Преподобный Тимон (Федоров), Надеевский, иеромонах
Память 21 января (Костром., Греч.) и в Соборе Костромских святых
В миру Тихон Федоров, родился в 1766 году в городе Балахне Нижегородской губернии, в семье диакона Феодора и его супруги Анисии. С детства, по свидетельству близких, Тихон отличался любовью к уединению, его часто замечали молящимся. Под руководством отца Тихон рано освоил грамоту и нотное пение. В семилетнем возрасте он был принят в Нижегородское духовное училище, и после шести лет учебы в числе лучших учеников определен в духовную семинарию. Тихон прекрасно учился, отличался благонравным поведением и твердостью характера, его любимым предметом было Священное Писание.
Во время каникул Тихон совершал паломнические поездки по монастырям. В одном из них он услышал однажды пророческие слова старца-иеромонаха, который сказал ему: «Видно, брат, ты будешь в монастыре и удостоишься звания монашеского».
По окончании семинарии, несмотря на стремление к монашеской жизни, Тихон, послушный воле родителей, остается в их доме и ухаживает за больным отцом. Вскоре он вступает в брак с дочерью священнослужителя одного из балахнинских храмов Евдокией, рукополагается в сан диакона и определяется на родительское место.
Спустя два года умирает его молодая жена. Ища утешения, отец Тихон отправляется в паломничество по святым местам, едет в Киев и Москву. Вскоре он снова оказывается в Саровской пустыни, которую посещал еще в юные годы и со старцами которой состоял в переписке. Во время этой поездки в Саров отец Тихон встречается с преподобным Серафимом. Святой принял его, долго беседовал с ним и воспламенил его сердце, утвердив в решимости принять монашеский постриг.
Около 1800 года диакон Тихон был принят в число братии Вознесенского Печерского монастыря близ Нижнего Новгорода и пострижен в рясофор с именем в честь святого мученика Троадия Неокесарийского.
Три года занимал должность эконома при архиерейской резиденции и, показав себя с самой лучшей стороны, был назначен строителем Богородице-Феодоровского монастыря в селе Городец.
В 1804 году был пострижен в мантию с именем Тимон — в честь святого апостола от семидесяти Тимона, одного из семи диаконов (Деян. 6, 5).
Во время своего управления обителью отец Тимон старался быть образцом для братии в молитве, воздержании и смирении, заботился о благоустроении монастыря и порядке в монастырском хозяйстве. Пытаясь отстоять интересы монастыря и через суд вернуть захваченные местными крестьянами владения, отец Тимон навлек на себя злостные и клеветнические нападки недоброжелателей.
В 1806 году по решению епархиальных властей он был отстранен от должности строителя обители. Однако в 1811 году, с приходом на нижегородскую кафедру епископа Моисея (Близнецова-Платонова) он был снова назначен на это послушание.
В 1814 году рукоположен во иеромонаха.
В 1818 году освобожден от должности строителя Богородице-Феодоровского монастыря по болезни.
В 1820 году был переведен в Высокогорский Вознесенский монастырь.
Жизнь преподобного Тимона в этом монастыре проходила в почти полном уединении, в занятиях богомыслием и молитве, трудах по изучению и переписыванию святоотеческих творений. Духовным другом и собеседником преподобного Тимона, советы которого подвижник высоко ценил, стал преподобный Антоний Радонежский (1792—1877).
Впервые в Никольской Надеевской пустыни Костромской епархии — месте своих будущих иноческих трудов — преподобный Тимон появился на пути своего паломничества в Соловки, которое он предпринял для приуготовления к подвигу отшельничества. Преподобный всей душой полюбил это место, твердо решив по возвращении из паломничества переселиться сюда для уединенного жительства. В этой решимости его укрепило чудесное явление святителя Николая Чудотворца, который, по свидетельству самого преподобного Тимона, сказал ему: «Иди в мою древнюю Надееву пустынь, там ты обрящешь себе вечное спасение, и по смерти многотрудное тело твое там получит упокоение».
Весной 1825 года он поселился в Надеевской пустыни по благословению преподобного Серафима. Саровский подвижник обратился к нему со словами: "Сей, отец Тимон, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей на пути, сей и в тернии; все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро".
По прибытии в Надеевскую пустынь иеромонах Тимон избрал себе место для уединенного подвижничества — в десяти верстах от обители, в землянке, которую он сам себе выкопал. Дни и ночи проводил преподобный в посте, молитве и богомыслии.
По прошествии семи лет пустынного безмолвия Господь через Свое чудесное явление призвал преподобного к новому подвигу — воссозданию монашеской жизни в Надеевской пустыни, находившейся в то время в сильном запустении.
(Святой колодчик расположен в лесном массиве близ деревни Паново Словинской сельской администрации Антроповского района. О целительной силе древнего, неиссякаемого родника в народе давно ходят легенды. Ранее здесь располагалась Николо-Надеевская пустынь, в которую, в 1825 году, переселился преподобный Тимон, ученик преподобного Серафима Саровского. Он и ископал вблизи монастыря источник, освятив его в честь святителя Николая. По сей день молитвами преподобного Тимона, старца Надеевского и Николая Угодника на источнике совершаются исцеления больных.)
Приступая к трудам, преподобный Тимон не мог не испросить благословения своего духовного отца, преподобного Серафима. В апреле 1832 году убеленный сединами подвижник пешком, преодолев немалые дорожные трудности, пришел в Саров. После беседы, которая длилась между подвижниками всю ночь, преподобный Серафим, провожая своего ученика из келии, сказал: "Господь да благословит тебя и твой путь, дорогой мой отец Тимон. Прости! Я несомненно верую, что мы с тобой увидимся в вечности. Ради Бога, будь тверд в вере, не ослабевай в трудах своих и храни устав по правилам святых отец".
Вскоре молитвой и трудами старца Тимона Надеевская обитель была возрождена. В обители был возведен каменный Успенский храм, а сам преподобный стал образцом подвижнической жизни не только для монастырской братии, но и для множества паломников. Господь наделил его благодатными дарами прозорливости, чудотворений и исцелений. Записи о многих чудесах, происшедших по молитвам преподобного, были сделаны современниками и дошли до наших дней. Духовная беседа старца, по свидетельству его жизнеописателя начала XX века, "согревала сердце, снимала завесу с глаз, озаряла ум духовным разумением, приводила к раскаянию, рождала желание исправиться, стать лучшим и более совершенным, возбуждала надежду, что исправление совершится; она была как ясный луч солнца, разгоняющий темноту".
Скончался 21 января 1840 года в возрасте 74-х лет.
Предсмертные слова преподобного Тимона, с которыми он обратился к братии своего монастыря, являются духовным завещанием святого всем христианам:
"При несомненной вере в Божественный промысл, жизнью воздержанною, миролюбивою, молитвою бденною, пламенною, терпением постоянным, сокрушением нелицемерным идите неуклонно — пролагайте себе дорогу в вечность, за гробом на небе наша отчизна".
Память старца Тимона на протяжении более полутора веков и до сего времени благоговейно почитается верующими Костромского края. Ископанный им близ Надеевской пустыни источник до наших дней служит местом многих чудотворений и исцелений.
По рассмотрении исторических и современных документальных свидетельств о добродетельной и святой жизни иеромонаха Тимона, непрекращающемся народном почитании Надеевского подвижника, чудотворениях, совершавшихся как при жизни преподобного Тимона, так и после его смерти, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и согласно заключению синодальной Комиссии по канонизации святых было принято решение о канонизации святого в лике местночтимых святых Костромской епархии.
25 декабря 2003 года за Божественной литургией в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы канонизация была совершена.
Незадолго до канонизации были обретены мощи преподобного Тимона, которые после проведения необходимой экспертизы были с благоговением положены в раку, которую жителям костромской земли преподнесли в дар Новгородская епархия и Варлаамо-Хутынский женский монастырь.
Тропарь
глас 4
Я́ко светоза́рная звезда́/ возсия́л еси́ в преде́лех земли́ Костромски́я,/ преподо́бне о́тче на́ш Ти́моне,/ после́дуя заве́ту преподо́бнаго Серафи́ма Саро́вскаго,/ в Наде́евской пу́стыни по́двигом бде́ния, поще́ния и моли́твы подвиза́лся еси́,/ мно́гия и́ноки и в миру́ су́щия ко Христу́ приве́л еси́,/ ны́не со святы́ми у Престо́ла Бо́жия пребыва́еши./ Моли́ся Христу́ Жизнода́вцу// о все́х, с ве́рою и́мя твое́ призыва́ющих.
Кондак
глас 3
Преподо́бне о́тче Ти́моне,/ земли́ Костромски́я похвало́ и украше́ние,/ от ю́ности Христа́ Бо́га возлюби́л еси́,/ Ева́нгельски ше́ствовав путе́м земны́м,/ Небе́снаго Оте́чества сподо́бился еси́./ Ны́не же моли́ Всеми́лостиваго Го́спода// спасти́ся душа́м на́шим.
Священномученик Фруктуоз (лат. Fructuosus), епископ Таррагонский
Св. Фруктуоз - первый известный епископ города Таррагоны, в Испании.
В царствование императора Валериана, в консульство Эмилиана и Басса, 16 января в день солнца (в воскресенье) 259 года взяты были епископ Фруктуоз и диаконы Авгурий и Евлогий. Епископ покоился уже в своей спальне, когда шесть бенефициариев (соответствующие современной полиции, из заслуженных солдат) вошли в дом и сказали ему: «иди с нами; презус (praeses) велел представить тебя и твоих диаконов». Фруктуоз ответил: «мы пойдем, только позвольте надеть мне башмаки». - Когда они были приведены, то немедленно отправлены в темницу. Тут их посещали христиане, прислуживали им и просили молитв о себе. На другой день епископ в тюрьме крестил некоего Рогациана, дотоле бывшего оглашенным (готовившимся ко крещению).
Чрез шесть дней, именно 21 января, они выведены были на суд.
- Слышал ли повеление императоров? - спросил святителя Фруктуоза презус Эмилиан.
- Я не знаю, что повелели они; но я христианин - отвечал епископ.
- Они повелели чтить богов.
- Я почитаю единого Бога, сотворившего небо и землю, и море, и все, что в них.
- Признаешь ли, что есть боги?
- Не признаю.
- Скоро ты уверишься в существовании их.
Епископ обратил взоры ко Господу и начал тихо молиться.
- Кто не молится богам, не уважает лика императора, к кому еще может молиться в надежде быть услышану? - объявил Эмилиан и обратился к диакону Авгурию, - не слушай болтовни Фруктуоза.
- Я молюсь Богу всемогущему - отвечал Авгурий.
- Не молишься ли ты Фруктуозу? - спросил Эмилиан диакона Евлогия.
- Не Фруктуозу я молюсь, а Тому, Кого умоляет Фруктуоз - ответил Евлогий.
Эмилиан осудил всех трех исповедников на сожжение живыми.
Когда Фруктуоз с диаконами приведен был в амфитеатр, то весь народ выказывал ему сострадание, потому что даже и у язычников пользовался он любовью. Но когда некоторые предложили ему вина для подкрепления, то Фруктуоз сказал: «еще не наступило время разрешать пост». Тогда был четвертый час дня, а древние христиане в среду и пяток постились до девятого часа. Утешив сопровождавших и преподав им благословение, блаженный епископ с диаконами бестрепетно принял мученическую смерть.
В память об их мученической кончине рядом с амфитеатром во времена вестготов была построена базилика, а в XII веке появилась романо-готическая церковь Santa Maria del Miracle, от которой к XXI веку сохранились лишь руины.
Мученик Неофит Никейский
(мученик Неофит Никейский, Византия; XI в.)
Родился в городе Никея, был воспитан своими родителями в строгом христианском благочестии. За доброту, воздержание и постоянную молитву Богу угодно было еще в отрочестве прославить святого Неофита даром чудотворений. Подобно Моисею, святой отрок извлекал воду из камней городской стены ударом руки и поил этой водой страдавших жаждой. По молитве матери святого Неофита, просившей открыть ей Промысел Божий о сыне, произошло чудесное явление белого голубя, возвестившего об ожидающем его спасительном пути. Явлением того же голубя святой выведен был из родительского дома и приведен в горную пещеру, служившую убежищем льву. Там прожил отрок до пятнадцати лет, выйдя из нее лишь раз для того, чтобы похоронить родителей и раздать имущество нищим.
Во время гонений Диоклетиана (284 - 305) Неофит добровольно явился в Никею и смело начал обличать нечестие языческой веры. Пришедшие в ярость гонители повесили святого на дереве, били его воловьими жилами и строгали тело железом. Затем бросили его в раскаленную печь, но святой мученик остался невредимым, пробыв в ней 3 дня и 3 ночи. Мучители, не зная, что сделать еще с Неофитом, решили убить его. Один из язычников вонзил копье в грудь святого, и страдалец отошел ко Господу на 16-м году своей жизни, около 303 - 305 года, в Никее.
Исповедник Ву́сирис Анкирский
Претерпел мучения в гонение имп. Юлиана Отступника в Анкире Галатийской (совр. Анкара, Турция). Вусирис, принадлежавший к ереси энкратитов, пылко обличал язычников, за что был схвачен местным правителем. Его подвергли различным пыткам, которые он мужественно перенес, а затем бросили в тюрьму.
Вусирис был отпущен после известия о смерти имп. Юлиана, он возвратился в лоно Церкви и дожил до правления Феодосия I Великого.
Священномученик Илия Березовский, пресвитер
Память 21 января и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Родился 20 июля 1890 года в деревне Гляденской Томского уезда Томской губернии (ныне д. Глядень Мошковского района Новосибирской области).
Служил священником в селе Мошкове Новосибирской области.
В 1933 году был арестован Мошковским ОГПУ и выслан в Казахстан, в село Чемолгaн (ныне Ушконыр) Кaскеленского района Алма-Атинской области.
14 декабря 1937 года снова был арестован Каскеленским отделом НКВД. В уголовном деле значится кaк "священник православной церкви, нa момент ареста безрaботный, без определенного местa жительства". Обвинялся в "систематической a/с пропaгaнде, террористических нaстроениях против руководителей ВКП(б), советского правительствa и коммунистов, среди нaселения с.Чемолгaн вел aгитaцию зa создaние церковной общины и открытия церкви". Виновным себя в предъявленном обвинении не признал.
1 февраля 1938 года тройкой при УНКВД по Aлмa-Aтинской области приговорен к расстрелу.
Был расстрелян 3 февраля 1938 года. Погребен в общей безвестной могиле.
11 апреля 1989 года был реабилитирован генеральным прокурором Республики Казахстан по 1938 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.