Неделя 5-я по Пятидесятнице.
Апостольский пост.
Тихвинской иконы Божией Матери (1383). Прп. Давида Солунского (Фессалоникийского) (ок. 540); прмч. Давида Афонского, в Солуни (1813; Греч.); мчч. Галликана патрикия, и братьев Иоанна и Павла (361-363); прп. Брэннока (Бринаха) Браунтонского (VI; Кельт. и Брит.), перенесение мощей; мч. Пелагия Кордовского (925; Ибер.).
Свт. Дионисия, архиепископа Суздальского (1385); Обре́тение мощей прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца (1569); Перенесение мощей прп. Нила Столобенского (1995); прп. Иоанна, епископа Готфского (VIII).
Сщмч. Георгия Степанюка, пресвитера (1918).
Икон Божией Матери: «Одигитрия» Седмиезерная; Лиддская (Римская); Тихвинская; Нямецкая.
Святые дня, молите Бога о нас!
Святитель Дионисий Суздальский, архиепископ
Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский, в миру Давид, был пострижеником Киево-Печерской обители, откуда с местным благословением – иконой Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием – прибыл на Волгу. Недалеко от Нижнего Новгорода святой Дионисий выкопал пещеру и подвизался в полном безмолвии. К святому подвижнику постепенно стекалась братия, и он около 1335 года основал монастырь в честь Вознесения Господня. Учениками святого Дионисия были преподобные Евфимий Суздальский (память 1 апреля) и Макарий Желтоводский, Унженский (память 25 июля). В 1352 году святой старец послал двенадцать человек из своей братии в «верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит» для духовного просвещения народа и основания новых обителей. Высокое благотворное влияние оказывала обитель святого Дионисия на жителей Нижнего Новгорода. В 1371 году святой постриг в монашество сорокалетнюю вдову князя Андрея Константиновича, по примеру которой приняли монашество многие «болярины: жены, и вдовицы, и девицы».
В 1374 году святой Дионисий был удостоен епископского сана. Годы его святительского служения падают на знаменательное время – Русь поднималась сбросить татарское иго. 31 марта 1375 года плененный жителями Нижнего Новгорода татарский военачальник, оказавшись на епископском дворе, выстрелил из лука в святителя Дионисия. Но Господь хранил Своего избранника – стрела задела лишь епископскую мантию. В 1377 году по благословению и, возможно, под редакцией святителя Дионисия иноком Лаврентием была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись, вдохновлявшая Русь. на освободительную борьбу.
В 1379 году, оберегая честь первосвятительской кафедры, святитель Дионисий, один из всех епископов, собранных в Москве по повелению князя, выступил против избрания в митрополиты княжеского ставленника – печально известного архимандрита Митяя.
В том -же 1379 году святитель Дионисий уехал в Константинополь с протестом по поводу намерения избрать Митяя и по делу еретиков-стригольников. На греков святитель произвел сильное впечатление своей высокой духовной настроенностью и глубоким знанием Священного Писания. Патриарх Нил, называя святителя «воистину Божиим и духовным человеком», писал, что сам видел его «пост и милостыни, и бдение, и молитвы, и слезы, и вся благая ина». Из Константинополя святитель Дионисий прислал для соборов Суздаля и Нижнего Новгорода два списка с иконы Богоматери – Одигитрии. В 1382 году святитель получил от патриарха титул архиепископа. Вернувшись на Русь, святитель ездил в Псков и Новгород для борьбы с ересью стригольников. Вторично он посетил Константинополь в 1383 году для обсуждения с патриархом вопроса об управлении русской митрополией.
В 1384 году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом «митрополитом на Русь». Но по возвращении в Киев святитель был схвачен по приказанию киевского князя Владимира Ольгердовича и подвергнут заключению, в котором скончался 15 октября 1385 года. Погребен святитель в «киевской печере великого Антония». 26 июня память святителя Дионисия празднуется ради тезоименитства с преподобным Давидом Солунским, имя которого он носил в миру. В Синодике 1552 года Нижегородского Печерского монастыря святитель Дионисий назван «преподобным чудотворцем».
Тропарь
Православия ревнителю, благочестия наставниче, / ищущим спасения добрый кормчий, / монашествующих Богодухновенное украшение, / Богоноснаго Евфимия собеседниче, святителю Дионисие, / ученьми и добродетельми отечество твое просветил еси, / не забуди нас, чтущих тя, / но в мире управи живот наш.
Молитва святителю Дионисию, архиепископу Суздальскому
О, святителю отче Дионисие, ты веси немощь естества нашего и скорбь времен настоящих, пролей о нас твоя теплыя молитвы и умоли Человеколюбца Господа, да не погубит нас со беззаконии нашими, но обратит к покаянию и исправлению, да прочее время жития нашего земнаго не в работе греху и страстем, но в делании заповедей Его святых и во благочестии провождаем. Не презри и не посрами упования нашего, но буди о нас предстатель немолчный к Богу, да сохранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да дарует нам во бранех терпение неослабное. В час же смертный явися нам, отче, заступник необоримый, ускори тогда на молитву о нас, безпомощных, и помози нам мирную и благую кончину улучити, грозная мытарства воздушная без препятия минути и в Небесный Горний Иерусалим внити. О всеблаженне отче наш Дионисие, сподоби ны последовати, по силе нашей, святому твоему житию! Яко да всемилостивым предстательством Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и твоими святыми молитвами сподобит нас Преблагий Христос Бог наш наследники быти Царствия Своего Небеснаго, славящих и величающих Его купно со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобный Давид Солунский (Фессалоникийский)
Блаженный Давид родился в стране восточной и, как светоносная звезда, осиял весь мир: упражняясь в воздержании с младых лет, он явился перед людьми как бы ангелом во плоти. Поселившись близ города Солуни1 в трех верстах от него, святой Давид построил себе палатку под миндальным деревом; тут, подобно птице доброгласной, он утешил всех притекающих к нему многополезными словами. Его ум всегда был устремлен в Божественную высоту: благодаря этому, он обогатился даром чудотворения и сделался светозарным столпом церкви, всех просвещающим своими чудесными знамениями. Мужественно перенося то стужу, то сильный зной, он сделался как бы бесстрастным. И так как он угасил в себе огонь плотских вожделений, то его не мог опалить и огонь вещественный. Однажды он взял в руки разженный уголь и, возложив на него фимиам, предстал перед царем и кадил на него, при чем руки его нисколько не пострадали от огня, Увидев это, царь удивился и поклонился угоднику Божию в ноги. Вообще своею жизнью и творимыми чудесами святой Давид много изумлял людей, которые, взирая на святого, прославляли Бога, дивного во святых Своих. После долгой и славной жизни святой Давид с миром отошел к Богу2, Которого возлюбил из млада.
___________________
Примечания
1 Солунь или Фессалоники – весьма значительный, древний город Македонии, лежит в глубине большего Солунского или Фермейского залива, составляющего часть Эгейского моря (Архипелага). В Солуни проповедовал христианство ап. Павел и основал общину, для которой им были написаны два послания. По своим торговым оборотам и богатству он был одним из самых важных городов Византийской империи. В настоящее время город этот, под именем Салоники, после Константинополя первый торговый город Европейской Турции, с весьма многочисленным населением.
2 Скончался св. Давид около 540 г., в царствование Юстиниана и Феодоры.
Кондак преподобному Давиду Солунскому
глас 1
Сад присноцветущ, добродетелей плоды приносяй,/ явился еси на садовне древе, яко благопеснивая птица,/ рай же паче, жизни древо, Господа, в сердцы твоем прием,/ яко возделав, богомудре,/ имже питаеши нас благодатию;// присно моли о нас, Давиде всеблаженне.
Преподобномученик Давид Афонский, Солунский, монах
Родился в Кидонии (ныне Айвалык, Турция), принял монашеский постриг в скиту св. Анны на Афоне.
По благословению скитских отцов собрал значительные пожертвования в Смирне (ныне Измир) на восстановление сгоревших храмов Преображения Господня на вершине Афонской горы и Пресв. Богородицы.
Желая пострадать за Христа, Давид отправился в Магнисию (ныне Маниса), где публично исповедовал православную веру, был подвергнут бичеванию, ранен в голову и изгнан из города.
Он вернулся на Афон и получил благословение на мученический подвиг от митр. Панкратия Христопольского, находившегося на покое и жившего в Карее.
В Фессалонике он попытался вернуть в лоно Церкви одного монаха из ватопедского скита вмч. Димитрия, принявшего ислам. За это он был схвачен турками и приведен к судье, который приговорил его к повешению. Был казнен 26 июня 1813 года.
Сведения о св. Давиде отсутствуют в «Новом Мартирологионе» и «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца, в «Великом Синаксаре» К. Х. Дукакиса, а также в работах по агиологии Софрония (Евстратиадиса), митр. Леонтопольского, и Хризостома I (Пападопулоса), архиеп. Афинского. Повествование о мученическом подвиге Давида было найдено в скиту св. Анны и издано в 1929 г. Впоследствии оно было литературно обработано мон. Герасимом Микраяннанитом и затем включено в «Великий Синаксаристис», составленный кафигуменом В. Матфеу.
Преподобный Тихон Луховской, обретение мощей
Об этом святом угоднике Божием я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/174660.html
Преподобный Нил Столобенский, перенесение мощей
27 мая 1667 года над гробницей преподобного Нила был заложен новый каменный храм. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб; таким образом были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного Нила. По благословению митрополита Новгородского Питирима (на Новгородской кафедре с 1664 по 1672, затем — Патриарх Всероссийский; ( 1673) в этот день было установлено ежегодное празднование обретения святых мощей преподобного Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 30 октября 1669 года в новом каменном храме были освящены приделы во имя святого апостола Иоанна Богослова и блаженного Василия, Христа ради юродивого.
Святые мощи преподобного Нила поставили в первом приделе, а 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм (после его освящения). С 17 мая 1756 года ежегодно стало совершаться торжественное обнесение святых мощей вокруг монастыря, позднее — крестный ход из города Осташкова. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного Нила по его святым молитвам. Ныне святые мощи преподобного Нила почивают в Знаменском храме в городе Осташкове Тверской епархии.
(Крестный ход 9 июля на праздник перенесения мощей Нила Столобенского)
Подробно о преподобном Ниле Столобенском можно прочитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/155040.html
Преподобный Иоанн Готфский, епископ
Преподобный Иоанн, епископ Готфский, жил в VIII веке. Будущий святитель был родом из Тавроскифии (в Крыму), сын благочестивых родителей Льва и Фотины. Иоанн с детства был посвящен на служение Богу, потому что родился по усердной молитве своих родителей и с юности подвизался в иночестве.
В 754 году православные в Готфии избрали Иоанна во епископа. Но не сразу принял сан преподобный, а обошел все святые места. Возвратившись, он отправился в Грузию (Иверию), сохранившуюся от распространения иконоборческой ереси, где был хиротонисан.
В 780 году, при императрице Ирине, послал Константинопольскому патриарху Павлу свиток с изложением веры (выписки из Ветхого и Нового Заветов о почитании икон). По удалении Павла (в августе 784 года), с разрешения императрицы Ирины, приходил в Константинополь по делам церковным, участвовал в Никейском Соборе, восстановившем иконопочитание. По возвращении епископ Иоанн нашел, что хазары заняли своим гарнизоном Дори, главный город его епархии. Иоанн убедил властителя Готфии выгнать хазар. Но каган хазарский вновь овладел этим местом, многих казнил, а Иоанна отдал под стражу. Верные помогли епископу бежать за море, в Амастриду.
Через четыре года, услышав о смерти хазарского властителя, святитель сказал: «Через 40 дней я пойду судиться с ним перед Христом Спасителем». Действительно, через 40 дней, 26 июня святитель скончался, это произошло в то время, когда он обращался с поучением к народу, в 790 году. С честью быт провожаем «с фимиамами и свечами до самого корабля» Амастридским епископом Георгием, и тело его 29 июля было доставлено в Готфию, в монастырь Парфенит (Партенит), расположенный в Крыму у подошвы горы Аю-Даг, где прежде жил святитель у построенного им большого храма во имя святых апостолов Петра и Павла. Об этом свидетельствует надпись на камне, найденном на южном берегу Крыма: «Этот всечестный и Божественный храм святых славных всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла был построен с основания в давние времена иже во святых отцем нашим архиепископом города и всея Готфии Иоанном исповедником».
(Памятный знак в честь Иоанна Готского у руин храма Святых Апостолов Петра и Павла. Аю-Даг, Партенит, Крым)
Память святителя Иоанна празднуется также 19 мая/1 июня.
Молитва преподобному Иоанну исповеднику, епископу Готфскому
О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, преподобне отче Иоанне! Услыши нас молящихся тебе и на скорое предстательство твое уповающих.
Призри на нас грешных, в толицех обстояниих сущих, отвсюду уловляемых и всякаго блага духовнаго за нерадение лишенных. Потщися угодниче Божий, не остави нас в плену греховнем, да не будем духовным врагом нашым радование и да не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас Христа Бога Спаса нашего, Емуже ты со безплотными лики предстоиши. Милостива к нам сотвори содетеля нашего в нынешнем веце и в будущем, да не воздаст нам по делом нашым и по нечистоте сердец наших: но по своей благости да воздаст нам. На твое бо ходатайство надеемся, твоим предстательством хвалимся. Днесь иконе твоей припадающе исцеления душ и телес наших просим, твердое оупование на тебе имуще.
Ей, угодниче Христов, отче святый и богодохновенный, православныя веры светлый вестниче, божественных и святых догматов хранителю, воспомяни о нас немощных. Домы нашя от всякаго зла огради, чад наших от соблазн мира сего защити, младенцы воспитай, юныя в познание оучения Христова возрасти, мужы и жены православныя в меру возраста Христова приведи, вдовицы заступи, старцы во оскудении крепости сущыя поддержи, всем вся буди, коегождо возраст и потребу ведый.
Укрепи нас твоим заступлением, испроси нам от Господа твою пламенную о богоугождении ревность, еретическая шатания низложи и настави нас на путь спасения, да сподобимся и мы вечныя жизни и купно с тобою прославим всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святой Галликан (Римский или Остийский) - римский мученик, погибший в Египте в 362-363 гг., во время правления Юлиана Отступника. Согласно его законам (в "Acta SS.", June, VII, 31), которые однако, не очень достоверны.
(Святой Галликан - Колоннада Святых Ватикана. Как первая статуя на правой (северной) колоннаде, Святой Галликан фактически не виден с площади, а только с переднего входа. Его статуя была вырезана между 1670-1673 годами скульптором Лаззаро Морелли, который был самым продуктивным из художников, работающих на Бернини при создании статуй для колоннады. С именем Лаззаро Морелли связывают более чем 45 статуй святых на данной Колоннаде)
Дата его смерти - 362 год
Канонизирован - Предварительной конгрегацией.
Галликан Римский, по преданию, выдающийся полководец во время войны против персов, ставший христианином после того, как обещание креститься принесло ему победу над скифами, и казненный за веру императором Юлианом Богоотступником. Однако, реальность святости именно этого Галликана вызывает сомнение. По ошибке переписчика исторических хроник Галликаны были перепутаны:
1. Ови́ний Галлика́н (лат. Ovinius Gallicanus) — государственный деятель Римской империи начала IV века, консул 317 года. Согласно одной надписи, датируемой 293—300 годами, он был куратором города Теана в Кампании. Был, согласно Хронографии 354 года, префектом города Рима с 4 августа 316 года по 15 мая 317 года[См. также надпись CIL 06, 01155]. В 317 году он был сделан консулом вместе с Цесонием Бассом (они не вступали в должность до 17 февраля[Хронография 354 года.]).
2. Фла́вий Галлика́н (лат. Flavius Gallicanus) — государственный деятель Римской империи середины IV века, консул 330 года. Был назначен консулом вместе с Аврелием Валерием Туллианом Симмахом (в 330 году).
Либо Флавий Галликан, либо консул 317 года Овиний Галликан, согласно «Книге римских понтификов», сделал дар церкви святых Петра, Павла и Иоанна Крестителя в Остии, в сумме 869 сольди ежегодно. Также либо он, либо Овиний Галликан основал больницы для паломников и пожертвовал земельный участок на храм свв. Иоанна и Павла в Риме.
Если принять отождествление с Флавием Галликаном, то, согласно «Деяниям святого Галликана», он был военным командиром во Фракии, а после прихода к власти императора Юлиана II (361—363 годы) отправился в Египет, где стал монахом, а через год принял мученическую смерть. Информация «Деяний», однако, никакими другими источниками не подтверждается и в целом признается мало заслуживающей доверия[Champlin E. Saint Gallicanus (Consul 317) // Phoenix, Vol. 36, No. 1 (Spring, 1982), pp. 71-76.].
Легенда о становлении христианином и мученичестве святого Галликана, родилась не ранее 7 века.(Acta Sanctorum, июнь, т. 7; Butler, 25.6). Описана она была позднее Хросви́той Гандерсгеймской (также Гросвита, Хротсвита, Росвита — Hroswitha, Hrotsvit, Roswitha, Hroswitha; 938—973) — немецкой святой христианской монахиней, поэтессой периода «Оттоновского возрождения», автором драматических произведений на латинском языке, назидательных комедий, насыщенных религиозными мотивами и символикой. Она считается первым европейским драматургом со времён Античности.
В честь Святого Галликана была построена небольшая церковь, в районе Трасте́вере ((итал. Trastévere, от лат. trans Tiberim — «за Тибром») — район узких средневековых улочек на западном берегу Тибра в Риме, южнее Ватикана и Борго. Занимает восточный склон холма Яникул). Его же мощи находяться в Риме, в церкви Сант Андреа делла Валле.
Преподобный Брэннок (Браннок, Барнок) Браунтонский (Brannock, Brannoc, Barnoc), игумен
Родился в южном Уэльсе и состоял в родстве с королевской семьей. В молодости был женат.
Тяготясь мирской жизнью, святой Брэннок в середине VI столетия оставил родину и отправился в район нынешнего северного Девона для просвещения местных жителей светом Евангелия. Там он проповедовал, вел подвижническую жизнь, построил монастырь на месте нынешней деревни Браунтон (Бронтон, англ. Braunton).
По преданию, в чудесном видении ему открылось, что обитель нужно строить на том месте, где подвижник увидит свинью с поросятами. Этот сюжет из его жития изображен на витраже и своде церкви Браунтона.
Предания, относящиеся к нему, несколько противоречивы. Некоторые агиографы отождествляют его со св. Брынахом (Brynach). Поскольку в Эксетере имеются два раздельных дня поминовения соответствующих святых - в апреле и 7 января, навряд ли эти два святых были одним и тем же лицом.
Древняя монастырская церковь Браунтона освящена во имя своего основателя. Согласно некоторым источникам, там он и был похоронен. В Браунтоне местные жители ежегодно празднуют память святого Брэннока.
Мученик Пелагий Кордовский
(Мученичество святого Пелагия Кордовского)
Был мальчиком-христианином из Кресьенте, Астурия, племянником епископа. Вместе с дядей он попал в плен к маврам после одного из сражений между христианами, пытавшими отвоевать Испанию, и мусульманами, господствовавшими в ней. Пленников доставили в Кордову. Епископа вскоре освободили с условием, что взамен христиане освободят несколько пленников-мавров. Пелагий был оставлен заложником у халифа Абд ар-Рахмана III аль-андалусского.
Обмен заложниками так и не состоялся, и Пелагий оставался в плену в течение трех лет. По свидетельствам иных пленников, его мужество и вера были таковы, что когда он достиг возраста тринадцати лет, халиф предложил ему свободу в обмен на принятие ислама.
Юноша отказался, и разъяренный халиф приказал подвергнуть его пыткам. От этих пыток святой Пелагий страдал в течение шести часов, после чего был четвертован.
Мощи и почитание
Останки мученика были подобраны христианами. Настоятельница Гандерсгеймского монастыря Хросвита в 962 году написала огромную поэму, воспевавшую Пелагия. Его почитали по всей Испании и до, и после её освобождения от мавров. В 1023 году король Фердинанд Арагонский поместил его мощи, с 985 года хранящиеся в Овьедо, в серебряную раку.
Священномученик иерей Георгий
(Степанюк Георгий, +09.07.1918)
Священномученик Георгий родился в 1880 году в селе Полична Брестского уезда Гродненской губернии. С 1900 года он был преподавателем в сельской школе. После окончания пастырских курсов в Москве Георгий был рукоположен во священника и в 1911 году направлен служить в Туркестанскую епархию в село Глиновка Лепсинского уезда Семиреченской области; в 1913 году он был переведен служить в храм в селе Андреевское того же уезда и назначен в церковно-приходскую школу законоучителем и преподавателем арифметики.
В 1918 году, когда началась гражданская война, супруга священника предложила ему скрыться и переждать смутное время. Но отец Георгий сказал: «Скоро праздник Святой Троицы. Что скажет народ?» И остался. Вскоре в селе была установлена советская власть пришедшим отрядом Красной гвардии. Отец Георгий был арестован и две недели содержался под стражей; затем его вывели к народу, чтобы собрать против него свидетельства. Однако таковых не нашлось, и священник был освобожден.
26 июня (9 июля) 1918 года в село вошел другой отряд, и несколько красногвардейцев сразу же направились к дому священника. Супруга священника, выйдя им навстречу, попыталась уверить их, что мужа ее дома нет, но отец Георгий, выйдя вслед за нею, сказал:
– Вот я. Что вам нужно?
– Вы арестованы! – ответили ему.
Находясь под стражей, отец Георгий, не желая оставлять церковных дел в беспорядке, попросил супругу принести из храма книги записей и привел их в порядок, а затем написал протоиерею Владимиру Цедринскому в Лепсинск письмо. «Отец протоиерей! – писал он. – Только что приставили ко мне вооруженный караул из двух солдат. Сижу в комнате; тоскливо и скучно до боли. Мерещится смерть и приглядывается своими впалыми глазами. Жизнь прежняя проходит мысленно перед глазами. Больно сознавать, что за 18 лет служения народу получил в награду “почетный караул”. Чувствую, что страдаю за веру, правду и откровенность, а также за любовь к простому народу, который по своей темноте предает своих лучших друзей, своих печальников, своих пастырей. Не оставляйте сиротами жену-вдову и детей-малюток. Очень жалею, что не сумел устроить ее жизнь счастливее. Спасибо всем прихожанам, выразившим мне сочувствие в испытании... всем же остальным... да простит им Бог страшный грех предательства... Уже сменили караул, а окончания дела не слышно...»
В тот же день после полудня в сопровождении конного конвоя священника повели на расстрел. Отец Георгий попрощался с супругой и детьми и пошел по центральной улице села. За страшной процессией шли женщины и подростки. У крутого берега реки красногвардейцы спешились и вместе со священником стали спускаться к реке. Отец Георгий подошел к воде, опустился на колени и, воздев руки к небу, стал молиться. Затем он повернулся лицом к палачам, крестообразно сложил руки на груди и сказал: «Прими, Господи, мою грешную душу!» Красногвардейцы выстрелили и убили священника. Погребение убитого пастыря совершили четыре священника из соседних сел. Священник Георгий Степанюк был погребен на сельском кладбище. Много лет потом верующие приходили тайком на его могилу помолиться и попросить его заступничества перед Богом.
Канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.