Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий).
Свт. Вирилла (Кирилла), еп. Катанского (ок. 90); прп. Иакова, епископа Катанского (Сицилийского) (VIII–IX); прп. Серафима Вырицкого (1949).
Свт. Фомы Константинопольского, патриарха (610); прп. Лупицина, отшельника, игумена Кондатского (480; Галл.); прп. Енды, монаха Ирландского (ок. 530; Кельт. и Брит.); прп. Серапиона, еп. Тмуитского (IV); мч. Михаила Аграфского, Солунского (1544; Греч.).
Сщмч. Владимира Введенского, пресвитера (1931).
Святые дня, молите Бога о нас!
Святитель Вирилл (Кирилл) Катанский (Сицилийский), епископ
В русских месяцесловах и житиях этот святой ошибочно назван Кириллом.
Святитель Кирилл родился в Антиохии. Он был учеником апостола Петра (память 29 июня, 16 января), который поставил его во епископа города Катаны в Сицилии. Святитель Кирилл мудро управлял паствой, был благочестив и удостоился от Господа дара чудотворения. По его молитве горькая вода в одном источнике превратилась в питьевую, потеряв горечь; это чудо обратило к христианству многих язычников. Святой Кирилл скончался в глубокой старости и был погребен в Сицилии.
Святитель Фома Константинопольский, патриарх
(свтт. Сильвестр папа Римский и Фома патриарх Константинопольский)
Святитель Фома, Патриарх Константинопольский, был диаконом, а затем, при святом Патриархе Иоанне IV Постнике (582 - 595), сакелларием (ризничим) в Великой Константинопольской церкви. После смерти святого Патриарха Кириака (595 - 606) святой Фома в 607 году был избран на Константинопольский патриарший престол. Святитель всемерно заботился о духовных нуждах паствы.
Во время патриаршества святого Фомы в Галатийской стране (Малая Азия) явилось грозное знамение. Тяжелые кресты, которые несли во время крестного хода, стали без видимой причины колебаться, ударяться друг о друга и разламываться. Вызванный Патриархом известный прозорливец старец преподобный Феодор Сикеот (память 22 апреля) разъяснил смысл знамения. По его словам, Церковь ожидали раздоры и беды, а государство стояло накануне разорения от варварского нашествия. Услышав это, святитель ужаснулся и попросил преподобного Феодора Сикеота помолиться о нем, чтобы Бог взял его душу раньше, чем случится предсказанное разорение.
После смерти святого Патриарха Фомы ( 610) в Церкви начались нестроения. Преемник святого Фомы Патриарх Сергий (610 - 638) впал в ересь монофелитов. Вскоре по попущению Божию за умножение ересей началась тяжелая для Византии война с персами. Греческие области в Малой Азии были совершенно опустошены, Иерусалим пал, и Животворящий Крест Господень был взят в плен и унесен в Персию. Так сбылись все несчастия, предзнаменованные чудом во время крестного хода.
Преподобный Иаков Катанский (Сицилийский), епископ
Преподобный Иаков, епископ и исповедник, с юных лет стремился к подвижнической жизни. Святой Иаков оставил мир и удалился в Студийский монастырь, где принял монашество. Он вел суровую жизнь, исполненную трудов, поста и молитв. Благочестивый инок и замечательный знаток Священного Писания, преподобный Иаков был возведен на епископскую кафедру в Катанской Церкви (Сицилия). Во время царствования императора-иконоборца Константина V Копронима (741 - 775) святой Иаков был неоднократно принуждаем к отказу от почитания святых икон. Его томили в темнице, морили голодом, истязали, но он мужественно переносил страдания. Святой епископ Иаков скончался в изгнании.
Священномученик Владимир Введенский, пресвитер
(Введенский Владимир Федорович, 03.04.1931)
Священномученик Владимир родился в 1869 году в городе Шуе Владимирской губернии в семье псаломщика Федора Введенского. В 1889 году он окончил Духовную семинарию и женился на девице Софии. Впоследствии у них с женой родилось четверо детей. 10 марта 1891 года Владимир Федорович был рукоположен во священника к Рождественской церкви в селе Лежнево Ковровского уезда Владимирской губернии, в которой он и прослужил всю жизнь; с 1920 года он был в ней настоятелем. В первый раз отец Владимир был арестован в 1922 году по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, но вскоре освобожден.
В начале 1930 года власти приняли решение о закрытии Рождественской церкви, но поскольку ни прихожане, ни священники не собирались добровольно отказываться от богослужений, то закрыть храм можно было лишь арестовав священников. 4 февраля 1930 года были допрошены свидетели, которые показали:
«Владимир Введенский через церковь и молебны по домам разносит антисоветскую заразу – свои религиозные суждения, ведет агитацию против колхозов, налогов и других мероприятий советской власти. С амвона произносит проповеди почти после каждого богослужения, и главным образом у священников происходят собрания верующих по своему плану, где они дают инструкции сей черни».
