filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Category:

09 (22) июля 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 7-я по Пятидесятнице.

Сщмч. Панкратия, епископа Тавроменийского (I).

Сщмч. Кирилла, епископа Гортинского (III–IV); прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра (361–363); прпп. Патермуфия и Коприя (IV); свт. Феодора Едесского, епископа (IX); сщмчч. Килиана, еп. в Восточной Франконии и Тюрингии, Колмана иером. и Тотмана иеродиакона, Вюрцбургских (689; Герм.); прп. Эверильды девы, Английской (ок. 700; Кельт. и Брит.); прпп. Дионисия Ритора (+1609) и Митрофана, Афонских (Греч.); мч. Михаила Садовника, Афинского (1771; Греч.).

Сщмч. Петра Черевковского (+1613), мчч. Иоанна, бывшего Моавия, царя Персидского и иже с ним трех отроков.

Сщмч. Константина Лебедева, пресвитера (1918).

Икон Божией Матери: Кипрская (Стромынская); Колочская.


Святые дня, молите Бога о нас!



Священномученик Панкратий Тавроменийский, епископ

сщмч_Панкратий_Тавроменийский_епископ


Святой Панкратий был родом из Антиохии. Он родился в то время, когда Господь наш Иисус Христос «явился на земле и обращался между людьми» (Варух.3:38), совершая чудеса в Иерусалиме и во всех окрестных странах и городах. Отец Панкратия, живший в Антиохии, услышал о Его преславных чудесах и пошел с некоторыми друзьями и с сыном своим, юным Панкратием, в Иерусалим, чтобы видеть Господа. Увидев, как Он учит народ и исцеляет всякие недуги и творит многочисленные знамения и чудеса, он уверовал в Него как в Сына Божия и познакомился с некоторыми святыми Апостолами Христовыми, более же всего с святым верховным Апостолом Петром1; с этого же времени и юноша Панкратий стал известен святому Петру.

Пробыв довольно долго в Иерусалиме, и услаждаясь лицезрением Христа и слушанием Его сладких речей, родитель Панкратия со своими друзьями вернулся в Антиохию. После же добровольных страданий и смерти Христа Спасителя, за коими последовало Его воскресение и вознесение, в Антиохию пришел один из Апостолов – это было раньше, чем прибыл туда святой Петр и окрестил родителя Панкратия со всем его домом. Через некоторое время и отец и мать Панкратия отошли ко Господу, Панкратий же, отказавшись от имения, доставшегося ему по наследству от родителей, ушел в Понтийские горы2.

Здесь, в одной из пещер, Панкратий пребывал в уединении, посте и молитвах, предавшись самопознанию и находясь в общении только с Богом. Когда же святой Апостол Петр, вышедши из Иерусалима, проходил по тем странам с проповедью о Христе, то встретил в Понте Панкратия и, узнавши его, взял с собою в Антиохию, а потом пошел с ним в Киликию, где встретился с святым Апостолом Павлом3. Здесь оба Апостола, Петр и Павел, по взаимному соглашению, поставили епископов: Крискентия – в Галатию, Маркиана – в Сиракузы4, Панкратия же – в Тавромению, город сицилийский5.

Направляясь к месту своего служения, блаженный Панкратий сел на корабль, плывший в Сицилию. На корабле этом плыли с Панкратием и два начальника корабля, Ликаонид и Ромил, которым он предложил Слово Божие, проповедуя о Царствии Божием и о тайнах нашего спасения. Он обратил их к вере во Христа и просветил святым крещением.

Когда они прибыли к городу Тавромении, то бесы, пребывавшие в тамошних идолах, пришли в смятение и кумиры, пораженные прибытием Панкратия, начали падать и разбивались вдребезги. А там были очень уважаемые у еллинов боги: Фалькон, Лисипп и Скамандрон6, которым был посвящен храм, стоявший на высоком холме на самом берегу моря.

Лишь только святой Панкратий подошел к этому храму, как от тотчас же растрескался и как бы от страшного сотрясения упал в море со всеми идолами. Среди народа произошло тогда большое смятение.

