Неделя 8-я по Пятидесятнице.
Вмц. Марины (Маргариты) Антиохийской (IV).
Память святых отцов шести Вселенских Соборов.
Мучеников Сцилитанских или Исхлиских: Сперата, Нарзала, Киттина, Ветурия, Феликса, Аквилина, Лаэтанция (или Келестина), Ианнуарии, Генеросы, Вестии (или Гестии), Донаты, Секунды (180; Греч., Зап.); прп. Иринарха Соловецкого, игумена (1628); прп. Леонида Устьнедумского, иеромонаха (1654); Перенесение мощей прп. Лазаря Галисийского, иеромонаха; мч. Кенельма отрока, короля Валлийского (ок. 821; Кельт. и Брит.); свт. Евфрасия, еп. Ионопольского.
Икона Божией Матери: Святогорская.
Святые дня, молите Бога о нас!
Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская
Святая Марина родилась в семье языческого жреца из города Антиохии, центра малоазиатской провинции Писидия. Воспитала её кормилица, жившая в поместье, принадлежавшем матери Марины, которая умерла, когда святая была ещё грудным ребёнком. От кормилицы или от другого, не называемого по имени, человека Божия из бродячих проповедников Марина в возрасте 12 лет узнала основы христианства.
Услышав рассказ о зачатии и рождении Пресвятой Девой Иисуса Христа, Марина окончательно укрепила веру в христианского Бога и своё намерение отказаться от мирских соблазнов. Она решила никогда не выходить замуж и, несмотря на то, что привлекала внимание мужчин, стать невестой Христовой. Некоторые источники прямо указывают на ее готовность «положить свою душу за Господа».
Правитель той области Олимврий очаровался красотой Марины и захотел взять ее в жены. Святая не скрывала, что она христианка. Тогда правитель отдал ее на попечение одной знатной женщине, надеясь, что та уговорит девушку отречься от Христа. Затем Олимврий предложил ей руку и сердце публично, в центре города, с подиума префекта, но святая Марина осталась неколебимой в своём отказе.
На смену искушениям житейским, обещавшим ей славу и богатство, немедленно пришли страдания физические. Силы, позволившие превозмочь физические страдания и искушение прекратить боль ценой вероотступничества, мученица черпала в молитвах ко Господу. Святая мужественно претерпела жестокие истязания: ее секли прутьями, строгали тело трезубцами, вбивали в нее гвозди, жгли огнем.
Но и этот, второй, уровень искушения не исчерпывает подвига святой. Источником третьего уровня испытаний выступил сам сатана, чей натиск был также троекратен.
В первый раз дьявол явился святой в темнице, в ночь после первого дня пыток, когда она молилась, как уточняет коптская версия, сложив руки крестообразно. В русской агиографии подчёркивается, что Марина сама испрашивала Господа в молитве: «Дай мне увидеть врага рода человеческого, воюющего против меня. Пусть он лицом к лицу станет предо мной. Ты Судия и Властитель живых и мертвых — так суди между мной и диаволом. Избавь меня от погибели. Помоги мне одолеть его, Твоей непобедимой силой отправь сатану в преисподнюю».
Приняв образ змея (дракона), сатана поглотил пленницу. Но святой Марине удалось сотворить в его чреве молитву и крестное знамение, что разорвало дракона на части. Вновь оказавшись на полу в темнице, Марина увидела в углу самого сатану, который начал второй натиск на святую, физический.
Особенность, отличающая великомученицу Марину от других святых дев и даже мужей, состоит в том, что сатане девушка оказала активное физическое сопротивление. Вступив с ним в единоборство, святая Марина продолжала творить молитвы. Заметив лежащий в углу темницы медный молот, она схватила его и стала бить им сатану по голове, удерживая того за рога. Наступив сатане на шею, святая Марина произнесла: «Отступи от меня, беззаконный отец геенны!» После этого небеса раскрылись, тело мученицы получило исцеление от вчерашних ран. Голос свыше ободрил её, призвав ничего не бояться.
Но диавол предпринял третий натиск на девушку. Под личиной откровенности рассказа о своих злодеяниях он пытался увлечь её в те грехи, которым святая противостояла. Но Марина победила отца лжи, осенив его крестным знамением. Бездна поглотила сатану, а святая провела остаток ночи в молитве благодарения и радости, пока не начался день ее последнего подвига.
Епарх снова пытался сломить сопротивление святой девы истязаниями. Мученицу подвесили на дереве, опаляли огнем, топили в бочке с водой - и это стало ее святым Крещением. Когда ее погружали в воду, внезапно засиял свет, и на девушку опустилась белоснежная голубка с золотым венцом в клюве.
Пораженные люди начали славить Бога и исповедовать себя христианами. Правитель приказал всех казнить. В тот день вместе с пятнадцатилетней невестой Христовой Мариной обезглавили 15 000 человек. Это произошло в 304 году.
Традицию почитания святой Марины установил свидетель заточения и казни великомученицы, а затем и агиограф, Феотим. Умастив ароматами и благовониями тело святой, он поначалу поместил его в дом одной благочестивой сенаторши в самой Антиохии. Впоследствии мощи были положены в каменную гробницу в специально построенном молитвенном доме — мартирии, где каждый год в день памяти святой совершалась литургия, а затем устраивалась трапеза в честь великомученицы. Основанием для признания Марины святой явились многочисленные чудеса, приписываемые её мощам.
Уже с IV столетия святая Марина почиталась как избавительница от напастей и бед, от неправедного суда и беззаконного приговора. В Афонском проскинитарии (описании святых мест) 1701 года говорится, что её мощи исцеляют страждущих, подают «исцеление больным, утешение скорбящим, исправление и прощение живущим во грехах». Святая великомученица Марина, победившая диавола при жизни, защищает от клеветы и наветов вражиих, предстательствует за обуреваемых духами злобы — бесноватых и душевнобольных, а также за тех, кто находится на смертном одре, отгоняя от них демонов.
Высказывается предположение, что на некотором этапе истории западной Европы Марина была переименована в латиноязычной агиографии в Маргариту в порядке обратного перевода прозвища «жемчужина, перл», данного ей за красоту и благородство. Святую с некоторого момента начинают почитать в разных частях Европы под разными именами: ближе к югу и востоку под оригинальным именем Марина, а на Западе и Севере — как Маргариту.
На греческих и коптских иконах великомученицы Марины часто присутствует либо дракон, либо дьявол в образе темнокожего рогатого низкорослого мужчины. В последнем случае святая держит его одной рукой за рог или клок волос, замахиваясь при этом другой рукой, вооружённой молотом.
(мощевик в храме Илии пророка в Обыденском переулке в Москве с частицей мощей великомученицы Марины (Маргариты))
Частица мощей святой находится в мощевике в правой приделе храма Пророка Божьего Илии в Обыденском переулке.
(храм Илии пророка в Обыденском переулке в Москве)
Великомученица Марина считается покровительницей города Созополя в Болгарии и 17 июля (они служат по новому календарю) в городе отмечается праздник святой, а в маленьком храме в лесу в паре километров от города совершается праздничное богослужение с освящением воды. В 2016 году нам удалось побывать в этом удивительном месте и Причаститься в этом тихом храме вмч. Марины (http://filin-dimitry.livejournal.com/937945.html).
Кому посчастливится в этот день побывать с Созополе или неподалеку и у кого есть подобные планы, то пишите, я с радостью расскажу как найти этот лесной храм и как и кому поисповедоваться, чтобы можно было причаститься Святых Христовых Таин!
Тропарь великомученицы Марины
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Марина / зовет велиим гласом: / Тебе, Женише мой, люблю, / и, Тебе ищущи, страдальчествую, / и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, / и стражду Тебе ради, / яко да царствую в Тебе, / и умираю за Тя, да и живу с Тобою, / но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. / Тоя молитвами, // яко Милостив, спаси души наша.
Кондак великомученицы Марины
глас 3
Девства добротами преиспещренна, дево, / нетленными венцы венчалася еси, Марино: / кровьми же мученичества обагрена, / чудесы просветившися исцелений, / благочестно, мученице, прияла еси // почесть победы твоего страдания.
Ин кондак великомученицы Марины
глас 3
Марина днесь вражию главу сокрушает,/ победы венец с Небесе приемши./ Егоже бо пророцы удержати не возмогоша,/ того она, связавши, уязви./ Сего ради показася мучеником украшение, вкупе же и похвала.