«Священник Владимир Федорович Введенский очень осторожен и своих взглядов на советскую власть прямо не высказывает. Бывая с требами по домам, иногда говорит, что, вот жмут православную веру, этого допускать не нужно».
«Вокруг церкви поселка Лежнево группируются антисоветские элементы из бывших торговцев во главе со священником Владимиром Введенским, который до сих пор читает проповеди, по существу, антисоветские».
В тот же день отец Владимир был арестован, все его имущество переписано, и жене было запрещено продавать или передавать его кому-либо. 5 февраля 1930 года власти допросили священника; отвечая на вопросы следователя, отец Владимир сказал: «Лично я веду свою жизнь замкнуто, никаких посещений между нами, церковным причтом, не бывает и не было, за исключением случаев исполнения религиозных обрядов... У меня никогда ни с кем из прихожан не было разговоров о политике советского правительства в связи с закрытием церкви, хозяйственными и другими вопросами».
Следователь спросил, как отец Владимир относится к обновленчеству: так как ОГПУ поддерживало обновленцев, то и следователя интересовало отношение к ним священника. Отец Владимир ответил:
«В период обсуждения вопроса о переходе в обновленческую ориентацию, когда особо в этом инициативу проявляли члены причта Смирнов и Цветков, я лично и остальной церковный причт были не согласны с этим, как например в части хотя бы того, что мы, церковные служители, при этом должны были выполнять только исключительно свои обязанности как бы “технически”... после этого строй церковной службы остался прежний; сейчас этот Смирнов вышел из церкви (в 1923 году), а Цветков служит священником в селе Хомутово Тейковского района».
6 февраля 1930 года власти перевели отца Владимира в шуйскую тюрьму. Вместе с ним был арестован причт храма, члены церковного совета и монахини, несшие в храме послушание алтарниц и псаломщиц.
(Церковь Рождества Христова - Лежнево - Лежневский район - Ивановская область, восстанавливается)
11 февраля следствие было закончено. В обвинительном заключении следователь написал, что антисоветская группа в Лежневе вела «антисоветскую агитацию и пропаганду, направленную к срыву проводимых мероприятий и возбуждению крестьян и рабочих Лежневского района против советской власти. Группа спаяна на почве единства религиозных воззрений и общности политических интересов... Встречаясь в церкви после молений под видом решения церковных дел, разрешали вопросы антисоветского характера».
15 февраля тройка ОГПУ приговорила отца Владимира к трем годам заключения в концлагере. 30 марта священник прибыл в Соловецкий лагерь особого назначения. Здесь он работал дневальным, сушильщиком белья, сборщиком утильсырья. Начальник командировки писал в характеристике на него: «Трудолюбивый и исполнительный работник, несмотря на свой преклонный возраст. Дисциплинирован и вежлив. Взысканиям и вообще замечаниям не подвергался. В культурной работе не участвует, как служитель культа».
Оставшиеся дома жена священника София Николаевна, дочери Мария, Анна, Вера и сын Василий, как лишенные всех гражданских прав, были лишены и средств к существованию.
5 марта 1931 года администрацией Соловецкого концлагеря была составлена характеристика на отца Владимира, в которой о нем говорилось как об антисоветски настроенном человеке. 13 марта при амбулаторном обследовании священнику был поставлен диагноз: «Миокардит, артериосклероз, истощение и старческая слабость». В это время он находился в 4-м лагере на острове Анзер на командировке «Голгофа». 26 марта в связи с ухудшением состояния здоровья священник был помещен в стационар, располагавшийся в Голгофо-Распятском скиту. Священник Владимир Введенский скончался 3 апреля 1931 года в половине восьмого вечера и 5 апреля был погребен на кладбище у Воскресенской церкви на острове Анзер.
Преподобный Енда Ирландский
По преданию был воином, обращённым ко Христу своей сестрой, св. Фанчеей. Когда скончалась его невеста, он решил стать монахом и отправился паломником в Рим, где и принял постриг. Вернувшись в Ирландию, он получил от своего зятя, короля Оэнга Мюнстерского (Oengus of Munster) остров Аран (Aran), где он построил монастырь Киллени (Killeaney), от которого произошли десять иных монастырей, появившихся на острове. Святые Киеран и Брендан были его учениками.
Вместе с Финнианом Клонардским (Finnian of Clonard) Энда почитается одним из основателей монашества в Ирландии.
Преподобный Лупицин Кондатский (Lupicin), игумен
(Святые Роман и Лупицин Кондатские - слева и в центре)
Память 28 февраля, 21 марта.
Св. Лупицин и брат его, святой Роман (Romain), родились на рубеже веков в честнóй семье, жившей в нынешней епархии Беллей (Belley), что в Бургундии.
Роман ушел в Кондат (Condat), что в лесах Юры (Jura), где ныне располагается французский городок Сен-Клод (Saint-Claude), и основал там монастырь. Первым его учеником был его брат Лупицин.
Говорят, что Лупицин отличался от брата особыми требовательностью и твердостью. Особенно тверд и требователен он был по отношению к самому себе.
Был год, когда урожай был очень обилен, и монахи ослабили свое воздержание, что было подмечено со стороны Романа. Тогда Лупицин и братия в течении некоторого времени не стали вкушать ничего, кроме простой ячменной каши. Двенадцать монахов оставили монастырь. По молитвам Романа эти двенадцать беглецов возвратились и стали вести строгую и созидательную жизнь.
После кончины своего брата Лупицин стал игуменом монастыря, неподалёку от которого возник и женский монастырь Ла Бём (Beaume).
Преподобный Серапион, епископ Тмуитский
Сведения о нем весьма скудны, несмотря на то, что Западная Церковь очень рано причислила его к лику святых.
Около 282 г. был назначен начальником огласительного Александрийского училища.
Во время арианских смут Серапион оставил эту должность и удалился в пустыню, чтобы вести созерцательную иноческую жизнь, преимущества которой он красноречиво описал в "Письме к монахам" (Έιστολη πρός μοναζοντας). Слава аскетических подвигов привлекала к нему целые толпы любителей отшельничества. В короткое время сгруппировалась около него монашеская община в 10000 человек.
Св. Антоний находился в "искренней дружбе" с Серапионом, поверял ему свои видения и, умирая, оставил ему свою милоть, a Серапион составил житие Антония, известное пока только в славянском переводе.
Когда в 326 г. св. Афанасий вступил на александрийскую кафедру, он скоро вызвал из пустыни своего "друга и товарища" Серапиона и рукоположил его во епископа города Тмуита (в Нижнем Египте).
Серапион был в числе тех ста египетских епископов, которые подписались под оправдательным в защиту св. Афанасия посланием ко всем православным епископам, и выступил горячим его сторонником и пред собором Сардикийским в 347 г.
В 355 г. от лица египетских православных епископов отправился ходатайствовать за св. Афанасия к имп. Констанцию. Созомен так писал об этом:
Между тем Афанасий узнал, что при дворе строятся против него козни и, не имея дерзновения отправиться сам, да и не предвидя от этого пользы, избрал из египетских епископов пятерых, между коими был Серапион тмуитский, муж весьма уважаемый за святость жизни и красноречие, и послал их к царю....
Этим ходатайством Серапион навлек на себя гнев императора и по его приказанию подвергся ссылке. Из места ссылки, как полагают, Серапион написал письмо к епископу Евдоксию, в котором говорит о прочности и непоколебимости церкви Христовой среди тяжких гонений и испытаний.
Вскоре Серапион получил возможность возвратиться в Египет, на прежнюю кафедру.
Год кончины Серапиона неизвестен; одни полагают, что он скончался ранее Селевкийского собора 359 г.; другие относят его смерть к 366 г.
Блаж. Иероним Стридонский:
Серапион, епископ Тмуитский, который вследствие своей гениальности удостоился прозвища Схоласт, был близким другом монаха Антония. Опубликовал превосходную книгу против учения манихеев, а также книгу "О надписаниях псалмов" и "Полезные послания к разным лицам". При императоре Констанции был известен как исповедник
Труды
Помимо упомянутого жития св. Антония сохранилось также известное только на коптском языке житие св. Макария Великого. Составленные Серапионом "Монашеские правила" (Regula ad monachos) дошли до нас в латинском переводе.
Кроме названных сочинений, блаж. Иероним приписывает Серапиону "Книгу против манихеев", "Книгу о надписаниях псалмов" и "Полезные послания к разным лицам".
"Книга против манихеев" (Liber adversus manicheos) состоит из XXVII глав и впервые стала известна ученому миру в извлечениях некоего Сикста Синенского. Полный латинский перевод ее, сделанный в XVI в. Франциском Туррианом, напечатан в первый раз Генр. Канизием в V томе его "Antiquae lectiones". Греческий текст "Книги против манихеев" в первый раз был напечатан по неисправному голштинскому кодексу гамбургской библиотеки Баснажем в "Thesaurus Canisianus", потом Годландом в "Veter. patr. bibliothec." и, наконец, Минем в "Patrol. curs. complet." (т. XL). О выдающихся достоинствах "Книги против манихеев", кроме блаж. Иеронима, говорят св. Епифаний в своем сочин. "О ересях" и патриарх Константинопольский Фотий, поставивший ее автора наряду с Титом Бострийским.
"Книга о надписании псалмов" до нас не дошла, но труды Серапиона по изучению Св. Писания, преимущественно книг Ветхого Завета, не подлежат ни малейшему сомнению. Архиеп. Филарет Черниговский указывает толкования Серапиона в своде толкований на осмокнижие по рукописям библиотек тирской (№ 50), венской (№ 7) и венецианской св. Марка (№ 15). Проф. Дмитриевскому известны толкования С. в своде на пятокнижие Моисея по рукописям библиотек ватиканской (№№ 746, 47 и 48), венской (№ 4) и патмосской (№ 216).
О третьем сочинении Серапиона, "Полезные послания к разным лицам", мы ничего не знаем, если не включать в их число вышеупомянутых писем Серапиона к епископу Евдоксию и к монахам.
Христианская древность считала Серапиона весьма плодовитым писателем с глубоким богословским умом и обширною для своего времени эрудицией.
Проф. Дмитриевский нашел в пергаментной рукописи Х—XI в., принадлежащей библиотеке лавры св. Афанасия на Афоне, сочинение Серапиона литургического, или церковно-богослужебного, характера. Сочинение это, которое проф. Дмитриевский называет Евхологием, важно как по личности автора его, жившего до великих литургистов Востока — Василия Великого и Иоанна Златоустого, так и по полноте состава или объема, во многом напоминающего VIII книгу "Постановлений апостольских". За древность "Евхология" говорит и простота состава чинов, и несложность обрядовых действий.
Мученик Михаил Аграфский, Солунский
Память 10 марта (Греч.), 21 марта (Греч.)
Святой Михаил был уроженцем деревни Гра́ница в области Аграфа в Фессалии. Его родители Димитрий и Статира воспитывали сына в любви к Богу и Его заповедям. Вскоре после смерти отца Михаил женился и переселился в Фессалоники, где занался хлебопекарным делом. Из заработанных денег он оставлял себе лишь необходимый минимум, чтобы прокормиться, а остальное раздавал как милостыню, проводя всё свободное время на церковных службах. Всё возраставшая любовь к Богу привела его к желанию стать монахом, но близкие воспрепятствовали этому, напоминая о долге заботиться о матери и супруге.
Наступил Великий пост 1544 года. В Крестопоклонную неделю, лобызая Святое Древо, Михаил принял решение следовать за Христом даже до смерти. Три дня спустя, когда он вернулся домой после вечерни, пришёл мальчик-турок купить хлеба. Михаил строго спросил его, какова его вера и понимает ли он то, во что верит. Ребёнок обратился за помощью к проходившему мимо мусульманскому законоучителю. Возник спор, привлекший толпу зевак. В конце концов Михаила схватили и привели к судье, обвиняя в произнесении хулы на Магомета.
Несмотря на свою неграмотность, Михаил уверенно исповедал свою веру в Святую Троицу и в воплощение Господа нашего Иисуса Христа. Судья стал угрожать ему сожжением заживо за "хулу на пророка", но Михаил в ответ воскликнул: "Я верю в моего Господа Иисуса Христа, Который есть Бог, Сын Божий, Создатель мира и мой Искупитель, и я готов претерпеть все мучения за любовь к Нему. Возьмите моё серебро и купите дрова, чтобы сжечь меня заживо, поскольку я не желаю приносить жертву моему Богу на ваших дровах!"
Брошенный в ожидании казни в тюрьму, он принял христиан, пришедших ободрить его, с великой радостью, с лицом, преображённым благодатью, и открыл, что ему явился Христос, дабы избавить от всякого страха перед мучениями.
21 марта 1544 года святого вывели из тюрьмы для последнего допроса. Судья зачитал запись его исповедания веры и в последний раз предложил отречься, суля в награду почести и выгоды. Михаил отвечал: "Что́ я получу от от того золота и от тех почестей, которые ты мне обещаешь? Не теряйте времени, потому что я спешу быть принесённым в жертву моему Богу и быть испечённым, как хлеб предложения, дабы принести себя на алтарь Святой Троицы!" Эти слов столь взволновали судью, что он не смог сдержать слёз. Однако быстро придя в себя, он огласил смертный приговор.
Весь город собрался на дороге, ведущей к месту казни; одни стояли вдоль дороги, другие сидели на крышах и деревьях. Мусульмане громко изливали свою ненависть, христиане молча молились. Когда Михаила подвели к костру, его тело обмазали серой. От первой же искры оно вспыхнуло как факел. Святой преставился, прославляя Бога.
Мученика Михаила Аграфского (Солунского) нередко смешивали со святым Михаилом Мавроиди из Адрианополя, поэтому в некоторых месяцесловах его называют Михаилом Маврудисом.