Прибыл туда и правитель города, Бонифатий, который, увидев святого Панкратия и услышав его учение, уверовал во Христа и крестился. Его трудами, подъятыми во славу имени Христова, в течение месяца была построена церковь, в которой стал служить архиерей Божий, уча и просвещая собиравшийся к нему народ, приносивший с собою и своих больных: святой подтверждал свое учение знамениями и чудесами, исцеляя всякие болезни и изгоняя бесов.

Когда, день ото дня, число верующих всё более и более увеличивалось и уже почти весь город был просвещен святою верою, так что слава имени Христова стала распространяться и по всей стране той, диавол возбудил против христиан некоего нечестивого мучителя Аквилина. Из вражды ко Христу и христианам он с большим отрядом воинов пошел на Тавромению, чтобы разрушить ее, а всех живших здесь христиан предать избиению.

Когда граждане пришли в ужас при этой вести, святитель Божий стал утешать их, убеждая, что они не потерпят от врагов никакого вреда. И когда враги приблизились к городу, против них вышел, как духовный воин, святой Панкратий с своим клиром, неся с собою непобедимое оружие – честный крест Христов и две святые иконы – Христа Спасителя и Его Пречистой Богоматери. Тотчас же сильный страх напал на врагов; они были как бы окутаны тьмою; от силы Божией пришли они в смятение, ум их помрачился и они начали рубить и убивать друг друга, некоторые же сами себя пронзали мечами. Потом, как только они пришли в себя, вышли из окутавшей тьмы и увидели, что убивают друг друга, они поняли, что так наказывает их Бог за враждебные действия против христианского города. Оставшиеся в живых после этой братоубийственной битвы побросали свое оружие и явились к непобедимому храброму воину Христову, святому Панкратию. Они припали к честным ногам его, прося прощения, и умоляли его о том, чтобы он сделал их христианами. И гражданам города была двойная радость: во-первых они избавились от грозного нашествия врагов, а во-вторых, враги их стали им друзьями по вере. Поэтому слова святого стали с этих пор приниматься с еще большим уважением и все его повеления исполнялись. И не только этот город, но и другие окрестные города были просвещены святою верою.

Но по истечении многих лет, которые святитель Панкратий провел, управляя новопросвещенным стадом Христовым, некоторые из оставшихся там язычников, особенно злобные и упорные в своем заблуждении, согласившись с начальником своим Артагастом и выбравши подходящее время, напали тайно на служителя Божия и побили его камнями. Так святой Панкратий, самовидец Христов и ставленник апостольский, подвизался добрым подвигом, окончил свою жизнь мученически7 и со святыми Апостолами предстал Христу, своему Господу, чтобы созерцать Его лицом к лицу в бесконечные веки.

_________________________
Примечания
1
Память св. первоверховного Апостола Петра совершается 29 июня.

2 Понт – страна, занимавшая в древности северо-восточную часть Малой Азии. Ныне на месте древнего Понта находятся два турецких вилайета (области): Трапезунт и Сивас.

3
Память св. Апостола Павла совершается Церковью 29 июня.

4 Сиракузы – одна из первых древнегреческих колоний на восточной берегу остова Сицилии, основанная, по преданию, коринфянами около 753 г. до Р. Хр.; впоследствии самый большой и богатый город остова.

5 Сицилия – один из больших остовов Средиземного моря, составляющий ныне часть итальянского королевства.

6 Фалькон, Лисипп (или Лисс) и Скамандрон – второстепенные божества древнегреческой религии.

7 Кончина св. священномученика Панкратия последовала в конце I в. или в начале II в. Мощи его почивают ныне в Риме, в загородной церкви, построенной в честь св. Панкратия (память коего празднуется в западной церкви 12 мая).


Тропарь священномученика Панкратия
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Панкратие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Ин тропарь священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского
глас 8
Яко стрела огнезрачная,/ от Верховнаго послан был еси Тавроменийскому престолу/ уязвляти безбожных злочестие,/ верных же сердца просвещати,/ яже боговещанными твоими словесы в вере утвердив/ и течение совершив, пострадал еси до крове,/ священномучениче Панкратие,/ моли за вся, поющия память твою.

Кондак священномученика Панкратия
глас 4
Светлая тавромениом, Панкратие,/ звезда показался еси/ и священнострадалец явился еси за Христа,/ Емуже ныне предстоя,// моли за чтущия тя, блаженне.



Священномученик Кирилл Гортинский, епископ

сщмч_Кирилл_Гортинский_епископ


Священномученик Кирилл, епископ Гортинский, 50 лет был епископом в Гортинии. Он пострадал при императоре Декии (249-251) (по другим источникам при Максимиане, 284-305), будучи 84-летним старцем.

Приведенный на суд к правителю Лукию, который принуждал его принести жертву идолам, святой старец-иерарх твердо исповедал свою веру во Христа и отказался исполнить душепагубное требование. Правитель приговорил святого Кирилла к сожжению, но огонь не коснулся святого. Видя чудо, многие язычники уверовали во Христа, а Лукий, изумившись, воздал хвалу христианскому Богу и отпустил Святителя на свободу.

Святой Кирилл продолжал свою проповедь и многих язычников привел ко Христу, сам же скорбел, что не сподобился пострадать за Спасителя. Через некоторое время правителю донесли, что святой Кирилл не перестает благовествовать и продолжает успешно обращать народ от тьмы язычества к свету Истины. Последовал приказ умертвить Святителя. Услышав приговор, святой Кирилл возрадовался, что сподобляется мученической смерти за Истину, и сам преклонил голову под меч (III).


Тропарь священномученика Кирилла, епископа Гортинского
глас 3
Гласом божественным от темницы изведен,/ в Риме братию в божественней вере утвердил еси,/ и, от Ангела глаголы приим о святительстей пастве,/ во страдании своем паки гласу с Небесе сподобися,/ богоповеленный святителю и страдальче Кирилле,/ моли за души наша.

Кондак священномученика Кирилла, епископа Гортинского
глас 3
Видев себе ради темничныя двери отверсты в полунощи/ и идолы сокрушены,/ и Гортинскую паству святительскую,/ от Бога повеленную, добре упас,/ и по Христе надеждно пострадав,/ священномучениче Кирилле,/ молися за чтущия тя.



Преподобномученики Патермуфий Египетский, Коприй Египетский, мученик Александр Египетский

прмчч_Патермутий_Коприй_Афон_Иверский_монастырь_15_Век
(преподобномученики Патермутий (Патермуфий) и Коприй Египетские. Афон, Иверский монастырь, XV век)


Император Юлиан1, сначала веровавший во Христа, а потом уклонившийся по действию диавола, снова в язычество, и ставший сыном сатаны, отправился на войну с персами. По пути в Персию он пролил много крови святых и, будучи в Антиохии, схватил двух антиохийских пресвитеров, Евгения и Макария, которые, после продолжительной пытки, были им сосланы в Мавританию, в заточение. В то время в египетских пустынях жили два преподобных мужа, Патермуфий и Коприй; они пребывали в полном единомыслии и вместе служили Богу. Патермуфий был старше годами и более опытен в подвигах иноческих и крепок добродетелью, Коприй же, младший первого по годам, был еще не вполне утвержден в иноческой жизни и имел в Патермуфии своего наставника и отца духовного. Прежде чем они были подвергнуты мучениям, Коприй рассказал Патермуфию следующее, бывшее ему ночью во сне, видение.

– Видел я, – говорил он, – отверзающиеся небеса и некоторого светлого мужа, который, с жезлом в руке, шел ко мне. Потом я увидел, что навстречу ему идет с другой стороны кто-то черный, который зажигает огонь и распространяет вокруг себя дым. Этот черный простер руку и взял меня; очутившись в дыму, я находился в крайне бедственном состоянии и со всех сторон мне грозили опасности, а тот светозарный муж далеко ушел от меня. В это время с неба раздался голос: «плод этого человека будет разорван, но потом снова будет употреблен на доброе дело». После этого видения я, в смущении, проснулся.
– Не хорош этот сон!
– сказал Патермуфий. – Боюсь, как бы ты не отступил от Бога живого. Вот, преступный император Юлиан отрекся от Христа и воздвиг гонение на Церковь Божию. Думаю, что и мы будем подвергнуты мучениям. Смотри же, чадо, не отрекайся от Христа из боязни пред мучениями, будучи обольщен обещаниями наград. Бойся Бога, помни Его заповеди, и будь мужествен.

После этого видения прошло немного времени, и император Юлиан с большим войском прибыл в Египет. Услышав, что в египетских пустынях живет много пустынников, он послал туда воинов, чтобы они захватили всех, кого найдут. Тогда были взяты вышеупомянутые отцы, Патермуфий и Коприй, и приведены на допрос к мучителю. И спросил Юлиан преподобного Патермуфия:

– Сколько тебе лет, старец?

Он же отвечал:

– Семьдесят пять лет уже моей временной жизни на земле.

Взглянув на Коприя, император сказал:

– Скажи теперь ты, младший, сколько тебе лет?

Коприй отвечал:

– Мне от роду сорок пять лет.

Тогда император повелел отвести в темницу старца Патермуфия, а Коприя оставил и так стал говорить с ним:

– Принеси, человек, жертвы богам, чтобы избегнуть ожидающих тебя мук. Оставь обманчивую христианскую веру, которая не приносит тебе никакой пользы. Вот и я прежде верил Христу, но пользы от этого не видел никакой. Теперь же, веруя в бессмертных богов, сподобился от них получить много великих благодеяний. Советую и тебе отказаться от Христа и принести жертву богам; тогда я приближу тебя к себе и ты получишь от меня много милостей.

Коприй, затаив дыхание, слушал императора. Он впал в самозабвение и, увлекшись его пагубными обещаниями, сказал Юлиану:

– Доброму ты учишь меня, государь! Хорошо, что я нашел в тебе учителя и доброго наставника.

Потом он громко воскликнул:

– Отныне я Юлианов ученик, а не христианин, и как я прежде заблуждался, пребывая в обманчивой вере христианской, так теперь постараюсь всё исправить – я поклонюсь богам и принесу жертву.

Услышав эти слова, император чрезвычайно обрадовался и сказал:

– Счастлив человек этот более всех других тем, что он познал древних отеческих богов, дающих вечную жизнь миру!

После этих слов Коприй поклонился и принес жертву идолу Аполлону и, отступив о Бога, принял в себя диавола. Святые ангелы отступили от него, бесы же окружили его и радовались.
Узнавши, что Коприй отступил от Христа, преподобный Патермуфий чрезвычайно опечалился, плакал и рыдал о нем и, преклонив колена, так молился:

– Господи, Боже сил! Не погуби грешника, преступившего Твою заповедь! Помяни о трудах, какие он совершил в юности своей по любви к Тебе, не отвергай его от лица Твоего, так как он обольщен речами законопреступника. Помилуй Твое создание и взыщи дело тук Твоих!

Наутро император сел на престол свой, а Коприй стоял около него с правой стороны. На нем был пурпурный плащ. Когда Патермуфий, по повелению императора, был приведен на допрос, Коприй, увидав его, сказал:

– Вот идет обманщик, который лишил меня моего счастья.

Когда же старец подошел к судилищу, Коприй закричал ему:

– Что, Патермуфий? Видишь, я радуюсь, а тебе приходится плакать. Я уже не христианин, а последователь Юлиана.

Патермуфий отвечал:

– Да, вижу, что ты радуешься, и поэтому я плачу о тебе.

Император тогда сказал старцу:

– Не плачь, а принеси жертву богам и радуйся вместе с ним.

Патермуфий отвечал:

– Радость его временная. Теперь он радуется, а в будущей жизни будет плакать, если не раскается. Я же плачу теперь, но буду радоваться в жизни будущей. Он здесь величается в пурпуровом одеянии, а там окажется нагим; теперь он насыщается, а в будущей жизни будет алкать. Я же теперь алчу, а в будущей жизни насыщусь, когда явится слава моего Бога. Ныне он тебе, царю земному, предстоит в числе слуг твоих со славою, а там от лица Царя небесного он будет изгнан и брошен в геенну огненную к бесам.

Сказавши это, старец взглянул в лицо Коприю и прорек:

- Горе тебе, окаянный! Ты был раньше сосудом благодати, теперь же ты – гной, в котором радостно ликуют бесы. Ведь, ангелы отступили от тебя. Ты удалил от себя Бога и облекся в диавола. Жизнь истинную, вечную ты возненавидел, а временную, ложную, возлюбил. Но вспомни о делах юности твоей, приди в себя, покинь заблуждение, каким ты, к несчастью, увлекся и иди ко мне, чадо! Возлюби снова Бога и покайся пред Тем, пред Кем согрешил ты, а Он по Своему милосердию, примет тебя и простит тебе грехи твои.

Когда старец изрек эти слова, Коприй умилился сердцем и, раскаявшись, громко воскликнул:

– Горе мне, горе мне, горе мне!

Потом начал колебаться то в одну, то в другую сторону. Затем, воспрянув духом и взглянув на небо, сказал:

– Теперь я уже не Юлианов, а снова Христов! Согрешил я, преступив Божию заповедь, я совершил беззаконие, отрекшись от Господа моего, но в том и познается Твоя благодать, Владыка, когда Ты помилуешь меня, совершившего столь тяжкий грех. Будь, Человеколюбец, милостив ко мне. Я похож теперь на сухое дерево, у которого нет плодов и омертвели листья. Слова беззаконных ввели меня в заблуждение и диавольская буря потопила меня. Надо мной посмеявается змей, и возрадовались обо мне лики бесов. Звезды небесные пришли в смятение, солнце и луна сокрыли свет свой из-за моего великого греха, каким я огорчил Бога. Но вы, ангелы Божии и лики праведных и жители всего мира, соберитесь вместе и оплачьте мое падение и помрачение моего ума. Ведь, я лишился Христа, Солнца правды, и во мне погас свет веры; вся духовная красота отнята у меня.

Потом, обратившись к императору, Коприй сказал:

– Зачем ты, диавол прельстил меня? Зачем, законопреступник, ты и меня увлек в свою погибель?

И снявши с себя пурпурную одежду, он бросил ее перед ним, говоря:

– Возьми себе ту славу, какую ты мне дал, а я опять возьму то, что потерял. Бог мой благо и сотворит меня хотя как одного из Своих наемников (Лк.15:19).

Император, увидев, что Коприй снова обратился ко Христу, разгневался и повелел тотчас же раскалить большую железную сковороду. Коприй же, слыша это повеление, сказал:

– Хорошо ты поступаешь, император! Сожги меня, рассеки на части, чтобы мне многочисленными мучениями искупить свое падение. Прежде же всего, казни язык мой, потому что он прежде всего согрешил, отказавшись от Христа.

Тогда император повелел раскалить небольшую железную ложку и положить ее на язык Коприю. Последний же, увидев ложку, раскаленную как уголь, сказал святому Патермуфию:

– Молись за меня Богу, отец, ибо я прихожу в ужас при мысли об ожидающем меня мучении.

Старец сказал ему:

– Терпи, чадо, с радостью, и Господь тебе поможет!

И вот, когда ложка дотронулась до языка Коприя, то показалась уму холодною как лед, и язык Коприя не получил никакого ожога. Император сказал тогда:

– Эти люди волшебники, ведите их на раскаленную сковороду.

Когда их повели, Коприй сказал старцу:

– Молись за меня, мой учитель, ибо я весьма страшусь мучения.

Старец сказал:

– Не бойся, чадо! Будь мужествен, вспомни о своих, принятых тобою на себя с самого детства твоего в пустыне, постнических подвигах и трудах, мужественно подъятых во славу Божию. Помнишь ли, как ты провел без пищи тридцать пять дней? Помнишь ли еще, как, распинаясь Христу (Гал.2:19), ты стоял в течение двенадцати дней неподвижно с распростертыми крестообразно руками? Разве ты забыл, как ты ложился на жесткие камни и на острые черепки? Если всё это в течении твоей жизни ты охотно терпел ради Христа, то зачем ты боишься теперь этой муки, продолжающейся один только час?

Коприй, утвердившись этими словами, с просветленным лицом, без боязни, пошел вместе с старцем к сковороде. Когда они всходили на нее, Патермуфий сказал:

– Брат Коприй, возведи очи твои горе!

Коприй же, взглянув на небо, сказал:

– Вижу приближающихся ангелов, главы которых покрыты росою. Молю тебя, отец, скажи им, чтобы они не гневались на меня за то, что я отрекся от Христа.

И таким образом оба они вошли на сковороду и ходили как на лугу, насмехаясь над мучителем, ибо сковорода тотчас же совершенно остыла. Увидев это, мучитель пришел еще в большую ярость и повелел растопить как можно сильнее печь, чтобы бросить туда мучеников на сожжение. Когда печь растопляли, к Коприю подошел один из царских воинов по имени Александр и сказал:

– Коприй! Ты сначала принес жертвы богам, а теперь не хочешь. Обратись же снова к нам, чтобы избавиться от гибели в огне.

Святой Коприй отвечал ему:

– О, если бы первый мой грех, какой я совершил пред Христом, предан был забвению пред лицом Божиим! Если собрать всю воду морскую и все реки, и источники, и все капли, падающие с неба, то всего этого было бы мало для омытия скверны греха моего. Однако я не отчаиваюсь в милосердии человеколюбивого Владыки моего.

Александр, пришедший в умиление от слов Коприя, сказал:

– Хотел бы и я стать воином Того Царя, Которому вы служите!

И тогда Коприй научил его истинной вере и обратил ко Христу.
Когда же печь была растоплена до яркого пламени и преподобные мученики пошли в нее, Александр последовал за ними говоря:

– Пойду с вами, блаженные отцы! Возьмите меня, ради Христа, в печь!

Они взяли его под руки и пошли вместе, но потом Александр вырвался из их рук и пошел один впереди. Когда они приблизились ко входу в печь, то навстречу Александру вырвался большой клуб пламени из печи, но не опалил его, и Александр сказал, обращаясь к этому пламени:

– Если ты по повелению Божию вышел для того, чтобы сжечь меня, то сожги грешника!

При этих словах его, пламень разделился на две части и стал двумя стенами, как некогда вода в Чермном море (Исх., 14 гл.), открывая ему путь посреди. И вошел Александр внутрь печи, не тронутый пламенем, и, увидев там ангелов Божиих, сказал им:

– Молю вас, господа мои, спасите меня грешного!

Ангелы отвечали:

– Для того мы и посланы сюда от Бога, дабы спасти тебя.

мч_Александр_Египетский
(Мученик Александр Египетский)


И они взяли душу его ко Господу, а тело его мертвое осталось в огне совершенно целым. После него вошли и преподобные отцы Патермуфий и Коприй, также не поврежденные от огня, и пребывали близ тела Александрова, воспевая хвалу Богу. Когда печь погасла, святые были выведены к императору живыми и невредимыми, нисколько не пострадавшими от огня, а тело святого Александра было вынесено также не поврежденным от огня, и от него шло великое благоухание. Император с удивлением сказал тогда:

– Наши боги – велики, а Христос – ничто!

Потом опять стал принуждать святых к поклонению идолам. Преподобный же Патермуфий сказал ему:

– Так как ты идешь на сражение не для прославления имени Божия, то не воротишься назад, но будешь ранен смертельно и умрешь страшною смертию.

Тогда император сильно разгневался и повелел усечь их мечом.

И выведены были святые из города на место усекновения. Там они, пред кончиною своею, обратились с молитвою к Богу, и вот с неба раздался голос, который восхвалял Патермуфия, прощал Коприя и обоих их призывал к вечному успокоению. Тогда они с радостью преклонили под меч свои головы и скончались, положив за Господа жизнь свою.

прмч_Коприй_Египетский
(прмч. Коприй Египетский)


Нечестивый же Юлиан, отправившийся на войну с персами, был побежден персидским войсками и, как предсказал святой Патермуфий, не вернулся в свою землю.
Кончина святых преподобномучеников Патермуфия и Коприя, а с ними и святого Александра последовала в июне месяце в девятый день2. В то время над римлянами царствовал законопреступник Юлиан, а над христианами – Господь наш Иисус Христос, Емуже со Отцом и Святым Духом подобает честь, слава и держава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

___________________
Примечания
1
Император Юлиан Отступник царствовал с 361 г. по 363 г.

2 Кончина святых преподобномучеников Патермуфия и Коприя последовала во второй половине IV века.



Святитель Феодор Едесский, епископ

святитель_Феодор_Едесский


Святитель Феодор, епископ Едесский, родился в сирийском городе Едессе. Вся жизнь святого угодника была ярким свидетельством великих дел Божиих, прославляющего Своих святых.

В двадцать лет, лишившись родителей и раздав свое имение нищим, он отправился в Иерусалим, где в Лавре преподобного Саввы Освященного принял постриг. Через 12 лет усердного иноческого послушания и 24 года полного затвора и великого воздержания Господь призвал мужественного подвижника к епископству, чтобы он светил миру. После смерти епископа Едессы не нашлось преемника более достойного, чем Феодор, и по общему согласию Антиохийского и Иерусалимского Патриархов, а также духовенства и мирян этот дивный муж был избран во епископа. Нелегко было святому Феодору покидать свое безмолвие, но он покорился воле Божией и вступил в управление Едесской Церковью. Это произошло во время царствования греческого императора Михаила и матери его Феодоры (842-855).

Во время совершения над преподобным Феодором епископской хиротонии произошло великое чудо. Народ увидел белоснежного голубя, парившего под куполом храма, который затем опустился на главу поставляемого. Вступив в управление паствой, святитель Феодор отдал своему служению все свои духовные дарования. Он был образцом для верных в слове, в жизни, в любви, примером своей святой подвижнической жизни наставлял врученную ему Богом паству на путь спасения. Много сил положил Феодор в борьбе с еретиками, твердой рукой ограждая Церковь от соблазнов и разномыслия. Утешением и поддержкой святителю Феодору служило духовное общение с прозорливым старцем и столпником преподобным Феодосием, который подвизался недалеко от города близ монастыря святого великомученика Георгия.

С благословения старца святитель Феодор предпринял путешествие в Багдад к халифу Мавию с жалобой на несправедливые притеснения православных. Придя к Мавию, святитель нашел его тяжело больным. Призвав в помощь Господа, святой епископ бросил в сосуд с водой немного земли от Гроба Господня и дал халифу испить, и больной исцелился. Благодарный Мавий, расположившись к святому, с удовольствием слушал его поучения и, наконец, вместе с тремя приближенными принял святое Крещение с именем Иоанн.

Вскоре за открытое исповедание перед мусульманами своей веры во Христа, халиф Иоанн был убит вместе со своими приближенными. Явившись во сне одновременно святителю Феодору и столпнику Феодосию, он поведал о том, что сподобился пострадать за Христа, причислен к лику мучеников и вскоре встретится с ними в Царстве Небесном. Это было указанием угоднику Божию, что кончина его приближается. Через три года, уединившись снова в Лавре святого Саввы Освященного, он мирно отошел ко Господу (IX). Святитель Феодор Едесский оставил христианам свои назидательные творения. Житие святителя Феодора Едесского было излюбленным чтением на Руси в ХVI-ХVII вв. и сохранилось во многих рукописях.

На русском языке издано:
1. Сто весьма душеполезных глав. – «Христианское чтение», 1825, ХVII, с. 123 слл.
2. Умозрительное слово. – Там же, с. 178 слл. Также «Добротолюбие», III, с. З18-358. Здесь же: Главы деятельные.

Подробное житие святителя Феодора Едесского можно прочитать тут:
http://azbyka.ru/days/sv-feodor-edesskij


Тропарь святителю Феодору, епископу Едесскому
глас 4
Апостолом подражатель/ и божественных учений столп бысть,/ тем ко Христу притече,/ молением, блаженне, Моавия царя светом Крещения просвещена показа, Феодоре,/ и исповедания ради кровь свою излиял есть,/ исходатайствен тому явися венец от Христа Царя,/ Егоже моли спасти души наша.

Тропарь иной святителю Феодору, епископу Едесскому
глас 4
Неволею паству святительскую приим,/ но волею подвигнувся о Божий Церкви,/ и перстию Христова гроба невернаго Моавия царя уверив,/ и с телесною слепотою вкупе и душевную ему исцелив, благоверна показа,/ с нимже и еретики от Божия Церкве, яко волки, отгнав,/ честный святителю Феодоре,/ моли спастися душам нашим.

Кондак святителю Феодору, епископу Едесскому
глас 4
Яко солнце, осиявая светлым житием, Феодоре, яве,/ вавилонскому царю явися чудесы/ и сего угодника Христу, святителю, показа,/ с нимже ныне Троице предстоя,/ нас поминай, светло торжествующих память твою, мудре.

Кондак иной святителю Феодору, епископу Едесскому
глас 4
Благохотения ради/ просвещеннаго тобою по благодати чада, честнаго Моавия,/ животворящаго древа получения,/ подвигнуся во царствующий град,/ и тамо Христовою перстию доблей царице Феодоре ока зрение очисти,/ и оттуду с яселаемым сокровищем паки в Вавилоне честнаго Моавия по Христе на мучение утверди,/ сего ради ти вопием:/ радуйся, честный Феодоре,/ учениче Христов, пастуше добрый.


Преподобный Феодосий Едесский, столпник

Преподобный Феодосий Едесский прославился святостью своей жизни и подвигом столпничества во славу Иисуса Христа.

Тропарь Феодосию Едесскому, Столпнику
глас 3
Прежде запенся богатственною сетию, яко человек,/ но последи нищетою нестяжания посрамил еси врага/ и молитвами твоими, честный Феодосие, / прият от Бога прозрения дар./ Тем и честному епископу Феодору прорече о Святей Церкви,/ еже на враги одоление,/ и ныне молися Христови за чтущих тя.


Святая Эверильда, дева

Святая Эверильда (Everilda, Everildis, Everild), или Эверил (Averil) из Эверингхэма (Everingham) (в современном английском графстве Восточный Райдинг Йоркшира) была крещена святым Бирином (Birinus) вместе с королём Уэссекса Кинегильсом в 635 году. По преданию, она была родом из уэссекского дворянства. Святая Эверильда покинула дом, чтоб стать монахиней и присоединилась к святым Беге (Bega) и Вульдреде (Wuldreda). Святой Уилфрид, епископ Йоркский, постриг их в монахини в местечке, именуемом Ферма Епископа (Bishop’s Farm), впоследствии известном как Эверильдисхэм (Everildisham). В наши дни это место называют Эверингхэм. Она собрала большую монашескую общину в 980 насельниц.

Храм св.Эверильды, Эверингхем, Великобритания
(Храм св.Эверильды, Эверингхем, Великобритания)


Почитание

Имя святой Эверильды упоминается в Мартирологе Узуарда (Martyrology of Usuard), также как и в церковных календарях Йорка и Нортумбрии.



Священномученики Килиан Вюрцбургский (Kilian), епископ в Восточной Франконии и Тюрингии Колман Вюрцбургский (Colman), иеромонах и Тотман Вюрцбургский (Colman), иеродиакон

Килиан Вюрцбургский (Kilian), епископ в Восточной Франконии и Тюрингии
(Священномученик Килиан Вюрцбургский (Kilian), епископ в Восточной Франконии и Тюрингии)


Килиан -монах из Ирландии, по происхождению шотландец, в VII веке пришел в Баварию и был посвящен папой Римским в епископы.

В Вюрцбурге, где он считается первым епископом, он окрестил Госберта, герцога Франконии, но по навету Геильны, невестки герцога, был умерщвлен со своими товарищами Колманом и Тотманом в 689 году. Останки мучеников покоятся в Вюрцбургском соборе.



Мученик Михаил Садовник

Происходил из простой и благочестивой семьи. Он был необразованным и зарабатывал себе на жизнь тем, что удобрял навозом сады и огороды.
По ложному подозрению в связи с разбойниками был арестован турками, которые подвергали его жестоким пыткам, желая заставить его принять ислам. После тридцати дней истязаний мученик был представлен воеводе, а затем калопаше, которые лестью и разными обещаниями также старались склонить его к отречению от Христа.
Михаил остался непреклонен и был приговорен турками к смерти: по приказу судьи ему отрубили голову. Это произошло в Афинах в 1771 году.

Tags: Жития святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments