filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Categories:

29 декабря (11 января) 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...


Преподобный Маркелл Апамейский, игумен

Преподобный Маркелл Апамейский, игумен


Родом из города Апамеи в Сирии. Он рано лишился своих родителей-христиан. Образование получил сначала в Антиохии, затем в Ефесе. Всё имение, доставшееся от родителей, он роздал нищим, порвав связь с миром. В Ефесе под руководством опытного старца Маркелл вступил на путь подвижничества, но затем ушёл преподобному Александру, игумену обители Неусыпающих в Константинополе. Преподобный принял Маркелла и постриг его в иночество. Ревностно подвизаясь в бдении, посте и молитве, святой рано удостоился великих духовных дарований и дара прозорливости. Он провидел день кончины аввы Александра и свое избрание игуменом, но, будучи сам еще молод, не захотел иметь подначальных и временно удалился из обители, обходил монастыри, получая назидание от старцев.

После смерти святого Александра, когда игуменом был поставлен авва Иоанн, Маркелл вернулся, к великой радости братии. Авва Иоанн сделал Маркелла ближайшим своим помощником. После смерти Иоанна святой Маркелл, вопреки своему желанию, был избран игуменом монастыря и в этом сане пребывал 60 лет.
Святой Маркелл получал от верующих людей средства на расширение и украшение обители. На крупное пожерстование некоего Фаретрия (принявшего постриг вместе с сыновьями), святой отстроил большую церковь, монастырь и странноприимный дом с больницей.

Он также прославился как стойкий борец с ересями. Был видным участником борьбы против Евтихия, в 448 году он поставил свою подпись под его осуждением. Около 470 года вместе с патриархом Геннадием I он возглавил ход монахов против назначения арианина Патрикия, сына Аспара, кесарем и наследником престола.

Далеко распространилась слава о его святой жизни. К Маркеллу приходили издалека знатные и простые, богатые и убогие. Окружавшие святого много раз видели ангелов, сопутствовавших святому и охранявших его. Своей молитвой преподобный врачевал болезни, изгонял бесов и творил чудеса. Так, один из иноков был послан в Анкару и там заболел. Будучи при смерти, он мысленно воззвал к своему авве. В тот же час преподобный Маркелл духовным слухом услышал вопль ученика, встал на молитву, и больной тотчас же выздоровел. Когда корабль, на котором находились его иноки, находился в опасности, молитвой преподобный утишил морскую бурю. Когда святому сказали, что в Византии бушует пожар, он слезно помолился за погибающий в огне город, и пожар утих, как бы потушенный слезами преподобного. Однажды слуга некоего вельможи Ардавурия, незаслуженно обвиненный, укрылся в обители от гнева господина. Ардавурий дважды требовал от святого Маркелла, чтобы он выдал ему Иоанна, но тот всякий раз отказывался. Тогда Ардавурий прислал отряд воинов, и монастырь был окружен. Упавшие духом братия пришли к авве, прося избавления от беды. Святой Маркелл один бесстрашно вышел за ворота монастыря к воинам, держа крест. Преподобного окружало сияние, от креста исходили молнии; слышался гром. Тогда отряд обратился в бегство. Ардавурий, узнав от воинов о случившемся, пришел в ужас и, ради святого Маркелла, простил слугу.

Преподобный мирно преставился к Богу в 485 году. Его верный ученик Лукиан тяжко скорбел о нем, но на пятый день после кончины преподобный Маркелл явился ему и утешил, предсказав скорую кончину.

Тропарь преподобному Маркеллу Апамейскому
глас 8
В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо Крест, последовал еси Христу/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Маркелле, дух твой.

Кондак преподобному Маркеллу Апамейскому
глас 8
Яко звезда, красно сияя,/ от Ефеса провозсиял еси нам, всеблаженне, постижно,/ и добродетельми возгремел еси,/ наставник иноком многим быв, преподобие,/ того ради и царствующий град просветил еси,/ и сего ради вопием ти:/ радуйся, отче всеблаженне Маркелле.


Преподобный Афинодор, ученик Пахомия Великого

Память 29 декабря (греч.) и в Соборе всех преподобных отцов.

Преподобный Афинагор был иноком монастыря Тавенниси, учеником Пахомия Великого, болел проказой и жил вдали от братии. Питался только хлебом с солью дважды в день, учил наизусть главы из Священного Писания, днем не позволял себе прилечь для отдыха. Несмотря на болезнь, Афинагор, как и другие иноки, ежедневно трудился над плетением рогож, хотя его руки при этом кровоточили. Он настолько терпеливо переносил болезнь, что прп. Пахомий нередко посылал его в другие монастыри для назидания братии. Однажды некий инок при виде страданий Афинагора принялся уговаривать его оставить свою работу, которую с радостью сделают за него другие иноки, но Афинагор согласился только смазать истрескавшиеся руки маслом, от чего они стали мягче, но болели сильнее во время работы. Прп. Пахомий, заметив это, напомнил Афинагору о том, что болезнь постигла его по Промыслу Господа, и Афинагор в течение года оплакивал свой грех. Стяжав благодать Божию, он мирно скончался.

Рассказ о нем содержится в Житии Пахомия Великого, учеником которого он являлся.
Память прп. Афинагора отмечается в греческих стишных синаксарях. В ряде рукописей он упомянут под 29 декабря вместе с прп. Вениамином, подвизавшимся в горе Нитрийской.

Богослужебное последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание прп. Афинагора без синаксаря.


Святитель Трофим, епископ Арелатский


Пресвятая Богородица и свт. Трофим Арльский, витраж Собора св. Трофима в г. Арле, Франция
(Пресвятая Богородица и свт. Трофим Арльский, витраж Собора св. Трофима в г. Арле, Франция)


Считается первым епископом Арелата.

В 417 г. папа Зосима упоминал, что в Арелате проповедовал Евангелие некий Трофим, посланный Римом. Через полтора века Трофима уже уверенно называли одним из шести епископов, пришедших в Галлию вместе со св. Дионисием Парижским. В разные времена Трофима отождествляли с апостолом от семидесяти, учеником св. Павла и с мучеником антиохийским.

Собор Святого Трофима (фр. Cathédrale Saint-Trophime)— католический собор в городе Арль, Франция
(Собор Святого Трофима (фр. Cathédrale Saint-Trophime)— католический собор в городе Арль, Франция)

В Арле в честь св. Трофима воздвигнут собор.



Преподобный Василиск Сибирский

Преподобный Василиск Сибирский

Память 29 декабря, в Соборах Брянских, Екатеринбургских и Кузбасских святых.

В миру Гаврилов Василий Гаврилович, родился в середине XVIII века в Тверской губернии, в семье крестьянина. С детства познал труд и нужду: просил милостыню, был пастушком. С малых лет его отличали простота сердца, любовь к Богу и смиренный нрав. Не смея перечить отцу, вступил в брак, но вскоре, с согласия жены, оставил семью и начал вести монашеский образ жизни сначала в миру, а затем в различных монастырях.
Жил отшельником в лесах Чувашии, потом среди брянских пустынников при известном старце Адриане, от которого и принял постриг в мантию с именем Василиск. Здесь он встретил своего будущего сомолитвенника и друга преподобного Зосиму (Верховского). Трогательная духовная дружба связала их на всю жизнь. Около 10 лет Василиск и Зосима провели близ Коневской обители, возрастая духом в монашеских подвигах и в молитве Иисусовой.

Подвижник стремился постоянно пребывать в молитве, не давал послабления своей плоти: берегся от насыщения, излишнего питья и особенно сна, все ночи под праздники проводил в бдении. Если же его начинал одолевать сон, он клал поклоны, колол дрова или пел духовные песни.
Когда к нему заходили странники, он всех любезно встречал, но если кто-нибудь просился к нему жить, - отказывал, говоря, что грешен, пребывает в нерадении и вообще дал обет проводить жизнь уединенную. Когда же проситель настаивал, Василий отвечал ему с кротостью: "Вместе жить нам никак нельзя, но, если хочешь, оставайся в моей келье, а я пойду на другое место".

Его бесценный молитвенный опыт описан монахом Зосимой в рукописи "Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска", которая представляет собой изложение откровений преподобного о необычайных плодах благодати, дарованных ему во время занятия умным деланием.

Ища все большего удаления от мира, Василиск и Зосима избрали местом своего дальнейшего жительства сибирские леса. В 1798 году они поселились неподалеку от реки Томь в районе города Кузнецка (ныне Новокузнецк). В пятидесяти верстах от Кузнецка пустынники нашли себе удобное место, с помощью благодетелей построили две кельи и стали вновь жить отшельнически. Ходить друг к другу воздерживались они до субботы, особенно в среду и пяток хранили уединение. А воскресение и праздники проводили вместе в чтении и духовных дружеских беседах, прогуливаясь по пустынным окрестностям. Весною же, когда травы еще не велики, недели по две не возвращаясь, ходили по разным лесным местам, по горам и долинам, взяв с собою огниво, котелок и сухарей.

Добрые христолюбцы изредка посещали пустынных старцев, делая им приношения. Однако денег они решительно ни от кого не брали, а только - лишь самые простые и скудные пожертвования, необходимые для их пропитания и одеяния. Причем старались воздавать и за них своим рукоделием: отец Василиск делал посуду глиняную, а отец Зосима - деревянную.

Так они прожили 24 года, думая, вероятно, и окончить там свои дни. Однако, "зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит она всем в доме". Господу было угодно, чтобы стяжав высокие добродетели, они послужили теперь делу спасения ближних. Некая мещанка города Кузнецка, Анисья Котохова, пожелала начать иноческую жизнь. Поблизости монастырей не было, а в Россию ехать было далеко, и она решила прибегнуть к духовному руководству пустынников. Получив их согласие и доверив им свою волю, она поселилась в деревеньке на берегу реки Томи, к ней стали проситься в сомолитвенницы и другие девицы.

Старец Василиск часто посещал их, окормляя и наставляя в иноческой жизни, иногда посылал к ним и отца Зосиму. Очень скоро стало очевидным неудобство монашеского жития среди мирян - надо было хлопотать о переводе инокинь в какой-нибудь упраздненный монастырь. Тобольский архиерей согласился отдать под их нужды опустевший монастырь в городе Туринске. Так был возрожден Свято-Николаевский монастырь, близ которого и провел в уединении последние свои годы преподобный Василиск. По старости лет нередко подолгу проживал он и в самой обители.

Старец Василиск скончался 29 декабря 1824 года. Время своего отхода он указал с точностью, накануне исповедался и приобщился Святых Христовых Тайн. До последнего вздоха был отец Василиск в устной и сердечной молитве и со словами "Господи Иисусе Христе" - испустил дух, словно уснул.

За четыре дня, прошедших до приезда старца Зосимы, вид почившего не только не сделался хуже, но стал еще благовиднее. Тело его было мягким, как у спящего. Отец Зосима приказал написать с него портрет, ибо по глубокому смирению своему при жизни старец на это никак не соглашался.
Перед погребением, состоявшимся на седьмые сутки, когда стали вынимать тело старца из гроба, чтобы спеленать в мантию, оно оказалось гибким, как у живого.
Святой подвижник был погребен близ алтаря монастырского собора. Почитая праведника, в 1913 году жители Туринска возвели над его могилой часовню. В советское время и храм, и часовня были уничтожены, на их месте же построены гаражи.

Святые мощи преподобного были обретены на месте захоронения в 2000 году и ныне покоятся в Спасском монастыре Екатеринбурга. Известны случаи исцелений и духовной помощи после молитвенного к обращения к преподобному Василиску Сибирскому.

Недавно ученые-археологи подтвердили, что обнаруженные несколько лет назад в Новокузнецком районе, в 4 км от деревни Увал (40 км от г.Новокузнецка) фрагменты сруба и землянки, принадлежала святому Василиску Сибирскому. Рядом есть святой источник преподобного Василиска.

Целебный источник у кельи отца Василиска
(Целебный источник у кельи отца Василиска)


Прославление преподобного Василиска состоялось на Божественной литургии, 11 января 2004 года, в мужском монастыре Всемилостивого Спаса города Екатеринбурга. Чин канонизации в сослужении большого числа духовенства и стечении мирян совершил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь). 6 октября того же года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви был причислен к лику общецерковных святых.

Мощи святого находятся в Спасском монастыре, а их частица - в монастыре города Туринска.

Монастырь во имя Всемилостивого Спаса - Екатеринбург
(Монастырь во имя Всемилостивого Спаса - Екатеринбург)


Молитва преподобному Василиску Сибирскому

О, преподобне и богоблаженне отче наш Василисче, безмолвия доблий рачителю и пустынножителю ревностный, умнаго делания смиренный наставниче и послушания предивный образе! Ты мира сладости бегая, пустыни непроходныя достигл еси, в нейже многая лета, богомыслием озаряем, в трудех пустынных подвизался еси, смиренномудрия глубину ископав; сего ради, яко сокровище пребогатое, сердечныя молитвы сладость утешительную Господь тебе дарова, еяже действием великих дарований исполнился еси. Темже молим тя, отче Василисче, воззри на ны, унылыя и немощныя, и возгрей в сердцах наших истинную ревность о Христе Иисусе Господе нашем, Иже есть един источник спасения нашего. Буди нам поспешник к высоты духовныя восхождению: ум наш в трезвении бодренном укрепи и дух сокрушен в сердца наша вкорени; наипаче вразуми, научи и усердие неослабное в молитве непрестанней подаждь нам, во еже освятити уста, умы и сердца Христу Богу нашему, Егоже именем отбежит от нас всякая неправда и уныние, диавольским действом составляемыя, и да просветятся души наша светом любве Божественныя ко исправлению жития нашего, да не погибнем в огне аки плевелы, но, яко пшеницу чистую, соберет ны Господь в житницу Свою небесную, идеже вси любящии Его в радости нескончаемей пребывают, славяще Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.


Преподобный Иов (Княгиницкий), Манявский, схимонах

Преподобный Иов (Княгиницкий), Манявский, схимонах

Память 29 декабря (Укр.), 24 июня вместе с прп. Феодосием Манявским (Укр.-Конст.) и в Соборе Галицких святых

Родился в середине XVI века в Тысменице. Воспитанник Святой Горы Афон.

Славился как подвижник и устроитель монастырей, друг Иоанна Вишенского, Захарии Копыстенского и других ревнителей православия в тяжелую эпоху введения унии. В 1603 году основал Угорницкий Михайловский монастырь. Затем, в 1606 году, основал Манявский скит, где стал игуменом.
Скончался 29 декабря 1621 года и был погребён в Манявском скиту.

Жизнеописание Иова Княгиницкого было составлено Игнатием из Любарова. 8 марта 1994 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви был причислен к лику преподобных. Торжество прославления состоялось 14 марта того же года.


Преподобный Феофил Омучский

Преподобный Феофил Омучский

Память 21 октября, 29 декабря, в Соборе Санкт-Петербургских святых.

Некоторое время подвизался на острове Коневце вместе с преподобными Иаковом и Арсением. Затем в 1396 году на реке Омуче в Псковской епархии, недалеко от города Порхова, святые основали пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы, где после многих трудов и подвигов преподобный Феофил мирно скончался 29 декабря около 1412 года.


Преподобный Лаврентий Черниговский (Проскура)

Преподобный Лаврентий Черниговский (Проскура)

Память 29 декабря и в Соборе Черниговских святых.


В миру Лука Евсеевич Проскура, родился в 1868 году в селе Карыльском Кролевецкого уезда Черниговской губернии. Отец и мать были глубоко религиозные люди и детей воспитывали в вере в Бога. Семья жила бедно.
Учился в начальной земской школе, был очень способным. В 13 лет он окончил школу и был оставлен помощником учителя.

С детских лет регулярно ходил в церковь, имел прекрасный слух, пел в церковном хоре. Однажды в Коропе он познакомился с бывшим регентом императорского хора, уроженцем этих мест, который сразу оценил способности юноши и стал обучать его регентскому искусству. В Коропе он провёл около года и освоил игру на скрипке. По возвращении домой стал регентом сельского хора.

Чтобы помочь семье, обучился шитью и начал зарабатывать своим трудом. К 17 годам стал прекрасным портным, так что заказчиков у него было всегда много. В это время скончалась его мать, и он решил уйти в монастырь, но старший брат Варфоломей настоял чтобы Лука не покидал семью, и тот смирился с волей брата.
Со своим другом юности Симеоном Лука ходил пешком в Киев к отцу Ионе, чтобы он благословил получить духовное образование. Но отец Иона сказал им: "Ваша семинария при вас" - и не благословил. Затем вместе с тем же Симеоном Лука отправился на Афон где, после настойчивых просьб, был принят в братию одного из монастырей. Но один из афонских старцев потом сказал ему: "Езжай в Россию, ты там нужен будешь," после чего Лука вернулся домой.

Вскоре молодого талантливого регента пригласили управлять хором Рыхловского Никольского монастыря. Пение в Рыхловском монастыре стало привлекать не только молящихся, зачастую регенты из других мест специально приезжали послушать хор, который приобрел немалую известность. На хор обратил внимание и епископ Черниговский Антоний (Соколов), который велел настоятелю Рыхловского монастыря направить регента Луку в Черниговский Троицкий архиерейский дом для управления хором.

Приблизительно в 1905 году Лука переехал в Чернигов на место нового служения. В 1912 году был пострижен в монашество с именем Лаврентий. В 1914 году был рукоположен во иеродиакона, а в 1916 году - во иеромонаха.
В 1923 году в Киеве был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом. До самого закрытия Черниговского Троицкого монастыря в первой половине 1920-х годов неизменно был регентом хора, уставщиком и ведал монастырским книгохранилищем.

Был строгим последователем православного вероисповедания. Постепенно его возрастал авторитет как духовника высокой жизни. К нему стремились и простые люди, и черниговская интеллигенция, и приезжие. Его любвеобилие, дар рассудительности, дар прозрения привлекали не только мирян, но и многих духовных лиц. Его суждение весьма дорожили Черниговские епископы.
Когда закрыли монастырь, отец Лаврентий поселился в маленьком убогом домике. Богослужения совершал в небольшом Ильининском храме. В 1928 году по определению экзарха Украины митрополита Михаила был возведен в сан архимандрита.

После 20 лет служения в Ильинском храме, эта церковь также была закрыта. Лишенный возможности прославлять Бога песнопением в храме, отец Лаврентий никогда не оставлял положенного правила церковной молитвы. Он бережно сохранял он богослужебные книги и обширную нотную библиотеку, а на вопрос: "Разве ноты еще понадобятся?" - неизменно отвечал: "Конечно, будем еще читать и петь."

Во время Великой Отечественной войны, в период немецкой оккупации Чернигова, было разрешено открыть Троице-Ильинскую обитель. По зову старца собрались послушницы, просто верующие люди, и обитель была вскоре возрождена. Отец Лаврентий вернулся на место регента. Если обычно дирижируют, стоя лицом к хористам и спиной к иконостасу (если хоры устроены в западной части храма), но отец Лаврентий всегда обращен был лицом к алтарю, а певчие располагались симметрично полукругом по обе стороны от него.

Чернигов. Троице-Ильинский монастырь
(Чернигов. Троице-Ильинский монастырь)

Преставился 19 января 1950 года.


Почитание

Чин погребения возглавлял епископ Черниговский Иаков. По решению владыки местом упокоения была определена усыпальница под Троицким собором, где покоились семь архиереев. До повторного закрытия монастыря в сентябре 1962 года в храме регулярно совершались панихиды по почившему.
В июле 1993 года Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви был причислен к лику святых в чине преподобного. В августе того же года последовало обретение его мощей.

Преподобный Лаврентий Черниговский (Проскура) 1

Тропарь
глас 4
От юности Христа возлюбил еси, и Тому тесным путем последуя, сосуд избран Духа Святаго быв, дар чудотворения и прозрения восприим: сего ради в невечернем свете Пресвятыя Троицы присно радуяся, поминай чад твоих, Лаврентие преподобне, отче наш.

Кондак
глас 4
Мир оставив, чистоту ангельскую стяжав и мирови любовию послужив, отче наш Лаврентие, помощь благодатную с верою приходящим обильно являя: темже и в премирная селения достойно вселився, телом нетленным с нами пребываеши, утверждая нас в православной вере отцев наших, душею светозарною Подателю мира молишися даровати нам мир и велию милость.

Ин кондак
глас 4
Возсиял еси, яко светильник лучезарный услыша глас Царицы Небесныя, и последовав невозвратно зову Ея. Пришел в обитель Пресвятыя Троицы, идеже Владычицы Богородицы чудотворная икона, целомудренно собрав стадо словесных овец. Не забуди и нас, последовавших ти, и да избавит Господь геенны вечныя, совершающих святую память твою, преподобне отче наш Лаврентие.


Мученицы Наталия Васильева, Наталия Силуянова, Евдокия Гусева, Анна Боровская, Матрона Наволокина, Варвара (Деревягина), Анна Попова, Евдокия Назина, Евфросиния Денисова, Агриппина Киселева, Наталия Сундукова

мученица Наталия Силуанова
(мученица Наталия Силуянова)


Наталия Ивановна Сундукова родилась в 1887 году в семье священника. В 1930-х годах она была выслана в город Сталинабад в Таджикской ССР. Там ее вновь арестовали и приговорили к 5 годам лишения свободы. В обвинении сказано, что она «являлась организатором и руководителем контрреволюционной ячейки церковно-монархической организации в городе Сталинабаде, вела антисоветскую контрреволюционную агитацию... против мероприятий советской власти: выборов в советы, советских праздников, вождей партии и правительства». В лагерной характеристике на Наталию Сундукову сказано: «Ни одного дня не работала, категорически заявляя, что на антихристов работать не будет».

В Карлаге вместе с Наталией Ивановной были арестованы еще 10 женщин: Наталия Тихоновна Силуянова, Евдокия Семеновна Назина, Анна Степановна Боровская, Матрона Кузьминична Наволокина, Варвара Дмитриевна Деревягина, Анна Никитична Попова, Евдокия Ивановна Гусева, Евфросиния Федоровна Денисова, Наталия Васильевна Васильева, осужденные к разным срокам лишения свободы. В лагере все женщины отказались выходить на работу, заявив, что трудиться на власть, враждебную Церкви, не желают. 11 июля 1941 года они были арестованы. На них завели групповое дело, в котором было указано, что арестованные «с момента прибытия в Карлаг НКВД в контрреволюционных целях без всяких на то оснований систематически отказывались от работы в лагере, проявляя контрреволюционный саботаж... Наряду с этим обвиняемые среди заключенных проводили антисоветскую пропаганду, используя при этом религиозные предрассудки...» На допросе они все единодушно назвали себя верующими христианками, не стали давать показания и вину свою не признали.

мученица  Варвара (Деревягина)
(мученица Варвара (Деревягина))

В обвинительном заключении Наталия Сундукова, Наталия Силуянова и Агриппина Киселева были названы организаторами «контрреволюционного саботажа». 29 сентября 1941 года постоянная сессия Карагандинского облсуда при Карлаге приговорила всех арестованных к расстрелу. 11 мучениц были расстреляны в Карлаге 11 января 1942 года. Место их погребения неизвестно.

Причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.


Священномученик Феодосий Беленький, пресвитер

Память 29 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 23 марта 1885 года в селе Успенское Афанасьевского района Днепропетровской области в семье священника.
Окончил духовную семинарию, не позднее 1917 года принял священный сан, служил на Украине.

В 1933 году был арестован и особым совещанием при ПП ОГПУ приговорен к трем годам административной ссылки в Казахстан. В ссылке жил в селе Ванновка.
После отбытия срока поехал в Алма-Ату к епископу, чтобы получить место священника, но оказалось, что епископ Алма-Атинский Александр (Толстопятов) был арестован и 3 сентября 1936 года и приговорен к трем годам ИТЛ. Тогда отец Феодосий поехал в Ташкент, где получил от епископа разрешение на служение при условии, что предоставит списки верующих.

Из следственного дела:

«В Ташкенте подыскал псаломщика Н.Шварова, который был без работы, существовал на собранные куски хлеба и деньги, т.е. нищенствовал… Беленький Ф. и Шваров Н. ходили по селам и ст. ж.д. Тюлькубасского района, вели среди населения агитацию против Советской власти и советской конституции»

В январе 1937 года отец Феодосий приехал на постоянное место жительства с псаломщиком Н.Шваровым в село Сергеевка (Тюлькубасский район Южно-Казахстанской области).

Из показаний члена церковного совета А.Д. Алейникова:

«До 1930 года у нас в селе еще была церковь. Ввиду смерти старосты и отсутствия священника у нас группа верующих распалась. Мы поговорили со старухами и верующими и написали письмо благочинному отцу Сергию чтобы он нам прислал священника, и в 1936 году он прислал мне записку, что пришлет. Через некоторое время от него приехал священник отец Феодосий Беленький. Я оповестил старух, и у меня в дому начали служить богослужения».

Из следственного дела:

«По возвращении Беленького из Ташкента в селах Сергеевка Антоновка, Богословка и ст.Састюбе Беленький и Шваров начали совершать богослужения без разрешения Райисполкома, без оформления списков и росписей верующих, тем самым Беленький и Шваров искажали советскую конституцию. Обвиняемый Беленький покупал хороших конфет, угощал конфетами детей-школьников и одновременно вел агитацию среди своих учеников, чтобы они шли к своим родным и вместе с ними приходили к нему для крещения, уговаривал детей ходить в молебный дом на моление. Беленький и Шваров, находясь в вышеуказанных селах, проводили богослужения».

Из показаний отца Феодосия:

«Меня обвиняют, что как будто бы я стал совершать богослужения без разрешения, но это неверно, потому что в деле имеются документы Районо на право совершения богослужения. Кроме того, как только я приехал в Сергеевку, то явился в с/с. В отношении детей – зачем мне надо было их уговаривать, когда сами родители приносят и приводят детей и просят их крестить».

Из материалов дела:

«В начале февраля 1937 г., будучи в кооперации в с. Антоновка, явно высказывал свое недовольство Советской властью и дискредитировал вождя партии и правительства».

Из показаний отца Феодосия:

«Да, я действительно был в кооперации, заходил купить мыло и зубной порошок. Говорил, что вождь партии учился в духовной семинарии и был за революционную деятельность исключен из 5-го класса. К чему это говорил, не помню».

На судебном заседании отец Феодосий опроверг все предъявленные ему обвинения, но 6 апреля 1937 года Народный суд Тюлькубасского района Южно-Казахстанской области приговорил отца Феодосия к 4 годам лишения свободы по статьям о «хулиганстве». Однако областная прокуратура не согласилась с решением суда и 2 июня 1937 года вынесла решение переквалифицировать дело по ст.58-10 («к-р деятельность»), что было и сделано. 4 октября 1937 года отец Феодосий был арестован.

Состоялся допрос:

– Следствию известно, что Вы, являясь адмвысланным, и после освобождения из ссылки занимались нелегально религиозной деятельностью. Подтверждаете ли Вы это?
– Да, я это подтверждаю.
– Следствию известно, что Вы свою религиозную деятельность использовали с а/с целями.
– С а/с целями я свою религиозную деятельность не проводил, каждый отдельный совершаемый мною обряд крещения детей или богослужение совершал с согласия родителей и верующих, никаких а/с целей не преследовал. Больше показать ничего не могу.

Отцу Феодосию было предъявлено обвинение в том, что он «ходил по селам, вел среди населения агитацию против советской власти, говорил на вокзале на ст. Тюлькубас о Советской конституции, дискредитируя ее и вождей партии и правительства, проводил богослужения, уговаривал детей ходить в молельный дом на богослужения».

4 ноября 1937 года тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила отца Феодосия к высшей мере наказания.
Расстрелян 11 января 1938 года в Тюлькубасском районе Южно-Казахстанской (Чимкентской) области. Место его погребения неизвестно.
7 мая 1989 года был реабилитирован прокурором Чимкентской области по 1937 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Tags: Жития святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments