память 9 января, 31 мая, 3 июля)
• Блж. Феодорит Кольский, просветитель лопарей (+ 1571, память 17 августа)
• Прп. Андрей пустынник (+ 1606)
• Прп. Антоний, игум. Соловецкий (+ 1613)
• Прп. Иаков Костромской, игум. Соловецкий (+ 1614)
• Прп. Никифор пустынник, новгородец (+ 1617)
• Прп. Иов Ущельский (+ 1628, память 5 августа)
• Прп. Иринарх, игум. Соловецкий (+ 1628, память 17 июля)
• Прп. Адриан пустынник (+ ок. 1632)
• Прп. Диодор Юрьегорский (+ 1633, память 20 ноября, 27 ноября)
• Прп. Тимофей (в схиме Феодор) Соловецкий, Алексинец, пустынник (+ 1634)
• Прп. Савва пустынник (+ 1636)
• Прп. Елеазар Анзерский (+ 1656, память 13 января)
• Свт. Маркелл, архиеп. Вологодский (+ 1663, память 22 марта)
• Прп. Авксентий Кашкаранский, инок Соловецкий (XVII)
• Прп. Аксий Кашкаранский, инок Соловецкий (XVII)
• Прп. Алексий калужанин (XVII)
• Прп. Гурий, инок чудный (XVII)
• Прп. Ефрем черный, пустынник (XVII)
• Блж. Иоанн I (XVII)
• Блж. Иоанн II (XVII)
• Прп. Иосиф I (XVII)
• Прп. Иосиф II, младой (XVII)
• Прп. Кассиан Муезерский (XVII)
• Прп. Кирик (Кириак), больничный старец (XVII)
• Прп. Мисаил иеромонах (XVII)
• Прп. Нестор пустынник (XVII)
• Прп. Севастиан (XVII)
• Прп. Тарасий Кашкаранский, инок Соловецкий (XVII)
• Прп. Тихон москвитянин (XVII)
• Прп. Трифон (XVII)
• Прп. Феодул рязанец (XVII)
• Прп. Иов Анзерский, в схиме Иисус (+ 1720, память 6 марта, 29 мая)
Тропарь всем соловецким святым
глас 4
Взыскующе Христа вожделеннаго бисера, во страну полунощную востекли есте, и подвигом первоначальников соловецких поревновавше, леса и пустыни облагоухали есте своими богоугодными молитвами. Темже и Христос вас прослави, и мы вопием: вси святии Соловецтии, молите Бога спастися душам нашим.
Кондак
глас 3
Духовнаго жительства желающе, устремистеся в суровыя островы Беломория и, безбедно преплывше житейское море, соблазнов мирских избегосте и в радости велией водвористеся. Непрестанным умным восхождением Бога достигли есте и нас учите небесному восходу.
Молитва собору преподобных отец соловецких, чудотворцев
О божественный полче, Небеснии воини Христа Бога, Преподобнии и богоноснии отцы Соловецтии! Вы первее ралом евангельских учений души своя плодоносны явили есте, послежде и неплодную пустыню сию, яко благоцветущий рай соделали есте. И явилися есте жертвы благоприятныя Богу, преобразившеся умным деланием, во Свете Невечернем узрели есте будущей жизни славу. И Божественым огнем души своя возжгосте, востекли есте в Сион Горний и Нетварнаго Света причастилися есте. Темже и нам, на земли сущим, ходатайствуете душам спасение, земных плодов изобилие, времена мирна, блага. Да и мы, недостойнии, направляемии вашими молитвами поне, на конец нашего многомятежного жития, возлюбим вечное паче временнаго, и в свой единонадесятый час поработаем с усердием Небесному Домовладыке Христу, и услышим Его благоуветливый глас: "Приидите, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира". И мы с сердечным благодарением пролиемся слезами неизреченной радости и восхвалим великое и достопокланяемое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Мученик Антоний Александрийский
(мчч. Наталия_ Виктор и Антоний Александрийский)
Святой мученик Антоний был родом из города Александрии1, веровал во Христа и проводил богобоязненную жизнь. Его схватили и привели к начальнику города. На допросе он объявил себя христианином и смело стал проповедовать о Христе, как об истинном Боге. За это он был повешен на дереве, и его стали строгать по телу железными орудиями, но он не отрекся от Христа и сопротивлялся мучителям, терпеливо перенося мучения, вследствие чего и осужден был на сожжение огнем. Стоя на костре, он так поучал предстоящих:
– Возлюбленные братья мои! не служит столько телу, но больше душе. Помните, что она дана вам Богом и сродна разумным Божественным силам2 и заботьтесь о том, чтобы принести ее Владыке чистою.
После кончины святого мученика3 тело его было найдено нисколько не поврежденным.
________________________
Примечания
1 Город Александрия находился в Египте на берегу Средиземного моря.
2 Под Божественными силами здесь надо разуметь ангелов.
3 Время кончины святого мученика Антония не известно.
Мученики Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Фотий, Петр, Леонтий, Мария патрикия, протоспафарий Григорий и прочие
(мч. Мария Патрикия)
Мученики Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Фотий, Петр, Леонтий, Мария Патрикия, протоспафарий Григорий и прочие пострадали за святые иконы в 730 году при императоре иконоборце Льве Исаврянине (717-741).
Император низверг с патриаршего престола святого Патриарха Германа (715-730) и послал его в заточение, а на патриарший престол незаконно возвел иконоборца Анастасия (730-753). По императорскому указу все иконы должны были быть изъяты из храмов и домов и уничтожены. В Константинополе над так называемыми «медными» воротами со времен святого благоверного царя Константина Великого (324-337) была укреплена чудотворная икона Спасителя, сделанная из меди. Эту икону император и Патриарх Анастасий приказали снять. Воин приставил лестницу и влез наверх, чтобы снять икону. Собравшийся народ возмутился этим святотатством. Среди толпы находилась патрицианка (Патрикия) Мария, женщина знатного рода; она, а вслед за ней и многие другие бросились к лестнице и потянули ее от стены, чтобы не дать воину дотронуться до иконы. Лестница обрушилась, стоявший на ней воин упал и разбился насмерть. Это было 19 января 730 г.
(мученик Дмитрий Константинопольский)
В защите иконы приняли участие также протоспафарий (начальник воинов) Григорий и преподобномученица дева Феодосия (память 29 мая). Узнав об этом, император тут же предал смерти множество православных, имена и число которых знает только Господь. Мученическую смерть принял и протоспафарий Григорий. Но некоторые православные из знати – Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Леонтий, Фотий и Петр – были заключены в темницу и содержались там около 8 месяцев, каждый день принимая по 500 ударов; силою Христовою они в этих мучениях оставались живыми и мужественно переносили страдания. По приказу императора им сожгли лица раскаленным железом и отрубили головы. Святая Мария Патрикия, которая не была заключена в тюрьму, узнав о предстоящей казни, добровольно приняла мученическую кончину.
Тела мучеников были зарыты в пелагиевой местности близ храма святого мученика Феодора и обретены нетленными через 139 лет.
Тропарь мученикам
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Преподобномученица Маргарита (Гунаронуло)
Маргарита (Гунаронуло Мария Михайловна) - по происхождению гречанка, родилась примерно в 1865-1866гг. До принятия иночества Мария Михайловна проживала в Киеве. Духовником ее был протоиерей Александр Корсаковский, настоятель Киево-Георгиевской церкви, в приходе которого она жила.
В своих воспоминаниях князь Н.Д. Жевахов, знавший матушку задолго до принятия ею монашества писал: "Я видел в лице Марии Михайловны воплощение пламенной веры и горячей любви к Богу. Маленькая, тщедушная, почти уже старушка, она горела как свеча пред Богом: все, кто ее знал, знали и то, что она родилась точно для того, чтобы согревать других своей любовью…
…Такие люди, все отдающие другим и ничем не пользующиеся со стороны других, всегда одиноки... Никто никогда не спросит у них - может быть и им что-нибудь нужно, может быть, и они нуждаются в поддержке и в том, чтобы получить ответную ласку. К ним шли, когда было нужно, но не замечали, когда нужда в них проходила... "
После иноческого пострига монахиня Маргарита стала насельницей женской монашеской общины "Отрада и Утешение" (ст.Лопасня, Серпуховский уезд Московская губерния), где игуменией была престарелая графиня Орлова-Давыдова. Этот период жизни явился для нее тяжелым испытанием, потребовавшим большого мужества, терпения и смирения.
Указом Св. Синода от 18 января 1917 г. за N685, монахиня Маргарита была назначена на вакансию настоятельницы Мензелинского Пророко-Ильинского женского монастыря Уфимской губернии, с возведением ее в сан игумении. Это назначение состоялось благодаря стараниям князя Н.Д.Жевахова, бывшего к тому времени Товарищем обер-прокурора Св. Синода. Возведение в игуменский сан происходило в Москве, в присутствии Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, чрезвычайно (по воспоминаниям князя) полюбившей матушку Маргариту.
Переезд в Мензелинск был длителен и чрезвычайно труден. Прибыла настоятельница игумения в обитель в конце зимы 1917г. Пророко-Ильинский нештатный общежительный монастырь был одной из крупнейших женских обителей Уфимской епархии. В ней было три храма: Ильинский, Вознесенский и трехпрестольный каменный соборный храм Тихвинской иконы Божией Матери. Действовала монастырская церковно-приходская школа. Имелось налаженное монастырское хозяйство с фруктовыми садами, огородами, пасеками. Монахини трудились в гостинице для паломников, в иконописной, золотошвейной, столярной, портняжной, чеботарной и переплетной мастерских, а также в просфорной, трапезной, хлебной. В монастыре имелась даже собственная фотография.
Всего к 1917г. в монастыре проживало 50 монахинь и 248 послушниц. Умная и образованная, игумения славилась своей строгой аскетической жизнью и устроением жизни монастырской в духе древнего благочестия. Она равно заботилась и о внешнем благоустроении обители, и о внутреннем духовном мире насельниц монастыря.
Служение матушки Маргариты началось в смутное время. В апреле 1917г. революционная волна докатилась до Ильинского монастыря. Во время гражданской войны территория Уфимской губ. много раз переходила от красных к белым и обратно. По постановлению Временного правительства церковно-приходские школы должны были перейти в ведение Министерства народного просвещения. Игумении Маргарите удалось защитить монастырскую школу от этой передачи.
(Мензелинский Пророко-Ильинский женский монастырь. Начало XX века)
18 апреля 1918г. игумения Маргарита была избрана в состав Епархиального совета. В мае 1918г. начался чехословацкий мятеж. К середине июля вся губерния была освобождена от власти большевиков. Однако на западных границах губернии бои продолжались, и г.Мензелинск неоднократно переходил из рук в руки.
По рассказу бывшей насельницы Пророко-Ильинского монастыря монахини Алевтины, игумения Маргарита в какой-то момент решила уйти с белыми и не оставаться при власти большевиков: "Она уже была на пристани, когда ей явился образ Святителя Николая, произнесший: "Зачем ты бежишь от своего венца?". Потрясенная видением, игумения вернулась в монастырь и поведала о происшедшем монастырскому священнику. Она попросила этого священника заранее заготовить для нее гроб, а после отпевания похоронить ее в тот же день".
В ночь с 10-го на 11-е августа 1918 г. (н.ст.) большевики внезапно покинули г. Мензелинск. Жители создали добровольческий отряд по охране города и установили связь с отрядами Народной (Белой) армии. 21 августа большевики снова повели наступление на Мензелинск. Отряд Народной Армии и отряд по охране города в течение 4-х часов выдерживали натиск противника, но большевики ворвались в город и устроили форменную резню... Число расстрелянных в Мензелинске 21-22 августа достигало 150-200 человек. В той кровавой расправе погибла и игумения Маргарита. По другим сведениям игумения Маргарита была арестована во время службы.
Через линии фронтов Гражданской войны до князя Н.Жевахова дошли следующие подробности убийства матушки: "В начале октября 1918г. ворвавшись в монастырскую ограду, большевики пожелали осквернить храм, но игумения не пустила их туда. Матушка безбоязненно вышла к толпе пьяных и вооруженных до зубов большевиков и кротко сказала им: "Смерти я не боюсь, ибо только после смерти я явлюсь ко Господу Иисусу Христу, к Которому всю жизнь свою стремилась. Вы только ускорите мою встречу с Господом... Но я хочу терпеть и страдать в этой жизни без конца, лишь бы только вы спасли свои души... Убивая мое тело, вы убиваете свою душу... Подумайте над этим".
В ответ на эти слова посыпались площадная брань и требования открыть храм. Игумения наотрез отказала, а большевики сказали ей: "Так смотри же: завтра, рано утром, мы убьем тебя"... С этими словами они ушли. После их ухода, заперев на запоры церковную ограду, игумения Маргарита вместе с сестрами отправилась в храм Божий, где провела всю ночь в молитве, а за ранней обедней причастилась. Не успела игумения выйти из храма, как большевики, видя матушку сходящей с амвона, взяли ее на прицел и в упор выстрелили. "Слава Тебе, Боже!" - громко сказала игумения Маргарита, увидя большевиков с установленными против нее ружьями, и... замертво упала на пол, пронзенная ружейными пулями извергов".
Игумения Маргарита была расстреляна 9/22 августа 1918г.
(Манзелинский Пророко-Ильинский женский монастырь в наши дни, сохранилась ограда и башня)
26.10.1999 года игумения Маргарита была канонизирован как местночтимая святая Уфимской епархии. По представлению Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (13-16 августа 2000г.) игумения Маргарита была причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Преподобный Макарий Оредежский
Ученик преп. Александра Свирского (30 авг.), Прп. Макарий недолго жил в Троицкой обители. Ища пустынножительства, он с благословения св. Александра, оставил Свирский монастырь и ушел подвизаться на р. Оредежу, близ Ладожского озера. Со временем к нему собралась братия. Они построили храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и основали монастырь. Основатель Успенской пустыни на реке Оредеже, в Олонецком уезде;Преставился прп. Макарий в 1532г. Святая Церковь празднует его память: 9/22 августа, на Собор Карельских святых и Собор Санкт-Петербургских и Ладожских святых.
Расположенная на границе Новгородской и С.-Петербургской губерний, в 20 верстах севернее железнодорожной станции Любань, среди лесистых болот, прозванных Макарьевскими мхами, Успенская пустынь была основана в начале XVI в. учеником и последователем прп. Александра Свирского преподобным старцем Макарием.
После разорения шведами обитель длительное время, чуть ли не до середины XIX в., находилась в запустении. С основанием Александро-Невского монастыря, она состояла в числе приписных, а в 1764 г. была упразднена и обращена в приход. Возрождение обители было связано с именем ижорского крестьянина А. Ф. Кононова, на средства которого в 1840 г. здесь была поставлена новая Успенская церковь, где покоились обретенные мощи преподобного Макария.
Тропарь преподобных (общий)
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.