Молитва великомученице Марине
О святая дево и великомученице Марино, истинная Жениха твоего Христа невесто, во граде Антиохии за веру Христову пострадавшая, сквозе огнь и воду прошедшая и в Царствии Небеснем водворившаяся! Ты от юности всею душею и всем сердцем возлюбила еси Христа, Бога нашего, Тому единому послужити желающи. Ты силою благочестия своего, целомудрием и праведностию просияла еси, поживши свято и непорочно посреде неверных. Ты, благодатию Божиею от ран дивно исцеленная, изумила еси мучителей твоих и многих неверных привела еси к познанию Истиннаго Бога. Ты силою Божиею попрала еси диавола, явльшагося пред очима твоима, и благодать прияла еси во брани врага рода человеческаго побеждати. Ты еси всея Церкве Христовы светильник пресветлый, теплая к Богу молитвенница и всем прибегающим к тебе с верою скорая заступница. О святая Марино, руководи нас к Небесному Отечеству, подаждь нам ревность о спасении, направи стопы наша к деланию заповедей Христовых, на путь подвига духовнаго и исправления жизни. Поминай нас молитвою твоею, помози всем нам жити целомудренно, праведно и благочестиво. Услыши ны, страстотерпице Христова, и умоли Человеколюбца Бога, да подаст Он ходатайством твоим Отечеству нашему мир и благоустроение, всем православным христианом утверждение в вере, благочестии и чистоте, да укрепит в нас братскую любовь, да очистит нас, грешных, от скверны и пороков, да сохранит нас от действа вражия, и помилует Своею благодатию, и Царствия Небеснаго наследники соделает, идеже купно с тобою прославим дивнаго во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Преподобный Иринарх Соловецкий, игумен
Преподобный Иринарх, приняв иноческое пострижение в Соловецкой обители, ревностно подражал добродетельной жизни преподобных Зосимы (память 17/30 апреля) и Савватия (память 27 сентября/10 октября, совместная па¬мять 8/21 августа). Высокие качества души сделали его известным царю, и «светильник» был поставлен «на подсвечнике» (Мф. 5, 15) — в 1614 году, по смерти игумена Антония, преподобный Иринарх был поставлен соловецким игуменом.
В то время Соловецкий монастырь имел большое значение в защите северной России от шведов и датчан. Преподобный Иринарх прилагал немало трудов по укреплению оборонной мощи обители. С восточной стороны монастыря была построена вторая каменная стена с двумя огромными башнями, с северной и южной сторон выкопаны глубокие рвы, обложенные затем камнем. Внутри обители на случай военных действий построили два корпуса для солдат. За счет монастыря были также сделаны новые укрепления в Сумском и Кемском острогах. Обитель содержала увеличенные гарнизоны этих острогов и свой собственный. Заботы преподобного Иринарха о защите отечества имели большое значение и еще при жизни святого подвижника принесли свои плоды. Так, в 1623 году датчане на военных кораблях появились у Карельского острова, но, увидев хорошо укрепленную крепость — Соловецкий монастырь, не рискнул начать военные действия и вернулись в свои воды.
Заботясь о внешней безопасности обители, преподобный много внимания уделял и внутреннему духовному ее укреплению. Сам смиренный и кроткий, постоянно погруженный в богомыслие, он ревновал о поддержании в иноках истинно монашеского духа. Царь Михаил Феодорович вполне сочувствовал благим стремлениям игумена и своей грамотой в 1621 году предписывал неослабное наблюдение за трезвенностью и безмолвием братии. «Как только придет к вам наша грамота, — писал царь, — вы, богомольцы наши, введете строгий надзор и не допускайте исполнять свою волю тем, которые захотят жить слабо, уклоняться к мирским делам или держать (хмельное) питье, выходить из монастыря и творить молвы; строго надзирайте, чтобы братия и послушники жили по правилам св. отцов, а не по своим похотям, и усердно ходили бы в церковь. Пусть новоначальные будут в полном послушании у вас, богомольцев наших, игумена и известных старцев, а по самоволию ничего не делали бы, безчиния в обитель не вносили бы».
Под духовным руководством преподобного Иринарха в Соловецком монастыре выросли многие достойные подвижники. По благословению игумена и при его покровительстве преподобный Елеазар (память 13/26 января), друг и сподвижник преподобного Иринарха, основал скит на Анзерском острове.
За два года до блаженной кончины преподобный Иринарх оставил управление обителью и усилил подвиг безмолвной молитвы. 17 июля 1628 года святой подвижник мирно отошел к Богу. Святые мощи преподобного Иринарха почивали под спудом в часовне его имени.
Посмертные явления преподобного Иринарха свидетельствовали о том, что он обрел благодать у Господа и сделался молитвенником за бедствующих и страждущих. Вот одно из них. Жители Сумского острога, промышляя в море на 15-ти судах, пристали у Анзерского острова на льдине, на которой, вытащив свои суда, легли спать. Оставленный ими сторож, задремав, вдруг услышал голос: «Зачем спишь? Вставайте и влеките суда свои дальше на лед». Проснувшись, он увидел перед собою высокого роста старца, который, назвав себя Соловецким Иринархом, стал невидим. Но сон одолевал сторожа. Опять явился ему старец и вскричал: «Вставайте, ваши суда повредит льдом». Между тем на море поднялась великая буря. Тогда сторож поспешил разбудить товарищей, которые едва успели оттащить свои суда дальше на лед; некоторые снасти были уже унесены волнами.
Тропарь преподобному Иринарху Соловецкому
глас 4
Постническое по Бозе житие возлюбив,/ вся плотская мудрования духу покорил еси/ и воздержанием страсти умертвил еси,/ во трудех, и бдениих, и молитвах образ быв добродетели,/ тем монашескаго жития наставник показался еси,/ отче преподобне Иринарше./ Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь преподобному Иринарху Соловецкому
глас 8
Бодростию ума жизнь твою управляя,/ прилежанием Бога взыскуя,/ отонудуже и стаду монахов предстатель показался еси,/ и, благодать прием целити души и телеса/ приходящим с верою к честному гробу твоему,/ Иринарше, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Иринарху Соловецкому
глас 8
Чистотою душевною Божественныя благодати дары стяжав,/ блаженную жизнь совершил еси,/ и путь ко спасению всем указал еси,/ и богомудрый начальник монахов явился еси./ Темже имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Иринарше, монашествующих похвало.
Молитва преподобному Иринарху Соловецкому
О преподобне отче Иринарше, угодниче Божий и молитвенниче о душах наших! Услыши нас, ныне молящихся тебе, яко имущему дерзновение ко Господу, да подаст нам вся, яже на пользу в сем житии нашем и во уготовление к вечному животу. Буди нам наставник в духовнем жительстве, утишитель бури страстей, помощник в скорбех и заступник от враг невидимых, борющих ны, да и мы, богоугодно прешедши поприще сея жизни, будем наследницы Царствия Небеснаго и сподобимся вкупе с тобою славити Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Преподобный Лазарь Галисийский, иеромонах, перенесение мощей
Преподобный Лазарь родился в Малой Азии, в городе Магнезии1. Пред рождением его Бог особым чудом предвозвестил явление миру сего светильника: родительский дом его облистал столь великий свет, что бывшие в нем женщины разбежались и осталась только одна мать, носившая во чреве благодатное дитя. По рождении он стал прямо и обратился в молитвенном положении к востоку со сложенными на груди руками. С детства он отличался незлобием, кротостью, состраданием и любовью к бедным. В молодых годах, обладая образованием, но чуждаясь всяких мирских удовольствий и следуя благочестивому настроению своей души, он отправился на поклонение Иерусалимской святыне, где и поступил в обитель святого Саввы2.
Здесь он провел 10 лет, послушанием и всеми добродетелями превзошел всех братий и был возведен в сан священства Иерусалимским патриархом. Во святую четыредесятницу он вышел из монастыря на одну гору, ничего не взяв с собою, и питался пустынными растениями3. Здесь он услышал голос, повелевавший ему возвратиться в отечество, на пути в которое он встретил препятствие в привидениях вражеских, но превозмог их. На родине он встретился с матерью, но не остался с нею. Стремясь к пустынной жизни, Лазарь поселился на необитаемой горе Галисий, недалеко от Ефеса. Здесь, во время молитвы, он поражен был однажды следующим видением: он увидал огненный столб, восходящий на небо и окруженный множеством Ангелов, воспевавших: «да воскреснет Бог и расточатся враги Его!» Он принял это за указание свыше и построил на этом месте храм во имя Воскресения Христова, при содействии Византийского императора Константина Мономаха4.
Святый Лазарь при храме устроил столп, на котором стал подвизаться в подвигах поста и молитвы, перенося зной и холод и другие тяготы столпнической жизни. Бог даровал ему дар чудес и пророчества, так что к нему стали собираться благочестивые люди, жаждавшие его руководства. Ему предсказана была Богом кончина, но братия молила его, чтобы он испросил себе у Бога, для их пользы, продолжение жизни, и Бог обещал ему продолжить ее еще на 15 лет. По прошествии 15 лет, как и пред рождением его, небесный свет облистал его столп. Когда он скончался и братия плакали над ним, что он не оставил им завещание, он встал и, как живой, дал им завещание, потом лёг и, по просьбе братии, встал вторично, чтобы сделать подпись на данном завещании, Он скончался 72 лет5, был погребен в столпе и прославлен по смерти многими чудесными исцелениями, истекшими от святых мощей его.
____________________
Примечания
1 Магнезия – Лидийский город на северо-западе Малой Азии, при реке Герме.
2 Обитель эта основана на диких холмах у Мертвого моря св. Саввою в 484 году. Обитель является одною из самых важных на Востоке. Устав службы этого монастыря, известный под именем Иерусалимского, в настоящее время распространен по всему православному Востоку, а также и в России. Кроме того, монастырь Саввы предоставляет материальную помощь и возможное образование окрестному бедному населенно из православных.
3 Обыкновенно иноки уходили из монастыря на святую четыредесятницу в неделю сыропустную, перед чем совершали обряд прощания, от чего это воскресение и получило название «прощальное». Собирались иноки обратно в монастырь в Лазареву субботу.
4 Константин Мономах царствовал с 1042 по 1054 г.
5 Блаженная кончина его относится к 1053 г.
Тропарь преподобному Лазарю Галисийскому
глас 8
Бденными молитвами, теченьми слезными столп омочил еси, и из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси пастырь, всем подая прощение, преподобне отче наш Лазаре, молися Христу Богу спастися душам нашим.
Кондак преподобному Лазарю Галисийскому
глас 4
Яко светильника превеликаго, Церковь Христова славит тя с веселием псаломски, темже не престай моляся Христу дати всем прегрешений прощение.
Преподобный Леонид Устьнедумский, иеромонах
Леонид родился в 1551 году в Новгородской области, Пошенского уезда в Щекинской веси, от отца селянина, именем Филиппа и матери Екатерины. Имея от роду около 50 лет, видел он чудный сон, повелевавший ему идти в бывшую на Двине Моржевскую Николаевскую пустынь, и взять оттуда икону пресвятой Богородицы Одигитрии, перенести ее Усольский (ныне Сольвычегодский) уезд на реку Лузу к Турине горе, и там, устроив храм во имя иконы Одигитрии, оставаться.
Почитая это откровение случайным сновидением, Леонид не решался на исполнение, и вместо того пошел в бывший Новгородский Козеозерский (Кожеозерский) монастырь, постригся (1603 г.) и жил там целый год. Оттуда отправился в Соловецкий монастырь, также прожил три года, труждаяся в пекарне; наконец будучи убежден повторяющимся ему сновидением, пошел в Николаевскую Моржегорскую пустынь, и пробыв там целый год в монастырских трудах, открыл настоятелю видение свое. Получив икону Одигитрии, Леонид пошел на назначенное место к реке Лузе, и поселился близ Туриной горы, при реке Якушице, в хижине, из хвороста сплетенной. Но тамошние жители изгнали его, и он отошел по реке Лузе оттуда на два поприща; с помощью одного селянина срубил себе келью и близ нее устроил часовню; после того сходил в Ростов для испрошения от митрополита Ростовского, Варлаама, антиминса и благословения на устроение церкви.
Получив антиминс, он возвратился на место, посвященный в иеромонаха; создал (1608 г.) деревянную церковь во имя Введения Божией Матери, и поставил в храме вышепомянутую икону Одигитрии. Болота, окружавшие устроенную им обитель делали ее неудобною для общежития; для осушения оных Леонид прокопал от реки Лузы канал в Черное озеро, и прозвал его Недумою рекою, по следующему случаю. При рытии канала, Леонид ужален быль змеею. В минуту уязвления родилась мысль о гибельных последствиях яда, и привела было Леонида в страх. Вдруг возложа упование на Бога, решился он об опасности не думать и остался здоров.
