Мученики Кирик и Иулитта Тарсийские
В городе Иконии страны Ликаонской жила одна молодая женщина, благородного происхождения, из рода бывших ранее римских царей, по имени Иулитта, верой христианка; не долгое время поживши в законном супружестве1, она овдовела, родивши мальчика. Она крестила младенца и дала ему имя Кирика. В это время нечестивый Диоклетиан2, держа скипетр римского царства, воздвиг сильное гонение на христиан во всех подвластных ему странах; комит Дометиан был поставлен Диоклетианом начальником Ликаонской страны; он был муж суровый и бесчеловечный, зверонравный, радующийся пролитию христианской крови. Пришедши в Иконию, Дометиан начал яростно мучить верующих во Христа и усердно отыскивать тайно держащихся христианства. Верная раба Христова Иулитта, увидевши это и зная, что ей со своим благочестием скрыться от мучителей невозможно, решилась бежать, ибо боялась, что она не перенесет жестоких пыток и отвергнется от Христа. Поэтому оставила она все свои имения, которых у нее было много, дом свой, родственников, рабов, всякую прелесть мира сего, славу и наслаждение, ради любви Христовой, и, взявши сына своего Кирика, которому было три года, и двух верных рабынь, ночью ушла из города Иконии и отправилась в странствование, помня сказанное в Писании:
- «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14).
Пришла она в Селевкию3, как странница и нищая, скрывая свое благородное звание, но и здесь она нашла такое же гонение на христиан, ибо некий Александр, принявший от царя начальство, пришел в Селевкию и без жалости убивал всех исповедующих имя Иисуса Христа. Блаженная Иулитта, помня также писанное: «дадите место гневу», то есть бегите от гнева4, и еще: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф.10:23), – ушла из Селевкии и отправилась в Тарс, город Киликийский, и жила здесь между бедняками.
Спустя некоторое время тот же начальник Александр пришел и в Тарс5 мучить христиан; святая Иулитта некоторыми была узнана и о ней доложили начальнику. Последний тотчас приказал ее привести, а сам воссел на открытом для народа судилище. Когда воины взяли ее вместе с сыном, обе рабыни ее убежали; они издали стали следить за ней, чтоб видеть ее страдание и кончину. И приведена была мученица пред начальником, имея на руках трехлетнего отрока святого Кирика. Спрошенная начальником об имени, роде и отечестве, она смело исповедала имя Господа нашего Иисуса Христа и назвала себя христианкой:
– Мое имя, – говорила она, – происхождение и отечество – это небесное Царство Христа моего!
Начальник, разгневавшись, повелел взять у нее отрока, обнажить и бить беспощадно жесткими жилами. Когда били мученицу, дитя, смотря на это, плакало и вырывалось из рук держащих его, чтоб пойти к матери. Начальник, видя красоту дитяти, приказал принести его к себе, затем, взявши его, посадил на своих коленах и стал утешать, чтобы оно не плакало, гладил его по голове, целовал его и говорил ему всякие ласковые слова, но дитя упиралось, вырывалось из рук, отворачивало голову от начальника, не даваясь ни гладить ни целовать себя скверными устами; ребенок всё смотрел на мать, которую били, плакал и кричал:
– Я христианин! пусти меня к матери!
Отрываясь руками от начальника, он ногтями царапал лицо его. Тогда начальник пришел в ярость, бросил дитя на пол и ногой толкнул его в бок, сбросивши вниз с высокого седалища; дитя, ниспадая по каменным ступеням и ударяясь головой об острые углы, всё то место покрыло своей кровью и отдало свою святую и непорочную душу в руки Божии. Так увенчался мученичеством святой отрок Кирик.
Мать же его блаженная Иулитта, жестоко и долго мучимая, страдая как бы в чужом теле и как столп бездушный ничего не чувствуя, ничего другого не говорила, кроме сих слов:
– Я христианка и не принесу жертвы бесам!
Когда перестали бить ее и подняли с земли, она увидела пред судилищем свое любимое дитя окровавленное и мертвое; исполнившись радости, Иулитта сказала:
– Благодарю Тебя, Господи, что ты сподобил сына моего такой благодати, что он прежде меня мученически скончался за имя Твое святое и принял неувядаемый венец в славе Твоей.
После этого начальник повелел ее повесить и железными зубьями строгать тело ее, а потом, взяв кипящую в котле смолу приказал поливать ее на раны. Когда таким образом мучили святую Иулитту, глашатай взывал:
– Пощади себя, Иулитта, пощади свою юность и поклонись богам, чтоб тебе избавиться от мук и не погибнуть лютой смертью как сын твой.
Мученица отвечала:
– Не поклонюсь бесам и их глухим и немым идолам, – я поклоняюсь Господу моему Иисусу Христу, Единородному Сыну Божию, Которым Отец небесный всё сотворил (Ср. Кол.1:12-16), и стараюсь придти к сыну моему, чтоб с ним сподобиться Царства небесного.
Увидевши непреодолимое терпение и великое мужество мученицы, начальник осудил ее на усечение мечем. Взяли ее слуги и повели из города на то место, где убивали осужденных на смерть. Святая шла, как бы к венцу брачному; придя к тому месту, она попросила немного времени для молитвы, а затем преклонивши колена, молилась:
– Благодарю Тебя, Господи Боже мой Иисусе Христе, что Ты призвал сына моего прежде меня, сподобивши его пострадать за имя Твое святое, и ему, оставившему суетную жизнь со святыми; приими и меня, недостойную рабу Твою и сподоби получить благодать пред Тобой – быть причтенной к мудрым девам (Ср. Мф.25:1-13), вшедши в Твой нетленный чертог, чтоб дух мой благословил Тебя, Создателя моего, Твоего безначального Отца и соприсносущного Духа во веки, аминь.
После такой молитвы святой Иулитты, палач, поостривши меч, ударил им в выю и отсек честную голову, оставивши тело на том месте без погребения на съедение псам и зверям; также и тело святого Кирика, вытащивши из города, бросил у тела матери и ушел. Когда настала ночь, вышеупомянутые две рабыни пришли сюда, взяли тело госпожи своей и ее сына и, отнесши далеко, погребли в земле. Одна из этих рабынь прожила до дней Константина Великого6, первого христианского царя, во время которого воссияла истина и Церковь Божия, по благодати Христовой, стала господствующей; тогда-то рабыня показала верным христианам то место, где погребены были честные мощи святых мучеников Кирика и Иулитты и рассказала о их страданиях. Святые мощи их были вынуты из недра земли нетленными, исполненными благоухания и подающими больным исцеления. Страдания их были описаны в память и честь святых мучеников, на пользу верным и во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки7. Аминь.
____________________________
Примечания
1 Икония – город на высокой плодоносной равнине внутри Малой Азии, при подошве горы Тавра, недалеко от Листры и Дервии; некогда Икония была главою городов Ликаонских. В истории христианской Церкви Икония замечательна посещениями ее св. Ап. Павла во время его миссионерских путешествий (Деян. 13:51; 14:1-3;
2Тим.3:11). Впоследствии здесь были епископия и с 451 г. епископы иконийские именовались митрополитами Ликаонской провинции.
2 В царствование Диоклетиана (284-305 гг.) было издано четыре указа против христиан. Первый был объявлен в феврале 303 г. Этим указом предписывалось разрушение церквей и сожжение св. книг, вместе с тем христиане лишались гражданских прав, покровительства законов и своих должностей; рабы христиане утрачивали право на свободу, если, получив ее по какому-либо случаю, оставались в христианстве. Вскоре был издан второй указ, которым повелевалось всех предстоятелей церквей и других духовных лиц заключать в темницы; таким образом указ касается одних только духовных лиц; последних обвинили пред императором как зачинщиков восстания в Сирии и Армении, к несчастью для христиан начавшегося вслед за появлением первого указа. В том же 303 г. последовал третий указ: всех заключенных на основании нового указа велено было принуждать к принесению жертв под опасением пыток за сопротивление. Наконец в 304 г. был обнародован последний четвертый указ, которым объявлялось повсеместное гонение на христиан. Из-за этого указа пролилось более всего христианской крови: он действовал целых восемь лет, до 311 г., когда император Галерий особым указом объявил христианство дозволенной религией. Гонение Диоклетиана было последним; в нем христианство почти после трехвековой борьбы одержало победу над язычеством.
3 Селевкия – город Сирии, на берегу Средиземного моря; по всей вероятности его основал царь сирийский Селевк Никатор около 300 г. до Р. Хр.; здесь Ап. Павел во время первого своего путешествия остановился для проповеди и отсюда отплыл в Кипр (Деян.13:4); в VI в. по Р. Хр. город был разрушен.
4 Собственно этот текст из посланий к Римлянам (12:19) имеет иное значение: «Не мстите за себя возлюбленные, – говорит Апостол, – но дайте место гневу Божию».
5 Тарс, город малоазийской области Киликии, замечателен тем, что здесь родился св. Апостол Павел (Деян.22:3); здесь же он готовился к благовестию Христову и отсюда был вызван Ап. Варнавою для проповеди Евангельской (Деян. 9:11, 30; 11:25). Поэтому в Тарсе рано возникло христианство (Деян. 15:23, 41).
6 Император с 324 г. по 337 г.
7 Страдание св. мчч. Кирика и Иулитты относится ко времени около 305 г. – В Константинополе был монастырь Кирика и недалеко от Иерихона в Иудее храм, как свидетельствует Иоанн Мосх. По свидетельству русских паломников XII-XV вв. мощи Кирика были в Софии Константинопольской. Аматор, епископ оксерский (388-418 гг.) принес часть их в Оксер, где Антиохия.
Тропарь мучеников Кирика и Иулитты
глас 8
Яко лоза благоплодная, Иулитто честная,/ грозд зрел принесла еси Цареви, всех Богу,/ сына твоего Кирика славнаго,/ мучением того богатно украсивши/ и твоею кровию навершивши,/ тем и дарова тебе Вышний возмездие в Вышних,/ идеже ликующе, помяните нас, мученицы терпеливодушнии.
Ин тропарь мучеников Кирика и Иулитты
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы пришла нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.
Кондак мучеников Кирика и Иулитты
глас 4
Во объятиих носящи христомученица Иулитта Кирика,/ на подвизе мужески веселящися, взываше:/ Христос есть мучеников похвала.
Ин кондак мучеников Кирика и Иулитты
глас 2
Жертва приятна, Богови приносима,/ и свидетель верен Христов являемь,/ с материю пострадал еси Иулиттою, Кириче славне,/ с неюже Христа Бога молити не престай о всех нас.
Молитва святым мученикам Кирику и Иулитте
О, двоице святая, страстотерпцы Христовы, преблаженне Кириче, в трилетнем возрасте пострадавый, с богомудрою материю Иулитою! Кровьми вашими, яко багряницею, украсившиися и Небесных чертогов и вечнующия славы сподобившиися, не забудите и нас, на земле сущих, но теплым ходатайством вашим пред Богом избавите всех нас от всякия скорби и болезни. Се бо, к честней иконе вашей благоговейно припадающе и лобызающе ю, мы, недостойнии и многогрешнии, к вам, яко к скорым помощником и теплым молитвенником нашим, прибегаем и с сокрушенным и смиренным духом вопием: не презрите моления нас, грешных, немощных, во многия беззакония впадших, но, яко благодатию Божиею венчаннии, очистите нас от недуг наших и испросите нам у Христа Бога нашего здравие душевное и телесное. Вы бо неоскудную благодать исцелений от Спаса нашего Иисуса Христа за веру вашу, мучениими запечатленную, прияли есте. Темже убо помозите всем, в лютых немощех лежащим и в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою прибегающим, и исцеление тем подавайте неоскудно, всем же верным грехов оставление испросите, да славят дивнаго во святых Своих Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Мученик Авудим Тенедосский
Мученик Авудим Тенедосский пострадал в гонение императора Диоклетиана.
Святой Авудим родился на острове Тенедос в Эгейском море (современный остров Бозджаада, Турция).
Принуждаемый отречься от Христа, святой Авудим отказался вкусить идоложертвенную пищу и смело исповедал Христианскую веру, за что претерпел жестокие мучения и принял мученическую смерть.
Умер Христов мученик Авудим Тенедосский в начале IV века.
В начале XII в. его мощи видел на острове Тенедос русский паломник Даниил.
Святитель Свитин или Свитун (Swithin, Swithun), епископ Винчестерский, чудотворец
Память 2 июля (преставление), 15 июля (перенесение мощей) и в Соборе Британских и Ирландских святых
Родился в 800 году.
О молодых годах святого Свитина ничего не известно. Согласно грамоте 838 года, он был диаконом Винчестерского епископа Хельмстана и служил при королевском доме. Когда усилились набеги на Англию языческих северных народов, 40-летний Свитин был советником короля Этельвульфа Уэссексского (Aethelwulf of Wessex) по церковным и государственным делам и наставником его сына Альфреда.
30 октября 852 года рукоположен во епископа Винчестерского.
Его епархия, простиравшаяся от острова Уайт до реки Темза, была самым центром английского сопротивления. Святитель Свитин сам свидетельствовал о жестокой битве, когда датский флот появился в Саутгемптоне, и еще об одной - в 860 году, когда викинги безуспешно пытались взять Винчестер.
Святитель Свитин был практичным человеком. Он построил, к примеру, первый мост над рекой Итчен у восточных ворот города Винчестера. На этом мосту святой совершил единственное известное нам чудо при жизни своей. Одна бедная старая женщина шла по этому мосту с корзиной яиц в руках, чтобы продать их на рынке, но споткнулась и упала. Свитин, сжалившись над ней, осенил яйца крестным знамением, и они опять стали целыми. Поэтому святителя иногда изображают держащим мост или с разбитым яйцом у ног.
Святитель Свитин часто обходил свою епархию, строил и приводил в лучшее состояние церкви. Он никогда не ездил на лошади, а передвигался только пешком, причем обычно делал это ночью, чтобы избегнуть людских насмешек. Его сердцу были дороги уединение и простая жизнь. Подпись святителя Свитина стояла на нескольких грамотах того периода, сохранившихся до наших дней. Святитель был активным сторонником введения десятины в стране, он сам убеждал короля Этельвульфа пожертвовать одну десятую часть его королевства Церкви.
В 856 году святой Свитин написал стихотворение «Иудифь». В этом стихотворении история победы Иудифи над ассирийским военачальником Олоферном (по библейской «Книге Иудифи») как бы символизирует освобождение Уэссекса и всей Англии от северных народов битвами при Окли графства Сюррей и при Сандвиче графства Кент в 851 году. Знаменательно, что супругу Уэссексского короля Этельвульфа тоже звали Юдифь. В этом стихотворении (одном из самых благородных и замечательных из тех, что написаны на старом английском языке) ассирийцами изображаются языческие северные народы, евреями – английская нация, а Иудифью – сама Юдифь, королева свободной Англии.
Скончался 2 июля 862 года и был погребен у стен Винчестерского собора (Old Minster) - по своему смирению епископ просил, чтобы его похоронили в простой могиле за западной дверью собора, «под ногами прохожих, а дождь пусть капает с карниза».
После смерти святитель прославился чудесами. Когда эти чудеса стали известны многим, святой епископ Этельвольд и благоверный король Эдгар решили открыть и перенести мощи святителя Свитина. 15 июля 971 года мощи святителя Свитина переложили в специально подготовленную раку и торжественно перенесли в храм.
Преподобная Матрона Хиосская, память обретения главы
Об этой угоднице Божьей можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/705966.html
Преподобный Иов (Кундря), Угольский, архимандрит
Память 15 июля (в день кончины, Хуст.), 9 октября (на обретение мощей, Ужгород.), в Соборе Карпаторусских святых
В миру Кундря Иван Георгиевич, родился 18 мая 1902 года в селе Иза в многодетной семье Георгия Кундри и Анны Мадяр. В детстве Иван с братом Георгием внимательно следили за православным движением и стремились помочь взрослым в борьбе за веру предков, так как венгерская власть преследовала православных. В родном селе Иван окончил 8 классов народной школы, а в 1920 году ― хозяйственные курсы. В 1924–1925 годах он служил в чехословацкой армии в Михайловцах, Словакия.
В 1920-х годах в Пантелеимоновском русском монастыре на Афоне подвизалось значительное количество закарпатцев. Именно туда и решил отправиться после военной службы Иван. Но в принятии в монастырь ему отказали. Главной причиной этого стала политика греческих властей, направленная на эллинизацию Афона: 10 сентября 1926 года правительство Греции приняло закон, по которому все афонские монахи отныне считались греческими подданными, а лиц без греческого гражданства принимать запрещалось.
В это время в селе Иза действовал Николаевский мужской монастырь, где Иван окончил в 1928 году пастырско-богословские курсы, после чего он с несколькими друзьями решили построить монастырь у себя на родине ― недалеко от Изы ― в Городилове. В 1930 году Иван Кундря, Василий Орос, иеромонах Пантелеимон (Кундря) и другие взамен своих земельных участков в Изе выкупили небольшой участок в Городилове. Первым настоятелем созданного скита в честь Святой Троицы стал архимандрит Алексий (Кабалюк), который 22 декабря 1938 года постриг Ивана в монахи с именем Иов.
С оккупацией Закарпатья венграми в 1939 году отец Иов решил эмигрировать в Россию. В 1940 году он осуществил свою идею, но на советской границе был арестован и осужден как шпион на 25 лет лагерей. Его переводили из лагеря в лагерь, некоторое время он находился в Воркуте, потом на Колыме и Норильске.
(Будущий архимандрит Иов (Кундря), фото из уголовного дела)
В 1942 году отца Иова как гражданина Чехословацкой республики, вместо лагерей, забрали на фронт в корпус Людовика Свободы. На войне он служил в артиллерии. После войны некоторое время охранял Чехословацкое посольство в Москве.
В 1945 году отец Иов вернулся в родную обитель. Уже в письме от 14 ноября 1945 года к епископу Мукачевскому Нестору архимандрит Алексий (Кабалюк) писал «Прошу рукоположить в иеродиаконы монаха о. Иова (Кундрю), который является моим заместителем в ските Городилово». Епископ исполнил просьбу архимандрита 16 ноября 1945 года. 10 декабря того же года братия Городиловского скита просила епископа рукоположить отца Иова уже во иеромонаха, что состоялось 7 апреля 1946 года. На монастырском собрании братия избрала его настоятелем.
Во время руководства отца Иова обитель стала расширяться и богатеть. Монахи построили трапезную, братский корпус, кухню. За заслуги перед церковью в 1947 году настоятель обители был возведен в сан игумена. Архимандрит Ефрем (Молнар), который хорошо знал отца Иова, так описывал его деятельность:
«Возглавляя скит в 1946–1958 гг., он был для монахов и простых мирян примером. Отец Иов почти никогда не использовал административные приказы. Каждый день сам совершал Литургию. По окончании Литургии и трапезы сообщал братии о послушании и сам присоединялся к работе. В свободное от работы время братия собиралась в трапезной, где один из монахов читал монашеский устав, а отец Иов давал соответствующие разъяснения, как нужно использовать монашеские правила в повседневной жизни. Иногда он рассказывал о тех событиях, современником которых ему приходилось быть. Его человеческими качествами были трудолюбие, простота во взаимоотношениях, милосердие, смиренность...».
Архимандрит Матфей (Вакаров), как благочинный монастырей и скитов, в 1951 году говорил что отец Иов «человек весьма скромный и братиею любимый...». Епископ Мукачевский Иларион (Кочергин) в 1955 году писал:
«Игумен Иов (в миру Кундря Иван Георгиевич) отличается монашеским смирением и послушанием, молитвенностью и трудолюбием. Ввиду этих духовных качеств он снискал себе уважение среди монашества, духовенства и верующих. Как настоятель скита, он неутомимо заботится обо всех нуждах скита и его насельников».
В 1950 году архиепископ Львовский, Тернопольский и Мукачево-Ужгородский Макарий (Оксиюк) обязал старца Иова быть духовником не только для Городиловского скита, но и для Мукачевского монастыря, который незадолго перед этим вернули православным. В 1951 году новый епископ Мукачевский Иларион снял отца Иова с этой должности и поручил ему обслуживать Ильинскую церковь села Велятино Хустского района и благочиния Закарпатья при обязанности регистрации у уполномоченного по делам религий.
Во годы правления епископа Варлаама (Борисевича) на Мукачевской кафедре началось планомерное наступление на права монастырей и скитов. Отец Иов выступил против этой политики, даже подписался под коллективным письмом-жалобой к патриарху Московскому и всея Руси Алексию I на епископа Варлаама (Борисевича) с прошением сместить его. После этого случая епархиальное начальство сместило отца Иова с должности настоятеля, а его скит был закрыт.
В 1958–1959 годах отец Иов находился в Николаевском монастыре в селе Иза-Карпутлаш Хустского района, затем в Спасо-Преображенском монастыре села Теребля Тячевского района, где некоторое время исполнял послушание настоятеля. Но вскоре и эти монастыри были закрыты. В 1960–1962 годах он настоятельствовал в храме села Угля Тячевского района, затем ― в селе Монастырец Хустского района. Затем, с 1962 года до самой кончины, он нес послушание настоятеля храма Димитрия Солунского в селе Малая Уголька Тячевского района, близ места древнего Угольского (Заневского) монастыря.
Старец был бескорыстным и глубоко смиренным человеком, что видно из многих документов его собственного архива, которые бережно хранил в храме села Малая Уголька отец Иоанн Коньовший. В одном из заявлений на имя архиепископа Григория (Закаляка) от 22 июля 1966 года отец Иов писал:
«Узнал, что Вы хотите возвести меня в архимандрита, прошу оставить меня в сане игумена, потому что считаю себя недостойным такого великого сана».
Отца Иова как благочестивого пастыря верующие многих сел области приглашали для освящения престолов, иконостасов, церквей. С такими миссиями он побывал: в Хустском районе ― в селах Стебливка, Бороняво, Сокирница; в Великом Кривом, Диброве, Билине на Тячевщине, в Среднем Водяном, Квасах на Рахивщине, в Межгорье и т. д. Кроме того, он часто посещал Чумалевский и Мукачевский монастыри.
За пять лет до своей смерти, 25 февраля 1980 года, отец Иов составил завещание, в котором писал:
«Я, ниже подписавшийся архимандрит Иов, 20 лет прожил в Малой Угольке при храме Святого Димитрия, моя жизнь подходит к концу, скоро мне исполнится 80 лет. Не известен день моей смерти. Много священников завещают похоронить их в монастыре или в родных селах, а я запрещаю куда-нибудь увозить мое грешное тело. Завещаю отпеть монашеским чином и похоронить возле креста на середине кладбища».
Отец Иов за свои заслуги перед Богом получил прекрасный дар ― прозорливостью и молитвой исцелять больных. О чудесах, совершенных старцем, до сих пор живет память в народе.
28 июля 1985 года архимандрит Иов мирно почил о Господе. В день своей смерти, в воскресенье, он отслужил Литургию, произнес длинную речь и выполнил все необходимые требы для верующих. В тот же день, около 10 часов вечера, ему стало плохо, и с молитвой на устах закончил свой земной путь. Похороны состоялись 31 июля. Службу возглавил архимандрит Ефрем (Молнар). С речами выступали протоиерей М. Келемен, архимандрит Евфимий (Шутак). Молитвы произнесли монахини Чумалевского и Мукачевского монастырей и многие миряне, которые пришли провести в последний путь своего наставника.
Почитание
Память о старце Иове осталась среди верующего народа, а чудеса, происходящие по призвании его, завидетельствовали о том что архимандрит Иов обрел милость перед Богом. 8 мая 2008 года в Киево-Печерской Лавре под председательством митрополита Киевского и всея Украины Владимира Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил его к лику местночтимых святых Хустской епархии. 18 сентября 2008 года в селе Малая Уголька Тячевского района Закарпатья состоялось прославление в числе местночтимых святых преподобного Иова Угольского. Празднование обретения мощей преподобного Иова Угольского 9 октября было установлено решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 апреля 2009 года как местное празднование Ужгородской епархии.
Тропарь
глас 8
Весь был еси, отче, в дольнем житии своем правило веры и образ кротости. Троицкия пустыни начальниче и основателю, жития монашеского на горах угольских возродителю. В молитвах, бдении и в трудех монашеских для братии зерцало подражания. В бедах и гонениях терпеливий сносителю, и всем приходящим к тебе помощь и утешение. Не престай моляся о всех, чтущих твою память, Иове, преподобне отче наш, Карпатския страны похвало.
Кондак
глас 3
Преподобне отче Иове преславне, ты весь пламенем аки свеча горел еси пред Богом. В неусыпном бдении предстоя моляся о мире, и ныне ликуеши в чертозе небеснем, поминай нас чад твоих притекающих и вопиющих тебе: радуйся Иове, преподобне отче наш.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче наш Иове, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Священномученик диакон Петр
(Троицкий Петр Иванович, +28.07.1938)
Священномученик Петр родился 9 июня 1897 года в городе Воскресенске (ныне это город Истра) Звенигородского уезда Московской губернии в семье псаломщика. Окончив обучение в семилетней школе, Петр устроился работать на телеграф. С августа 1918 по 1919 год он служил в Красной армии писарем. С 1919 по 1922 год Петр Троицкий находился в Польше в плену. После освобождения он вернулся в Истру, где работал на телеграфе. В 1925 году Петр Иванович оставил гражданскую службу, стал часто посещать храм и устроился служить псаломщиком, а в 1930 году он был избран старостой.
22 мая 1931 года вместе с иеромонахом Василием (Красноковым) Петр Троицкий был арестован, заключен в Истринский арестантский дом и 20 июня допрошен. «Антисоветской агитации и агитации против колхозного строительства я не вел. Виновным себя не признаю. Соприкасаясь с духовенством, я их контрреволюционной деятельности никогда не замечал. В 1930 году верующие посылали меня ходить в чайные и разъяснять сущность религии и убеждать за веру в Бога. С этой целью в чайные я ходил», – ответил на следствии Петр Иванович.
(Вознесенский храм г. Воскресенск (Истра), фото начала XX века, разорен в годы лихолетия. Сейчас не этом месте построен временный деревянный храм)
Через неделю следователем в качестве свидетеля был допрошен бухгалтер Истринского отдела связи, который показал: «Троицкий является самым реакционно настроенным элементом по отношению к советской власти. Работая 6 лет тому назад на почте, всегда был враждебным к пролетарской революции, считал Бога и религию идеалом любви, связывающей человечество. Ушел со службы на иждивение церкви, став самым ярым ее активистом, вплоть до того, что стал церковным старостой... Вел беседы, доказывал, что Бог был и есть и что без религии человечество как без воздуха существовать не может. Пользовался всеми средствами и возможностями, чтобы противодействовать антирелигиозной работе на селе. Помню, когда в 1930 году на общегородском собрании встал вопрос о закрытии в городе церкви, Троицкий обегал все окрестные деревни и оповестил о готовящейся беде верующих. Все крестьяне как по набатному звону пришли в город и добились снятия вопроса с повестки дня… При встречах и разговорах с ним, когда его уговаривали бросить это гнусное дело, отвечал решительно: умру во имя Христа и буду всегда агитировать против всех, кто против Бога. Элемент реакционный, вредный, необходима изоляция», – заключил бухгалтер.
Поскольку следствием предъявленное обвинение доказано не было, уполномоченный по Истринскому районному отделению ОГПУ 1 сентября 1931 года дело за недоказанностью прекратил, иеромонах Василий и староста Петр Иванович Троицкий из-под стражи были освобождены.
В 1933 году Петр Иванович был рукоположен во диакона и служил в Вознесенском храме в городе Истре. В 1934 году его перевели в Троицкий храм села Троицкое на Истре. Летом 1937 года начались массовые аресты священнослужителей и верующих, а 18 ноября 1937 года Истринское районное отделение НКВД арестовало и диакона Петра. В тот же день начались допросы.
– Вы арестованы как участник контрреволюционной группы. Дайте показания по этому вопросу.
– Участником контрреволюционной группы я не являюсь.
– Следствие предлагает вам быть правдивым и дать показания о вашем участии в контрреволюционной группе.
– Утверждаю, что участником контрреволюционной группы я не являюсь.
– Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении?
– В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.
После допросов в Истре отца Петра перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Диакон Петр Троицкий умер 28 июля 1938 года в Бамлаге и был погребен в безвестной общей могиле.
Диакон Петр Троицкий Постановлением Президиума Московского областного суда 7 февраля 1958 года был реабилитирован.
Причислен к лику новомучеников Российских определением Священного Синода от 7 мая 2003 года.