Преподобный Иосиф Заоникиевский
Память 23 июня, 21 сентября и в Соборе Вологодских святых
В миру Иларион, благочестивый крестьянин из деревни Обухово Кубенской округи Вологодской губернии.
Долгое время он страдал болезнью глаз и усердно молил о помощи Господа, Пресвятую Богородицу и святых угодников, в особенности святых бессребреников Косму и Дамиана. Молитва его была услышана, и в 1588 году, по откровению святого Космы, преподобный Иосиф нашел в лесу, в болотистом месте, икону Божией Матери, от которой получил исцеление.
В благодарность преподобный расчистил лесные дебри на месте явления чудотворной иконы и построил часовню, в которой поставил икону. Сам он поселился рядом, приняв иноческий образ с именем Иосиф. Впоследствии, по благословению святителя Антония, епископа Вологодского, на месте подвигов Иосифа возникла Заоникиевская обитель, названная так по имени разбойника Аники, некогда обитавшего в этом лесу. Когда обитель расширилась и число иноков возросло, по совету преподобного Иосифа, игуменом был избран Антоний. Сам он по смирению не принял настоятельства и, скрывая от других свои строгие подвиги, воспринял юродство Христа ради, ночами стоял на молитве в своей часовне, в жестокие морозы ходил босой.
(Владимирская Заоникиева пустынь - Лучниково - Вологодский район, фото конец XIX века)
(Владимирская Заоникиева пустынь - Лучниково - Вологодский район, разорен в годы лихолетия. Вид с юго-запада: слева монастырская гостинница, справа - Владимирский собор)
Скончался 21 сентября 1612 года, в возрасте 83 лет и был погребен в основанной им обители.
Тропарь
глас 4
Исперва житие твое, преподобне, / хитростию благоюродства от человек утаено, на небесех пред Ангелы явлено, / и аще на земли тмою очес претыкаяся хождаше, / но мысленными крилы на высоту возшед. / Присносущным Светом облистаем, / во отечествии наследова, / и земных мнящихся красных храмов не требовав, / но в Небесных селех пресветлыя обители стяжал еси, / ни ризами мягкими одеялся, / но паче власяницу возлюбил еси, / и сего ради паче всех имений земных Небесная сокровища приобрел еси / и на земли плотян сый с безплотными совокупляяся, / Небесной Царице служа и Той приносимых ангельских песней насладився, / ихже многия люди желая насладитися не могут. / Сего ради Всевышний Творец образ Свой / и Рождшия Его Богоматери / с высоты воздуха на руце твоя, / яко на Херувимская носила, дарова тебе. / От Негоже Присносущным Светом очи твои уясни, / и, яко росоточащий облак, молитвами твоими весь мир милованный напои. / И ныне в последняя времена святую персть твою, яко Едемский источник, во исцеление недугов устрои, / Егоже моли, наставниче наш, чудоносче Иосифе, / даровати нам мир и велию милость.
Ин тропарь
глас 5
Смиренномудрием наказание благодушно приемля, / иже от Небес неизреченный дар прияти сподобися, / и в плоти сый, преподобне, / безплотен в служении своем к Богоматере трудолюбно подвизася, / бдении, пощении, слезами и молитвами, / имиже и пустыню многожительну устроил еси, / благоухищренным же юродством человеческия славы избежа. / Сего ради Всевышний Мздовоздаятель / в конец века сего сугубо тя прослави, / и гроб твой святый точением чудес обогатися, / Егоже моли, преподобне отче наш Иосифе, / даровати нам отпущение грехов и велию милость.
Кондак
глас 8
От юности Бога возлюбив / и простынею безгласие стяжал еси, преподобне. / Сего ради и с Небес сладкий Свет очию получил еси / и росоточащии милости пресветлый образ Богоматери / с высоты воздуха чрез святых безмездников во объятие приял еси, / и Ей богоугодно послужил еси, / и обитель составил еси, / власяными веригами тело свое удручил еси, / от негоже каплями кровными диавола потопил еси. / Сего ради и в последняя времена / гроб твой от Владыки нашего Христа точением чудес обогатися, / тем и мы, чада твоя, любовию притекающе к тебе, / умильно глаголем: / радуйся, наставниче нашего спасения; / радуйся, исцелений подателю; / радуйся, отче наш Иосифе, / монахов удобрение.
Ин кондак
глас тойже
Вышних благ желаяй, / преобидел еси долу влекущая мудрования, / ибо трудолюбивое свое тело / острым власяным плетением стерл еси, и бысть благоугоден служитель Богоматери, / страждущим в недузех являяся, скоро помогаеши, / и с верою притекающим к тебе, неоскудное здравие подаеши. / Сего ради зовем ти: / разреши наша болезни душевныя и телесныя, / еже к Богу молитвами твоими, началообразный смирению наставниче, отче наш Богомудре Иосифе, / монахов удобрение.
Преподобный Антоний Заоникиевский
Память 23 июня и в Соборе Вологодских святых
В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) прп. Антоний назван пустынником; в «Списке святых Вологодской епархии», составленном в 1811 году еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым) на основе рукописи из библиотеки вологодского Софийского собора и разысканий в местных архивах, прп. Антоний назван учеником прп. Иосифа (+ ок. 1612), основателя Владимирской Заоникиевской пустыни. Возможно, после преставления прп. Иосифа прп. Антоний был настоятелем обители.
Из-за частых пожаров в монастыре не сохранилось никаких письменных свидетельств о преподобном. Местное почитание прп. Антония Заоникиевского началось, видимо, сразу после его преставления. Память преподобных Антония и Иоанникия Заоникиевских отмечена под 9 сентября в Кайдаловских святцах конца XVII века. Можно предположить, что канонизация преподобного Антония была совершена Вологодским еп. Павлом (Васильевым) (вскоре после его хиротонии в январе 1716) одновременно с местной канонизацией прп. Иосифа.
Местная канонизация прп. Антония подтверждена в 1841 году включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова).
(Владимирская Заоникиева пустынь - Лучниково - Вологодский район, современное состояние. Юго-восточная башня)
Имя преподобного Антония Заоникиевского упоминается во втором тропаре девятой песни канона службы всем святым земли Вологодской. На иконах изображается вместе с преподобными Иосифом и Иоанникием. Мощи прп. Антония находились под спудом в юго-западном углу Троицкого (южного) придела Владимирского храма Заоникиевской пустыни вместе с мощами прп. Иоанникия. В 2001 году храм находился в полуразрушенном состоянии, в Троицком приделе размещалась кочегарка.
Преподобный Иоанникий, настоятель Заоникиевской Владимирской пустыни
Память 23 июня и в Соборе Вологодских святых
Жил в конце XVII века. Стал настоятелем Заоникиевской Владимирской пустыни после прп. Антония.
Мощи его почивают в Заоникиевской пустыни под спудом.
Икона Богородицы Вратарница Угличская (Неугасимая Свеча)
Данную икону следует отличать от Иверской иконы Божией Матери, которую также называют Вратарницей. Эту же икону иногда называют Угличской, так как она прославилась в Алексеевском монастыре города Углича в 1894 году. 23 июня этого года в Углич приехал петербургский купец, который долго болел серьёзной болезнью. Купец рассказал настоятелю, что ему явилась во сне Божия Матерь и повелела отправиться в Углич, где он должен помолиться перед Её иконой.
Поскольку купец подробно описал образ Богородицы, в котором Она ему явилась, то нужную икону отыскали очень быстро. Она находилась в кладовой обители. По указанию настоятеля образ торжественно перенесли в Успенский храм монастыря, и больной купец, помолившись перед образом, тут же исцелился. В благодарность за своё чудесное излечение купец обложил икону серебряной вызолоченной ризой.
Икона Божьей Матери Владимирская Заоникиевская
Эта ВЛАДИМИРСКАЯ икона явилась в 1588 году в 12 верстах от Вологды вологодскому поселянину Илариону – будущему преподобному Иосифу Заоникиевскому – при следующих обстоятельствах.
Благочестивый житель села Обухова Вологодской епархии Иларион потерял зрение, и после долгих молитв ему явились святые бессребреники Косма и Дамиан и обещали исцеление. Придя на указанное святыми место, Иларион внезапно, несмотря на свою слепоту, увидел в необыкновенном свете Владимирскую икону Божией Матери. Приложившись к ней, он прозрел и стал видеть всё окружающее.
В честь сей иконы исцелённый Иларион соорудил при помощи окрестных жителей церковь. Впоследствии на этом месте возникла обитель, которую назвали Заоникиевскою, так как располагалась она за Аникиевским лесом, названном так потому, что в нём когда-то жил разбойник Аника. Сам Иларион принял в обители постриг с именем Иосиф, а Владимирская Заоникиевская икона Пресвятой Богородицы прославилась многочисленными исцелениями.
После революции местные большевики попытались реквизировать монастырь, но были изгнаны крестьянами из окрестных селений. Тем не менее позже обитель была полностью разорена, и в настоящее время от некогда бывшей духовной жемчужины Вологодчины остались лишь одни руины.
Икона Богородицы «Умиление» Псково-Печерская
Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана неким иеромонахом Арсением по образцу Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Образ, написанный «так, как приличествует и как подобает по отношению к Богу – добрыми и честными красками тщательно», был принесен в Печерскую обитель в игуменство преподобного Корнилия псковскими купцами Василием и Феодором около 1521 года.
Особенно прославилась икона в 1524 году многочисленными чудесными исцелениями, свидетелями которых стали жители Пскова и Великого Новгорода. Древняя летопись обители гласит: «Не только православным подает Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходившим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Ее образу, подает исцеления».
В память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году, при царе Феодоре Иоанновиче святой образ был украшен жемчугом и каменьями – алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами.
За несколько дней до осады Пскова поляками Пресвятая Богородица чудесно явилась благочестивому старцу Дорофею, предупредила его относительно предстоящего бедствия, объяснив причину постигшего людей за их грехи несчастья и указав пути выхода из него. Тогда архиепископом был вызван игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Печерскими иконами «Успения» и «Умиления», чтобы совершать молебны на местах, указанных Самою Богородицею во время Своего явления. Враг, в течение пяти месяцев тридцать раз штурмовавший Псковский кремль, отступил, так и не взяв города.
В воспоминание этого события чудотворную икону Божией Матери «Умиление» ежегодно в седьмую Неделю по Пасхе носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков «ко святой и великой соборной апостольской церкви Пресвятой и Животворящей. Нераздельней Троицы – чтобы не забывали грядущие роды победу над врагом, благодаря той чудотворной иконе, – во граде Пскове».
С давних времен Псково-Печерский монастырь славится крестными ходами. В монастырской летописи есть даже отдельная глава: «Уложение о чине и обычае – как ходить с иконами Пречистой Богородицы и с честными крестами из Печерской обители во град Псков», написанное по поводу установления крестного хода в седьмую Неделю по Пасхе, который совершался ежегодно с 1601 по 1918 год. В 1997 году традиция этого крестного хода была возобновлена, только теперь икону носят внутри обители – из Успенского в Михайловский храм и обратно. Такой же крестный ход совершается и осенью, 7/20 октября, на празднование Псково-Печерской иконе Пресвятой Богородицы «Умиление».
24 июля 2000 года, в праздник святой равноапостольной княгини Ольги чудотворный образ Божией Матери снова был принесен в Псков для участия в праздничном крестном ходе древнего города.
Ныне в главном приделе Успенского собора монастыря пребывают два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление».
Празднование иконе «Умиление» 7 октября установлено в память избавления Пскова от нашествия французских войск в 1812 году. Также празднования чудотворной иконе совершаются 21 мая, 23 июня и 26 августа.
Тропарь Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская
глас 4
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.
Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская
глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская
О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи, и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческия скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогдаже отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей, да, чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославляти Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.
Собор Владимирских святых
Празднование собора святых, в земле Владимирской просиявших, было установлено в 1982 году, по инициативе архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. Дата 23 июня была приурочена к празднованию Владимирской иконы Божией Матери в воспоминание спасения Москвы в 1480 году.
В сонм Владимирских святых были включены:
• Блгв. кн. страстотерпец Глеб Владимирович (+ 1015, память 2 мая, 24 июля, 5 сентября)
• Свт. Феодор, еп. Ростовский, Суздальский (+ ок. 1023, память 8 июня, 20 августа)
• Блгв. кн. Константин Святославич Муромский (+ 1129, память 21 мая)
• Блгв. кн. Ирина Муромская, супруга св. кн. Константина Святославича (+ ок. 1129)
• Свт. Симон (+ первая пол. XII в.)
• Блгв. кн. Борис Туровский (+ ок. 1160)
• Блгв. кн. Изяслав (+ 1165)
• Блгв. кн. Мстислав (+ 1172)
• Блгв. кн. Андрей Боголюбский (+ 1174, память 30 июня, 4 июля)
• Блгв. кн. Глеб Андреевич (+ 1175, память 20 июня)
• Блгв. кн. Михаил (+ 1176)
• Прп. Никита Переяславский (+ 1186)
• Прп. Илия Муромец, Печерский (+ ок. 1188, память 19 декабря)
• Блгвв. кнн. Михаил и Феодор Муромские (XII в., память 21 мая)
• Блгв. вел. кн. Мария, в схиме Марфа (+ 1206, память 19 марта)
• Свт. Иоанн, еп. Ростовский (+ 1213/1214)
• Прп. Симон, еп. Владимирский (+ 1226, 10 мая)
• Блгвв. кнн. Петр и Феврония Муромские (+ 1228, память 25 июня)
• Мч. Авраамий Болгарский (+ 1229, память 9 марта, 1 апреля, в Неделю о расслабленном)
• Прп. Пахомий архимандрит и Феодосий (+ 1237)
• Сщмч. Митрофан, еп. Владимирский (+ 1238)
• Прп. Даниил Успенский (+ 1238)
• Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович (+ 1238, память 4 февраля)
• Блгв. кн. страстотерпец Василько Константинович Ростовский (+ 1238, память 4 марта)
• Блгвв. кнн. Всеволод, Мстислав, Владимир, Димитрий, Агафия, Феодора, Мария и Христина (+ 1238)
• Прп. Феодосия, в иночестве Евфросиния (+ 1244)
• Блгв. кн. Феодор (+ 1246)
• Прп. кн. Евфросиния Суздальская (+ 1250, память 18 сентября, 25 сентября)
• Блгв. кн. Святослав, во крещении Гавриил, Юрьевский (+ 1253, память 3 февраля)
• Свт. Кирилл, еп. Ростовский (+ 1262, память 21 мая)
• Блгв. вел. кн. Александр Невский (+ 1263, память 30 августа, 23 ноября)
• Блгв. кн. Димитрий (+ 1269)
• Свт. Серапион, еп. Владимирский (+ 1275, 12 июля)
• Свт. Феодор, еп. Владимирский (+ 1286)
• Блгв. кн. Димитрий (+ 1294)
• Свт. Василий, еп. Рязанский (+ 1295)
• Свт. Максим, митр. Киевский (+ 1305, память 6 декабря)
• Блгв. кн. Феодор Стародубский (+ 1330)
• Прп. Михаил Вязниковский, Верижник (+ 1333)
• Свт. Алексий Московский, митр. Киевский (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая)
• Прп. кн. Феодора Нижегородская (+ 1378, память 16 апреля)
• Прп. Пахомий Нерехтский (+ 1384, память 21 марта, 15 мая)
• Свт. Дионисий, митр. Киевский (+ 1385, память 26 июня, 15 октября)
• Прп. Сергий Радонежский (+ 1392, память 5 июля, 25 сентября)
• Прп. Роман Киржачский (+ 1392, память 29 июля)
• Блгв. кн. Евдокия (XIV в.)
• Прп. Евфимий Суздальский (+ 1404, память 1 апреля, 4 июля)
• Прп. Стефан Махрищский (+ 1406, память 14 июля)
• Сщмч. Пат¬рикий, иерей Владимирский (+ 1411, память 3 июля)
• Прп. Никон Радонежский (+ 1426, память 17 ноября)
• Свт. Иона Московский, митр. Киевский (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня)
• Прп. Косма Яхромский (+ 1492, память 18 февраля, 14 октября)
• Прп. Иов, архимандрит Владимирский (XV в.)
• Прп. вел. кн. София Суздальская (+ 1542, память 1 августа, 16 декабря)
• Прп. Аркадий Вязниковский (+ 1592)
• Прпп. Прохор и Вассиан Ястребские (+ 1592)
• Прав. Савва Мошокский (+ 1592)
• Блж. Пар¬фений Суздальский (+ втор. пол. XVI в.)
• Правв. Георгий и Иулиания Лазаревские, Муромские (+ 1604, память 2 января)
• Блж. Киприан Суздальский, Христа ради юродивый (+ 1622, память 22 июля)
• Свт. Арсений Элассонский, архиеп. Суздальский (+ 1625, память 29 апреля)
• Прп. Дионисий Переяславский (+ 1645)
• Свт. Софроний, архиеп. Суздальский (+ 1654)
• Прп. Лукиан Александровский (+ 1654)
• Прп. Корнилий Александровский (+ 1681)
• Прав. Карп Медушский, Ков¬ровский (XVII в.)
• Прп. Феодосия Муромская (XVII в.)
• Свт. Митрофан, еп. Воронежский (+ 1703, память 7 августа, 4 сентября, 23 ноября)
• Свт. Иларион, митр. Суздальский (+ 1707, память 14 декабря)
• Прп. Зосима Александровский (+ ок. 1713)
• Блж. Евдокия Суздальская (+ 1776)
Тропарь
глас 4
Днесь светло красуется Пресвятыя Богородицы избранный град / и с ним вси концы земли Владимирския торжествуют, / память совершающе богопрославленнаго великаго лика святых, / в подвизех Православныя веры издревле во уделе сем Богу угодивших, / и к ним с любовию вопиют: / о, предивнии Христу Богу молитвенницы, / венцы пресветлыми от Него увенчанныя, / мир и благоденствие отечеству вашему испросите / и душам нашим велию милость.
Кондак
глас 4
Яко звезды пресветлыя Церкве Российския,/ исповеданием Православный веры в той возсиявшии,/ вси святии земли Владимирския:/ Богомудрии святителие и благовернии князи,/ преподобнии отцы и матери,/ страстотерпцы и праведницы,/ Христу Богу усердно молитеся,/ грехов оставление даровати/ любовию чтущим святую память вашу.