Преподобный Дионисий Олимпийский, Платинский, Филофейский, Афонский, пресвитер
Память 23 января (Греч., Албан.), 24 января - отдельно (Греч., РПЦЗ, ПЦА, Румын.) и в Соборе 7 подвижников, в Филофеевском монастыре на Афоне подвизавшихся (Греч.)
Родился в семье бедных родителей в селении Платина Фессаликийской епархии. Младенчество преподобного было отмечено знамением: над его колыбелью сиял Крест. С юных лет возлюбив чтение божественных книг и молитву, святой Дионисий по смерти родителей решил принять монашество и с этой целью отправился Метеору а затем на Святую Афонскую Гору. Там он поселился у благочестивого старца пресвитера Серафима и под его руководством стал вести подвижническую жизнь, в особенности соблюдая строгий пост. Так, в Страстную неделю он, уходя в лес, питался одними каштанами. Вскоре его рукоположили в диакона, а затем во пресвитера.
Святой предпринял два паломничества в Иерусалим. Высокая жизнь преподобного стала известной, и к нему во множестве начали приходить иноки, чтобы услышать от него слово назидания. Преподобный наставил на путь спасения и многих беззаконных людей, в том числе разбойника, хотевшего ограбить келлию святого и приведенного кротостью и мудрой беседой к глубокому покаянию. Братия Филофеевской обители, лишившись своего игумена, упросили святого Дионисия быть их настоятелем. Между иноками, однако, нашлись и недовольные его избранием, возникали распри. Ценя выше всего мир и любовь, преподобный Дионисий сложил с себя звание игумена и удалился в Верию, где основал обитель св. Иоанна Предтечи. Сюда стали стекаться к нему ревнители иночества. Дионисий построил для них келлии и церковь и вместе с ними проводил время в посте и молитве. Отвергнув предложения о назначении его епископом Верийским, он переселился на Олимпийскую гору, где вновь вокруг него собралась братия.
Достигнув духовной высоты, он творил много чудес. Много раз, по молитвам преподобного, Господь карал нечестивых людей, притеснявших иноков Олимпа или нарушавших заповеди Христовы, - так тяжкой засухой и градом разорены были владения турка, изгнавшего иноков и разрушившего их обитель; падежом скота и болезнью наказан был пастух, притеснявший обитель, нападению беса подверглась, за бесстыдство, девица одного из селений. Однако все они, также по молитвам святого, получили исцеление и освобождение от бедствий, приведенные незлобивостью его к покаянию.
(Монастырь Св. Дионисия, гора Олимп, Греция)
Преподобный составил правила иноческой жизни, являясь и сам примером иноческого делания. На Олимпе он выстроил и освятил большую обитель в честь Пресвятой Троицы, ныне монастырь св. Дионисия. Братии оставил предсмертный завет о иноческой жизни по Уставу Святой Горы.
Скончался в 1541 году поблизости от монастыря, в пещере, в котором он подвизался. Погребен на Олимпе, в церковном притворе устроенной им обители. Преподобный особенно почитаем во всей Македонии.
Преподобный Варлаам Чикойский
Память 23 января в день преставления, 5 октября в день монашеского пострига, 8 августа в день обретения мощей и в Соборе Сибирских святых
В миру Василий Надежин, родился в 1774 году в семье крепостных дворовых крестьян. Исполняя родительскую волю, женился, но, видя в своей бездетности особый Божий Промысл, в 1811 году ушёл подвизаться в Киево-Печерскую Лавру.
Не имея паспорта, Надежин был признан бродягою и сослан в Сибирь.
В 1814 году он дошёл до Иркутска, а в 1820 году удалился в горы близ селения Урлук. В Чикойский горах он поставил келью, срубил деревянный крест, положив основание монастырю. Весть о необычном пустынножителе стала быстро распространяться: собралась братия, желающая разделить с пустынником подвижнические труды, стали приезжать паломники, посещать пустынь именитые граждане.
В 1828 году принял монашеский постриг с именем Варлаам в Селенгинском Троицком монастыре по благословению епископа Иркутского Михаила. Через два года был рукоположен во иеромонаха.
С посвящением его в 1839 году в сан игумена начинается расцвет основанного им Иоанно-Предтеченского монастыря: строятся монастырские храмы, организуется подсобное хозяйство, ведется просветительская деятельность среди местного населения и миссионерская работа среди раскольников и иноверцев.
Скончался в 1846 году. Был погребен напротив алтарного окна с южной стороны придела иконы Всех скорбящих Радость Иоанно-Предтеченского храма обители.
Почитание
После кончины игумена Варлаама, по его молитвам стали совершаться различные чудеса. Через полвека он начал почитаться в лике местночтимых святых. На протяжении всех лет советской власти в уже полуразрушенный Чикойский монастырь стекались жители близлежащих сел, прося у угодника Божия исцелений от болезней и разрешения жизненных проблем.
В 1998 году возрос интерес к истории Иоанно-Предтеченского монастыря и его основателю пустынножителю Варлааму, в Чикойских горах неоднократно проводились археологические раскопки. В июле 1999 года состоялись выездные Иннокентьевские чтения, чьи участники во главе с епископом Читинским Иннокентием посетили развалины монастыря и изложили мнения по поводу нахождения мощей преподобного. В июне 2002 года на руины отправилась экспедиция в составе настоятеля Улан-Удэнского Троицкого храма священника Евгения Старцева и краеведов А. Д. Жалсараева и А. Д. Тиваненко, которые отыскали место погребения обозначенное в жизнеописании пустынника Варлаама составленном святителем Мелетием Рязанским.
(Расчистка склепа прп. Варлаама, 2002 г.)
После получения Патриаршего благословения, 21 августа того же года к монастырю отправилась экспедиция во главе с епископом Читинским Евстафием. Раскопки растянутся далеко за полночь. Под молитвенное пение уже глубокой ночью были обретены мощи преподобного вместе с его деревянным настоятельским крестом. Впоследствии мощи были положены в Читинском Казанском кафедральном соборе, в приделе благоверного князя Александра Невского.
(Собор иконы Казанской Божьей матери, г.Чита)
Тропарь
глас 3
Ангельски на земли поживши и со ангельскими лики на небеси ныне присно ликующих святых, в Земли Сибирстей просиявших, песньми почтим: радуйся, преподобне отче Варлааме, подвиги твоими, яко звезды, тьму полунощных стран озаривый, ты моли о нас предвечнаго Бога.
Кондак
глас 2
Чистотою душевною божественне вооружився, и непрестанныя молитвы яко копие вручив крепко, поборал еси бесовская ополчения, Варлааме, отче наш, моли непрестанно о всех нас.
Святитель Асхолий,епископ Солунский
Церковное предание свидетельствует о том, что император Византии Феодосий Великий после своего военного похода против Варваров, живущих по Дунаю, прибыл в Солун и заболел.
Из книги «Церковная история» (Ермия Созомена):
«Здесь он заболел, но быв наставлен в таинственном учении здешним епископом Асхолием , принял крещение и выздоровел. Так как Феодосий происходил от христианских родителей, следовавших постановлениям никейского Собора, то очень тогда обрадовался Асхолию , который держался тех же постановлений, славился добрыми делами и, кратко сказать, был украшен всеми добродетелями священства. Обрадовался он и тому, что Иллирийцы вообще не разделяли Ариевых мыслей. Расспрашивая о других народах, он узнал, что до Македонии все Церкви единомышленны, что Бога-Слово и Святого Духа чтут они наравне с Отцом; а области, находящиеся отсюда на воток, волнуются, так что народ разделяется на различные ереси, и особенно в Константинополе.»
Святитель Асхолий присутствовал на Втором Вселенском (Константинопольском) Соборе.
Преподобный Саламан Молчальник, Персиянин
Был родом из города Каперсана, при реке Евфрате. Найдя на берегу реки уединенную пещеру, он затворился в ней и проводил безмолвную жизнь в молитвенных подвигах.
Узнав о его высокой жизни, епископ Каперсана хотел посвятить его в пресвитера, но молчальник не ответил ему ни одного слова. Подвижник и в других случаях жизни не прерывал своего подвига безмолвия, беседуя только с Единым Господом. Православная Церковь чтит его как первого святого, принявшего на себя подвиг молчальничества, который он нес до самой кончины (+ ок. 400).
Мученики Северин и супруга его Акила Кесарийские
Св. Северин и св. Акила (Aquila), его супруга, были заживо сожжены в Кесарии Мавританской (ныне Шершелл (Cherchell) в Алжире).
Акты их были утрачены, но имена отмечены Иеронимовым мартирологом. В Шершелле была впоследствии найдена древне-христианская таблица с краткой поэмой посвященной этим святым мученикам.
Собор Костромских святых
Соборный праздник святых Костромской земли был установлен в 1981 году, по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. Празднование было определено на 23 января - день памятьи преподобного Геннадия Костромского. Более 30 угодников Божиих подвизались в монашеском подвиге на Костромской земле. Они принесли они в край Костромской строгое монашеское общежитие и утвердили здесь христианство; построили 18 монастырей, которые стали центрами духовной культуры края. Среди костромичей были широко распространены иконы этих святых.
В Собор Костромских святых входят:
• Прп. Авраамий Галичский, Чухломской, Городецкий, игум. (+ 1375, память 20 июля)
• Прп. Пахомий Нерехтский, Сыпановский, Костромской, чудотворец (+ 1384, память 21 марта, 15 мая)
• Свт. Дионисий Суздальский, архиеп. (+ 1385, память 26 июня, 15 октября)
• Блгв. вел. кн. Димитрий Донской (+ 1389, память 19 мая)
• Прп. Макарий Писемский (+ XIV в., память 10 января)
• Прп. Кирилл Белозерский, игум. (+ 1427, память 9 июня)
• Прп. Павел Комельский (Обнорский) (+ 1429, память 10 января, 7 октября)
• Блгв. кн. Димитрий Красный, Галичский (+ 1441, память 23 сентября)
• Прп. Григорий Пельшемский, Вологодский, игум., чудотворец (+ 1442, память 30 сентября)
• Прп. Иаков Железноборовский (+ 1442, память 11 апреля, 5 мая)
• Прп. Макарий Желтоводский, Унженский (+ 1444, память 25 июля)
• Прп. Варнава Ветлужский (+ 1445, память 11 июня)
• Прп. Паисий Галичский, архим. (+ 1460, память 23 мая)
• Свт. Иона Московский, митр., чудотворец (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня)
• Прп. Иаков Брылеевский (+ XV в., память 11 апреля и в день Св. Духа)
• Прп. Никита Костромской (+ XV в., память 15 сентября)
• Прп. Иаков Галичский (+ XV-XVI вв., память 4 апреля, 30 мая)
• Прп. Тихон Луховский, Костромской, чудотворец (+ 1503, память 16 и 26 июня)
• Прп. Кирилл Белый, Новоезерский (Новгородский) (+ 1532, память 4 февраля, 7 ноября)
• Прп. Александр Вочский, Галичский (+ нач. XVI в., память 27 марта, 30 августа)
• Прп. Геннадий Костромской, Любимоградский (Любимский) (+ 1565, память 23 января, 19 августа)
• Блж. Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый (+ 1584/1586, память 10 мая, 4 ноября)
• Прп. Ферапонт Монзенский, Галичский, чудотворец (+ 1597, память 27 мая, 12 декабря)
• Прп. Герасим Луховский (+ XVI в., память 7 июня)
• Прп. Фаддей Луховский (+ XVI в., память 7 июня)
• Прп. Феодосий Монзенский (+ 1602)
• Прп. Адриан Монзенский (+ 1610)
• Свт. Феодорит Рязанский (+ 1617, память 10 сентября)
• Свт. Митрофан Воронежский (+ 1703, память 7 августа, 4 сентября, 23 ноября)
• Прп. Тимон Надеевский, старец (+ 1840, память 10 января)
• Прп. Макарий (Глухарев), архим., миссионер (+ 1847, память 18 мая)
• Свт. Игнатий (Брянчанинов) (+ 1867, 30 апреля)
• Сщмчч. Иосиф Смирнов и Владимир Ильинский пресвитеры, Иоанн Касторский диакон, и мч. Иоанн Перебаскин) (+ 1918, память 22 февраля)
• Царственные страстотерпцы император Российский Николай II Александрович, императрица Александра Феодоровна, царевич Алексей Николаевич и царевны Анастасия, Мария, Ольга и Татиана (+ 1918, память 4 июля)
• Прмч. вел. кн. Елисавета Феодоровна, Алапаевская (+ 1918, память 5 июля)
• Сщмч. Димитрий (Добросердов), архиеп. Можайский (+ 1937, память 8 октября)
• Сщмч. Василий (Разумов), иерей (+ 1937, память 9 сентября)
• Сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Костромской (+ 1938, память 8 августа)
• Исп. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский (+ 1945, память 31 июля)
Тропарь Собора Костромских святых
глас 4
Днесь град Кострома вельми вами хвалится:/ в пределех бо земли Костромския,/ яко звезды светозарныя, возсиявше,/ чудесы своими вся озарили есте/ и ныне молитеся ко Господу, отцы преблаженнии, Геннадие, Паисие, Авраамие,/ Иакове, Макарие и Пахомие, со инеми многими нашего края Небесными покровителями/ за град Кострому и всяк град, и страну, и люди,/ верою и любовию вас почитающия,/ и о спасении душ наших.
Кондак Собора Костромских святых
глас 8
Костромского края благочестия подвижники и за грады и веси страны Российския теплыя предстатели явистеся,/ отцы преблаженнии, Христа Бога молите о нас,/ священный ваш собор почитающих/ и с любовию вопиющих:/ радуйтеся, отцы предивнии, Костромского края и всея России похвале и утверждение.