Тогда преподобный приступил к новой работе. Он прокопал еще два канала: от Черного озера до Святого, а от Святого озера до Черной речки; таким образом эту речку, вытекающую из непроходимых лесных болот, провел в реку Лузу. Но несмотря однако и на этот совершенный труд, нельзя было осушить место, ибо весенняя вода, во время разлива реки Лузы, потопляла монастырь. Это заставило перевести обитель на один мыс над Черным озером, при речке Недуме. На новом месте поставил Леонид, с благословения Ростовского митрополита, церковь Введения с приделом великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Церковь Введенская освящена архимандритом Устюжского Архангельского монастыря, Арсением, 1652 г. мая 25. По устроении Устьнедумской обители, преподобный Леонид скончался в 1654 г. 17 июля, на 105 году от рождения.
Власяница его доныне сохраняется в бывшей монастырской, а ныне приходской Богородицкой церкви. В монастыре, с самого его основания преподобным Леонидом, бывал съезд богомольцев в девятую пятницу по пасхе.
(церковь Введения во храм Пресвятой Огородицы Устьнедумская. Здесь под спудом покоятся мощи преподобного Лазаря)
Тропарь преподобного Леонида Устьнедумского
глас 1
Божественною любовию и житием духовным/ от юности распалився, преподобне,/ и вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа единаго от души возлюбил еси, отче,/ легкое иго на рамо взем,/ Божественным Промыслом и Пречистыя Богородицы чудным явлением направляемь/ достиже пустыни/ и в ней многолетне подвизался еси/ в трудех многих и слезах,/ всяким злостраданием плоть свою изнуряя./ Отонудуже Бог, твоя труды видев,/ умножи тебе чада в пустыни./ Но яко имея дерзновение к Богу,/ моли о нас, рабех твоих, отче преподобне Леониде,/ да избавит нас от всех навет вражиих/ и спасет души наша.
Кондак преподобного Леонида Устьнедумского
глас 8
Все свое умножив желание и к Богу вперив/ и Тому невозвратно от души последовав,/ в пустыню вселися и в ней многия труды в Бозе показал еси./ В непроходных местех источники водныя ископал еси/ и умертвил еси подвиги твоими телесная мудрования,/ многим путь был еси ко спасению./ Темже молим тя:/ спаси нас и яже собра, мудре, да зовем ти:/ радуйся, Леониде преподобне, пустынный жителю.
Молитва преподобному Леониду Устьнедумскому
О священная главо, преподобне отче наш Леониде, земный Ангеле и небесный человече, светильниче пресветлый, край наш Прилузский озаряяй! Тебе, угодниче Божий, неистощимое от Всеблагаго Владыки благодати и даров дадеся сокровище: с верою к тебе приходящих утешати, телесные и душевные недуги отгоняти. К тебе убо прибегаем, припадающе, молимся: не презри нас, молящихся и твоея просящих помощи; испроси нам у Христа, да сотворит с нами знамение во благо и преобразит наше мрачное житие, сердце наше прокаженное очистит и обитель сотворит для Своего вселения, яко без Него не может творити ничесоже, да всякое наше во благопожелание исполнит. Да тако, угождающе Ему, победим борющаго нас диавола, внидем идеже вси святии пребывают и прославляют Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки. Аминь.
Мученики Сцилитанские или Исхлиские
При воцарении Коммода в 180 году в Африке началось гонение на христиан. Первые из известных мучеников Карфагенских пострадали около этого года. Эти православные верующие были из местечка Исхли, по-латыни Сцили (Scili), их имена преимущественно указывают на финикийское происхождение. Они отказались почтить императора богом и были обезглавлены в Карфагене 17 июля 180 года. Их имена: Сперат, Нарзал, Киттин, Ветурий, Феликс, Аквилин, Лаэтанций (или Келестин), Ианнуария, Генероса, Вестия (или Гестия), Доната, возможно также Секунда.
Впоследствии в Карфагене был воздвигнут храм в их честь. Их память в древнос¬ти чтилась во всем христианском мире, сохранились древние жития их и на греческом, и на латинском языке. О них говорит священномученик Киприан, Тертуллиан, блаженный Августин. Святые мощи их вместе с мощами святого Киприана были перенесены в IX веке в Галлию.
Мученик Кенельм Валлийский (Kenelm), король Мерсийский
Согласно средневековому преданию взошёл на трон в возрасте семи лет, после того, как скончался его отец, король Кенульф Мерсийский. Его сестра Кёндреда (Quendreda) подкупила его наставника Асцеберта, чтобы убить Кенельма в лесу подле Клента (Clent), дабы она сама смогла взойти на трон. Асцеберт сделал это, но когда тело было обретено и погребено в Уинчкомбе, что в Глостершире, всевозможные чудеса стали являться на могиле Кенельма.
Кенельм был весьма почитаем в Англии в средние века. В Глостере и Уинчкомбе, где почитают его святые мощи, он почитаем и по сей день.
Икона Богородицы Святогорская
В дореволюционное время в селе Святые горы (ныне посёлок Пушкинские Горы) в Святогорском мужском монастыре Псковской епархии пребывали две почитаемые чудотворные Святогорские иконы Божией Матери. Одна из них находилась в иконостасе храма Рождества Божией Матери, другая – в пещерной Иоанно-Предтеченской церкви.
Первая икона («Одигитрия») явилась в 1563 году юродивому Тимофею. Однажды вечером он увидел в воздухе над Синичной горой икону, которая находилась в церкви села Ворочи, и услышал голос, что через шесть лет на этой горе воссияет благодать Божия. В 1569 году, ровно через шесть лет, на горе явилась вторая икона («Умиление»). Гора с тех пор стала называться Святой, а иконы Святогорскими. От явленных икон стали совершаться многочисленные исцеления. Позже на этом месте был основан монастырь.
Чудотворная икона «Умиление» исчезла в 1922 году во время закрытия монастыря. История иконы «Одигитрия» связана с трагическими временами воинствующего безбожия. В 1918 году, когда эту икону переносили из села в село и крестный ход расположился на ночлег в селе Байрачек, большевики ночью ворвались в дом, в котором находилась икона. Безбожники убили иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота и приютивших их хозяина дома с дочерью, оставив пять трупов у подножия иконы, стоявшей в луже крови.
После этого убийства Святогорскую икону Божией Матери забрали благочестивые люди и тайно хранили его в течение десятилетий. 4 октября 1992 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, икону торжественно крестным ходом, который продолжался около 9 часов, перенесли из города Славянска в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе.
В настоящее время икона Божьей Матери СВЯТОГОРСКАЯ украшена множеством драгоценных подвесок, монет, крестиков – всё это принесено в дар Царице Небесной как знак любви и благодарения за полученные исцеления и благодатную помощь многим людям.
МОЛИТВА
О, Пречудная Госпоже Владычице Дево Богородице! С сокрушенным сердцем и смиренным духом дерзаем припасть к Твоей чудотворной иконе Одигитрии, пречуднем явленней древле в пределах Псковских на святой горе Синичией блаженному отроку Тимофею и многочисленному сонмищу града Воронича и его окрестностей. Вначале на древе, тажде на воздусе, да не прикоснется к ней рука недостойных, прежде же шести лет изволила явити ин образ Твой Умиления. Яко некоего Предтечу от града Воронича возсиявша и сладким гласом предвозвестивша о скором явлении сея пречудныя иконы Твоея Одигитрии, и утвердити то многими чудесы при реце Луговице, и на горе Синичией. Темже со страхом, верою и любовию, взирая ныне на сей пречудный образ Твой молим Тя, Честнейшую Херувим и Славнейшую Серафим, да якоже тогда изволила еси излити дивные Твоея и богатые милости явлением сих чудоточных Твоих икон, такожде и ныне пробави оныя древния милости и щедроты Твоея на храм сей и на вся люди к Тебе прибегающия, да ни мором, ни гладом, ни огненную стихиею, не иными многовидными беды наказаны будем от Твоего возлюбленнаго Сына Господа Нашего Иисуса Христа. За не бремя тяжкое греховное отяготеша на нас. Утеши наша скорбныя сердца, печалию и унынием обуреваемыя, устави стремления страстей присно борющия ны, облегчи нашу брань греховную с миродержителем тьмы века сено люте на ны ратующим. Помози нам, Владычице, не прельщатися красными мира сего, лестию богатства, мовременною славою человеческою. Испроси нам, Госпоже, и вся полезныая ко временному житию нашему, яже Сама веси, и исцели вся недуги наша.
О Всеблагая Одигитрие! На правые стези Господни, во еже не уклонно шествовати в Горнее Царствие путем святых повелений возлюбленнаго Сына Твоего, Им же спасошася вси отцы наша и сипроси нам дух истиннаго покояния и умиления, и послушания, дух чистоты и целомудрия, да в добрем жительстве и с чистою совестию скончавше прочее время живота нашего сподобимся улучити и век грядущего царствия Сына Твоего Христа Бога нашего славяще его присно со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.