Святой Иаков Зеведеев, апостол из 12-ти
Брат апостола Иоанна Богослова (+ ок. 98-117 гг.; память 26 сентября/9 октября), священномученик. Был призван на проповедь Евангелия Самим Господом из простых рыбаков вместе с братом (Мф. 4, 21; Мк. 1, 19-20). Святым апостолам Иакову, Иоанну и Петру Господь преимущественно открывал Божественные тайны: при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37-42; Лк. 8, 51-55), на Фаворской горе (Мф. 17, 1-9; Мк. 9, 2-9; Лк.9, 28-36) и в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37-46; Мк. 14, 32-42; Лк. 22, 39-45).
После сошествия Святого Духа св. апостол Иаков проповедовал в Испании и других странах мира. Затем возвратился в Иерусалим, где открыто учил об Иисусе Христе, что Он истинный Мессия, Спаситель мира, обличал фарисеев и книжников в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостоять апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва Гермогена, чтобы тот вступил в диспут с апостолом и опроверг его доводы о Христе, как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал ко святому апостолу своего ученика Филита, но тот уверовал в Господа Иисуса Христа. Вскоре и сам Гермоген убедился в силе Божией, сжег свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым.
Тогда иудеи убедили царя Ирода Агриппу (40-44 гг.) схватить апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков, спокойно выслушав смертный приговор, продолжал свидетельствовать о Христе. Один из доносчиков на апостола по имени Иосия был поражен мужеством св. Иакова. Он уверовал в истину слов о пришествии Христа Мессии. Когда апостола повели на казнь, Иосия пал к его ногам, покаялся в своем грехе и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: «Мир тебе и прощение». Иосия исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со св. Иаковом в 44 г. в Иерусалиме (по другим источникам, около 42 г.).
Тропарь апостола Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова
глас 3
Апостоле святый Иакове,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.
Ин тропарь апостола Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова
глас 3
Апостол Христов был еси избранный/ и Богослову возлюбленному брат единородный,/ всехвальне Иакове,/ поющим тя грехов оставление испроси/ и душам нашим велию милость.
Кондак апостола Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова
глас 2
Глас Божественный слышав, призывающ тя,/ любовь отца презрел еси/ и притекл еси ко Христу, Иакове, с сродником твоим, славне,/ с нимже сподобился еси видети/ Господне Божественное преображение.
Величание святому апостолу Иакову Зеведееву
Величаем тя, апостоле Христов Иакове, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.
Молитва святому апостолу Иакову Зеведееву
О великий и возлюбленный Апостоле Христов Иакове! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял еси, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима. О великий Иакове! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
Святитель Никита Новгородский, епископ, обретение мощей
С юных лет святой Никита поступил в Киево-Печерскую обитель и вскоре решился сделаться затворником, несмотря на внушение игумена о преждевременности такого подвига для молодого инока. В затворе Никита подвергся следующему искушению: по внушению диавола он перестал молиться Богу и весь предался чтению книг Ветхого Завета. Никита так изучил их и выучил на память, что никто не мог сравниться с ним в знании этих книг. Когда его блестящее знание ветхозаветного Писания стало известным многим, князья и бояре стали приходить к нему для слушания и наставлений. Однако, многих удивляло, что о книгах Нового Завета он и слышать не хотел и всячески избегал их упоминания. Тогда мудрые старцы монастыря поняли, что Никита «впал в прелесть», то есть подпал под диавольское обольщение. От этого состояния Никита был избавлен усердными молитвами печерских иноков. После этого Никита покинул свой произвольный затвор. Продолжая строго поститься, он стал прилежно молиться Богу, и чрез непродолжительное время он своим послушанием и смирением превзошел других иноков.
Через несколько лет Никита был поставлен епископом в Новгороде. Он хорошо проповедовал, наставляя верующих евангельскими словами. Будучи за свою святую жизнь награжден от Бога даром чудес, он многим помог и многих исцелил. Так, однажды он молитвой низвел с неба дождь, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар.
После 13-летнего епископства святой Никита мирно скончался в 1108 году. Через 445 лет после его кончины, при царе Иване Васильевиче Грозном (1530-1584 гг.), мощи святителя были обретены нетленными, и тогда совершилось много исцелений; причем преимущественно больные глазами и слепые улучали исцеления.
Святитель Никита Новгородский скончался 31 января 1108 года. Мощи святителя были обретены в полном облачении 30 апреля 1558 года. День открытия мощей святителя Никиты был ознаменован чудесным исцелением множества больных. Ныне его святые мощи почивают в Новгородском соборе в честь святого апостола Филиппа.
Тропарь святителю Никите, епископу Новгородскому
глас 4
Насладився, Богомудре, воздержания и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш, святителю Никито, и ныне моли Христа Бога, да спасет души наша.
Молитва святителю Никите, епископу Новгородскому
О, архиерею Божий, святителю Никито! Услыши нас грешных, днесь во священный храм сей стекшихся, и честному образу твоему поклоняющихся, и ко священней твоей раце припадающих, и умиленно вопиющих: якоже сидя на престоле святительства в Великом Новеграде сем, и единою належащу бездождию, дождь молитвою свел еси, и паки граду сему огненным пламенем обдержиму, молитвою избаву подал еси, тако и ныне молим тя, о святителю Христов Никито: молися ко Господу, еже избавити царствующий грады, Великий Новград сей и вся грады и страны христианские от труса, потопа, глада, огня, града, меча и от всех врагов видимых к невидимых, яко да изрядных ради молитв твоих спасаеми, славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Святитель Донат Еврийский, епископ
Святитель Донат жил в царствование святого благоверного царя Феодосия Великого (379 - 397) и был епископом в городе Еврии. Недалеко от этого города в местечке Сориа находился вредоносный источник воды. Когда святитель узнал об этом, он вместе с клириками пришел на источник и изгнал из него чудовищного змея, который испустил дух. Святитель помолился, благословил источник и выпил воды без вреда. Видя это чудо, народ прославил Бога.
В другой раз, помолившись, святитель Донат извел воду в сухом каменистом месте, а во время засухи испросил у Господа дождь, который напоил землю.
Дочь святого царя Феодосия сильно заболела и была одержима нечистым духом. Святитель Донат пришел во дворец, и в его присутствии бес вышел и больная исцелилась. Один заимодавец, после того как его бывший должник, отдавший долг, умер, хотел вторично получить деньги с его вдовы. Святитель воскресил умершего, чтобы тот подтвердил возврат долга. Скончался святитель Донат около 387 года.
Тропарь святителю Донату, епископу Еврийскому
глас 8
Благий ярем Христов и бремя легко Евангельскаго учения взем,/ иерарше Донате Богоблаженне,/ вельми подвизался еси во временней жизни,/ архиерей убо Богоугоден быв,/ добре пасый люди Божия,/ просветив тыя учением,/ чудотворением вселенную удивил еси./ Сего ради молим тя:/ да избавит нас Христос Бог от всяких бед/ и Небеснаго блаженства сподобит.
Иной тропарь святителю Донату, епископу Еврийскому
глас 4
Блажен делатель и украситель Церкве Христовы,/ отче Донате, был еси,/ непрестанно попечение о стаде твоем стяжав,/ научая и руководя оно в любви Сына Божия,/ не токмо бо в твоем граде многий народ,/ но в Константинополе самодержца и в нем вся люди/ удивил еси/ православными чудесы твоими./ Богоугодныя убо мольбы/ сотворяя ко Христу Богу,/ помощник скор всем явися,/ предстоя Всесвятей Троице,/ в Вышних моли Ю о всех нас,/ да спасет души наша.
Кондак святителю Донату, епископу Еврийскому
глас 8
Красото Церкве, утвердившийся на камени — Боговоплощенном Спасе Христе,/ Богоправимое добродетелей правило,/ Донате, досточудный чудотворче,/ яко иерарх имееши дерзновение всетворящему Богу о людех молитися,/ врагов видимых и невидимых предстательством твоим свободи вопиющия:/ слава в Троице Единому Богу.
Священномученик Василий Амасийский, епископ, обретение мощей
Священномученик Василий, епископ Амасийский, жил в начале IV века в Понтийском городе Амасии. Он поддерживал и утешал христиан, страдавших от гонений язычников. В то время Восточной частью Римской империи правил Ликиний (312 - 324), зять святого равноапостольного царя Константина Великого (306 - 337; память 21 мая). Ликиний лицемерно подписал его "Указ о веротерпимости" (313), который разрешал свободное исповедание христианства, но в душе ненавидел христиан и продолжал их преследовать, возвратившись к язычеству.
Ликиний воспылал страстью к служанке своей жены Констанции, праведной деве Глафире. Святая дева рассказала об этом царице и просила защиты. Переодев праведную Глафиру в мужское платье и снабдив деньгами, царица Констанция удалила ее из города в сопровождении преданных слуг. Императору сказали, что служанка сошла с ума и лежит при смерти. Праведная Глафира по пути в Армению остановилась в городе Амасии, где местный епископ, святитель Василий, дал ей приют.
В то время святитель строил в городе храм. Праведная Глафира передала на его постройку все деньги, полученные от Констанции, и в письме к ней просила прислать еще средства на окончание храма. Царица исполнила ее просьбу. Но письмо праведной Глафиры попало к императору. Разгневанный Ликиний потребовал от правителя Амасии выслать к нему святителя и служанку. Праведная Глафира скончалась (+ 322), прежде чем приказ дошел до Амасии. Святителя Василия направили к императору.
За ним последовали два диакона, Парфений и Фестим, которые поселились вблизи темницы, куда заключили святителя.
Благочестивый христианин Елпидифор подкупил тюремщиков к каждую ночь вместе с Парфением и Фестимом посещал святителя. Накануне дня суда святитель как обычно пел псалмы и слова "аще вселюся в последних моря и тамо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя" (Пс. 138, 9 - 10) - трижды пропел со слезами. Диаконы усомнились, не испугался ли святитель будущих мук, но он успокоил их.
На суде святитель Василий решительно отверг предложение императора стать верховным жрецом и был приговорен к смерти. Елпидифор деньгами задобрил воинов, и они позволили святителю помолиться и поговорить с друзьями перед казнью. После этого святитель сказал палачу: "Друг, делай, что тебе приказано", - и спокойно встал под удар меча.
Когда мученик был обезглавлен. Елпидифор пытался выкупить у воинов его останки. Но воины опасались императора и бросили тело и главу святителя в море. После этого Елпидифору трижды во сне предстал Ангел Божий со словами: "Епископ Василий в Синопе и ждет вас". Повинуясь этому зову, Елпидифор и диаконы отплыли в Синоп и там попросили рыбаков закинуть сети. Когда закинули сеть "на счастье" диаконов Фестима и Парфения, ничего не поймали. Тогда Елпидифор объявил, что он просит закинуть сеть во Имя Бога, Которому он поклоняется. На этот раз сеть вынесла тело святителя Василия. Голова приросла к нему, и только шрам на шее указывал на след меча. Мощи святителя Василия были перевезены в Амасию и погребены в построенном им храме.
Кондак священномученика Василия, епископа Амасийского
глас 4
Царево повеление преобидев,/ Царство Небесное получил еси, Василие,/ в немже ликуя,/ поминай нас, чтущих память твою,/ священномучениче.
Мученик Максим Эфесский
Святой мученик Максим пострадал за веру во Христа и был прободен мечом в чрево.
Священномученик Илия пресвитер и с ним мчч. Исидор и Павел, Кордовские
Илия, священник из Кордовы, был казнён в почтенном возрасте маврами вместе с монахами Павлом и Исидором (память 17 апреля), его учениками.
Мученик Феодор Византийский
Память 17 февраля (Греч.), 30 апреля перенесение мощей (Греч.)
Родился в селении Неохори близ Константинополя в семье Хаджи-Анастасия и Смарагды, его братьями были Антоний и Георгий, будущий митрополит Адрианопольский (1830-1840).
Стал художником и работал во дворце султана, поэтому турки вынудили его принять магометанство. Но затем он раскаялся в содеянном и бежал на остров Хиос, где близко сошелся с преподобным Макарием (Нотарой). Там он ежедневно изучал жития святых мучеников и иные душеполезные книги готовя себя к подвигу мученичества.
Наконец, прибыв в Митилену, он открыто исповедал перед турками Христианскую веру и смело отверг магометанство. Обозленные турки схватили Феодора и бросили в темницу, где подвегали его порке и другим различным мучениям. Так, его за ноги привязали к дереву, повесили на шею тяжелую цепь, обмотали голову веревкой, подложив у висков куски кирпича, и палкой начали скручивать веревку, сдавливая голову, до тех пор, пока его глаза не вывалились из глазниц. Однако, воин Христов твердил лишь одно: "Я христианин, христианин, христианин!"
В субботу утром святой через одного христианина получил от епископа Святое Причастие, после чего с готовностью пошел к месту казни и был повешен. Случилось это в 1795 году.
Через три дня христиане забрали тело святого и похоронили в южной части храма Богородицы Хрисомаллусы (Златовласой). В 1798 году мощи его были перенесены в кафедральный собор Митилены.
Мученица Аргира Прусская, Константинопольская (греч. Αργύρη)
Память 30 апреля, 5 апреля (Греч.)
Родилась в 1688 году в г. Прусса в Малой Азии.
Вскоре после того как юная Аргира вышла замуж за христианина, ее увидел и стал преследовать некий турок. Получив отказ, он оклеветал ее перед городским судьей, сказав, что она собиралась принять ислам. Аргира опровергла его слова, и против нее было возбуждено судебное разбирательство. По ходатайству супруга Аргиры оно было перенесено в Константинополь, где турок вновь лжесвидетельствовал против Аргиры. Святая открыто исповедала Христа, за что была заключена в тюрьму. Там она провела 17 лет.
Скончалась в жестоких мучениях 5 апреля 1721 г., не отступив от Христа.
30 апреля 1725 г. было совершено перенесение ее мощей в храм св. Параскевы в пригороде Константинополя.
Житие святой Аргиры написано Кесарием Дапонтесом.
Гимнография
Аргира особо почиталась в Греции, ей было составлено последование, списки которого попали в Россию. Первое печатное издание службы Аргире было осуществлено в Константинополе в 1912 г. В совр. печатную афинскую Минею последование не вошло, хотя память Аргиры значится в месяцесловах Русской и Элладской Церквей.
Преподобный Климент Песнописец (+ после 868), игумен
(Изображения прпп. Феодора Студита, Климента Песнописца и Кассии Константинопольской, Свято-Духовский собор, Херсон,Михайловский придел)
Преподобный Климент Песнописец был игуменом Студийского монастыря после святого Николая (+ 868). Известен как ревностный защитник христианства, исповедник иконопочитания и составитель канонов Божией Матери и некоторым святым, в частности богородичных тропарей, канонов семи отрокам ефесским, пророку Боговидцу Моисею, Архангелам и в неделю перед Рождеством Христовым.
Святитель Симон Чиж, митрополит Московский и всея Руси
Память 30 апреля (Греч.), в Соборе Московских святых
С 1490 года - игумен Троице-Сергиева монастыря.
6 сентября 1495 года избран и наречен на Московскую митрополию. 20 сентября того же года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси. Поставление Симона на митрополичью кафедру сопровождалось новым и сложным церемониалом. Великий князь Иоанн Васильевич сам вручил главе Русской Церкви пастырский жезл и обратился к нему с приветственной речью. После посвящения митрополит Симон ездил вокруг города на осляти, причем осла водил под ним боярин великого князя.
Митрополит Симон благословил на великое княжение сначала внука Иоанна III Димитрия, а затем сына Василия.
В правление митрополита Симона преимущественно по его почину и всегда под его председательством неоднократно созывались Соборы для решения важнейших вопросов церковной жизни. На Соборе 1503 года, созванном для благоустроения Православной Церкви, был составлен соборный ответ великому князю Иоанну III о монастырском землевладении.
Митрополит Симон был единомышленником и покровителем преподобного Иосифа Волоцкого.
Принимал активное участие в Соборе 1504 года против ереси жидовствующих. Его поддержка сыграла решающую роль в исходе ссоры между волоколамским игуменом Иосифом Волоцким и архиепископом Новгородским Серапионом. Незадолго до смерти митрополит Симон "по великого князя слову" взял "прощение" у Серапиона.
По одной версии 26 апреля 1511 года митрополит Симон заболел и скончался 30 апреля того же года. По другим данным, весной 1511 года он оставил митрополию и уехал в Троицкий монастырь, а скончался 12 января 1512 года. Погребен был в Архангельской церкви Чудова монастыря. Позже его останки были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где покоятся и доныне.
(Троицкий монастырь в XV веке)
Митрополит Симон именуется мужем непорочной жизни, великого смирения, украшенным всеми добродетелями. Он был весьма начитан, прекрасно знал Священное Писание и каноническую литературу. Об этом свидетельствуют его собственные сочинения и обращенные к нему послания архиепископов Новгородских Геннадия и Серапиона, преподобного Иосифа Волоцкого. Сохранились рукописи — вклады митрополита Симона: в Троицкий монастырь он вложил Толковый Апостол, а в Московский Успенский собор — Златоструй и Евангелие-апракос. Митрополит Симон был также хорошим иконописцем: известна написанная им Владимирская икона Божией Матери.
Святитель Ерконвальд (Erkenwald или Erconwald), епископ Лондонский
Память 30 апреля (Кельт. и Брит., Греч.) и в Соборе Британских и Ирландских святых
Принадлежад царствующей фамилии Оффы Восточно-английского.
Основал ряд монастырей, в т.ч. монастырь в Чертси, нынешнее графство Суррей, где он, отказавшись от руководства, подвизался до 675 года. В этом году после кончины епископа Вини (Wini), Эркинвальд был поставлен епископом у восточных саксов, в городе Лондоне святителем Феодором из Тарса, архиеп. Кентерберийским, и королём Себби (Sebbi).
Он был известен святостью своей жизни. В 686 году он участвовал в примирении архиепископа Феодора Кентерберийского и епископа Вильфрида Йоркского. Король Ини в преамбулах своих законов звал Эрконвальда "мой епископ". Во время правления Эрконвальда приумножилось число храмов, возросли их доходы, а церковь получила от короля многие привилегии.
Согласно старинной эпитафии, Эрконвальд руководил Лондонской епархией одиннадцать лет, после чего удалился в основанный им для женщин монастырь в Баркинге, где подвизалась его сестра, святая Этельберта, бывшая его игуменией. Там он и отошёл ко Господу 30 апреля. Преставление датируют периодом с 686 по 693 год.
Он был погребён в соборе Святого Павла. После смерти Эрконвальд прославился чудотворениями, описанными, в частности, в средневековой английской поэме St Erkenwald.
Во время пожара в соборе в 1087 его могила осталась нетронутой огнём. Торжественное перенесение мощей святого в верхний алтарь состоялось 14 ноября 1148. В XVI веке его могила была богато украшена.
Тропарь
глас 4
O princely scion of the Angles, wise Erkenwald, thou didst depart thy native land and, at Chertsey and Barking, didst raise up monastic houses among the Saxons. And thou, o London, lift up thy voice, having had as thy hierarch and instructor in faith one, by whiose mediation we are all delivered from grave perils and misfortunes.