Рождественский пост.
Мучеников, иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста (III).
Свт. Феоктиста, архиепископа Новгородского (1310); прп. Нифонта, епископа Кипрского (IV); прп. Павла, епископа Неокесарийского (IV); мч. Давида Двинского, Армянского (ок. 703); прп. Эгберта Ратмельсигийского (729; Кельт. и Брит., Нидер.); св. равноап. Наума, просветителя Болгарского (910; Болг.).
Сщмч. Василия Спасского, пресвитера, прмчч. Макария (Миронова) и Иоанна (Смирнова), иеромонахов (1938).
Святые дня, молите Бога о нас!
Мученики Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Агафопус, Василид, Еварест Критские
Святые десять мучеников Критских пострадали за Христа на острове Крите в III веке во время гонений на христиан, воздвигнутых императором Декием (249—251).
Соименный императору правитель Крита Декий жестоко преследовал Критскую Церковь. В числе других христиан пред ним предстали десять доблестных мужей из разных городов Крита — святые Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Агафопус, Василид и Еварест. Все они мужественно исповедали веру во Христа, обличили Декия и всех язычников, поклонявшихся бездушным идолам, которые олицетворяли человеческие страсти.
Святые мученики 30 дней подвергались жестоким истязаниям и всяческим поруганиям, но остались непоколебимыми. 23 декабря при большом стечении народа был устроен суд. Декий уговаривал святых принести жертвы идолам, а когда они отказались сделать это, стал грозить им лютой смертью. На это мученики отвечали, что не боятся мук и с радостью, как на великое торжество, пойдут на смерть за Господа Иисуса Христа. «Если и десять тысяч раз надо будет умереть за Христа, умрем охотно»,— говорили они судье. Святые мученики были приговорены к усечению мечом. На месте казни они молились о просвещении светом истинной веры своих гонителей, как и Господь Иисус Христос молился за Своих распинателей (Лк. 23, 34). После молитвы они с радостью приняли смерть и предстали пред Господом в венцах мучеников.
Тела мучеников были погребены христианами недалеко от места казни, в местечке Алоние. После прекращения гонений епископ города Гортины Павлин обрел их мощи нетленными и с честью перенес в свой город.
Тропарь мучеников иже в Крите
глас 3
Многочудный Крит почтим,/ процветший честныя цветы, Христовы бисеры,/ мучеников сорасленых,/ десять бо суть числом, блаженнии,/ иже весь идольский народ посрамиша,// темже и венцы прияша, добледушнии.
Кондак мучеников иже в Крите
глас 4
Денница возсия мучеников честное страдальчество,/ предозаряющее нам в вертепе Раждаемаго,// Егоже Дева безсеменно роди.
Святитель Феоктист Новгородский, архиепископ
Память 23 января, 23 декабря.
До получения кафедры был игуменом Благовещенского монастыря близ Новгорода. По смерти архиепископа Климента в 1300 году новгородцы избрали его архиереем, а митрополит Максим с русскими епископами Симеоном Ростовским и Андреем Тверским рукоположил святителя Феоктиста во епископа Новгородского.
Главной заботой владыки Феоктиста было восстановление и постройка храмов. В 1301 году, по его благословению, заложен был каменный храм святого архангела Михаила и через 2 года освящен. Он сам освятил соборы во имя святых Бориса и Глеба и во имя святых отец I Вселенского Собора. При нем была благоустроена обитель на Валааме.
В 1305 году принимал участие в договорах Новгорода с великим князем Михаилом Тверским.
В 1307 году по слабости здоровья святитель удалился в Благовещенский монастырь, где жил до самой смерти, предаваясь подвигу безмолвия.
Скончался 23 декабря 1310 году.
Прославление святого Феоктиста, вследствие чудесных исцелений от его мощей, совершилось в 1664 году. В 1786 году мощи святителя перенесены были из упраздненного Благовещенского монастыря в Юрьев монастырь и положены были в храме, подле стены, у иконостаса. Архимандрит Фотий устроил придел в честь святителя Феоктиста.
(Юрьев мужской монастырь - Великий Новгород (Юрьев))
Есть основание предполагать, что мощи были уничтожены во время фашистской оккупации Новгорода.
Преподобный Нифонт Кипрский, епископ
Преподобный Нифонт, епископ Кипрский (IV), родился в Пафлагонии, образование получил в Константинополе. В детстве он был кротким и добрым, часто посещал церковную службу. Но в юности он стал вести разгульную и греховную жизнь. Временами, приходя в себя, он ужасался глубине своего падения, но, полагая, что ему уже не получить прощения, продолжал нечестивую жизнь. Однажды он встретил своего друга, который долго с удивлением смотрел на его лицо. На вопрос Нифонта, чему он удивляется, друг отвечал: «Я никогда не видел ранее у тебя такого лица, оно черное, как у эфиопа». Эти слова показали Нифонту глубину его падения, и он стал взывать к Божией Матери, прося Ее заступничества.
После долгой молитвы он увидел, что Лик Божией Матери на святой иконе просветлел и Она улыбнулась.
С тех пор Нифонт непрестанно молился Царице Небесной. Если он впадал в грех, Лик Богоматери от него отворачивался, а после покаянных слез и молитвы опять милостиво взирал на него. Наконец, Нифонт полностью изменил свою жизнь, стал проводить время в молитве и покаянии. После болезни, от которой получил исцеление помощью Божией Матери, он приобщился Святых Тайн, затем принял иноческий постриг и усилил свои подвиги, изнуряя тело в борьбе со страстями.
Эта борьба была долголетней, на святого Нифонта много раз нападали бесы, но с помощью Божией он преодолевал их. От Господа он получил дар различать происки лукавых духов и побеждать их, а также видеть исход душ после смерти. Уже в старости, придя в Александрию, он был в видении указан Патриарху как достойный принять епископский сан. Его поставили во епископа города Констанции на Кипре. Однако епископом он пробыл недолго. О времени своей смерти святитель Нифонт узнал за три дня. Перед кончиной его посетил святитель Афанасий Великий. На смертном одре святой сподобился увидеть Ангелов и Пречистую Божию Матерь.
Преподобный Павел Неокесарийский, епископ
Преподобный Павел, епископ Неокесарийский, пострадал при императоре Ликинии (307 – 324). Твердо исповедав на суде свою веру во Христа, святой Павел подвергся побоям. Его мучили голодом, но он оставался непреклонен. Тогда ему сожгли руки раскаленным железом и заключили в тюрьму, стоявшую на берегу Евфрата.
После казни Ликиния в 324 году, когда император Константин I стал единодержавным правителем Римской империи и находившиеся в тюрьмах христиане получили свободу, святой епископ Павел вернулся к своей пастве. Он был участником I Вселенского Собора в Никее, состоявшегося в 325 году, на котором были обличены ариане и принят Символ веры. По окончании Собора император Константин с почестями принял участников Собора и приложился к сожженным рукам епископа Павла. После долгих лет управления паствой святитель Павел мирно преставился к Богу.
Преподобный Эгберт Ратмельсигийский, Линдисфарнский (Egbert, Ecgberht), епископ
Память 24 апреля, 23 декабря (Кельт. и Брит., Нидер.)
Англ родом из Британии. Был монахом Линдисфарна в Англии. Затем переселился в Ирландию и жил в Ратмельсиги в Коннахте со своим другом святым Эдильгуном. Однажды монастырь поразила чума, братия поумирали или рассеялись по разным местам; потом и Эгберт с Эдильгуном заболели этой болезнью. Тогда Эгберт стал молить Бога чтобы ему позволено было не умереть, пока он не искупит бездумных грехов детства и юности и не сотворит во множестве добрые дела. Он также поклялся, что будет жить в странствиях и никогда не вернется на родной остров; что в добавление к ежедневно читаемым псалмам он будет каждый день читать во славу Божью весь Псалтирь, если не помешает болезнь; что каждую неделю он будет голодать один день и одну ночь. Бог услышал молитву святого. В ту же ночь Эдильгун умер, а Эгберт излечился и жил еще долгое время, добившись достойными деяниями сана епископа.
Приносил благо не только своему народу, но и шотландцам и пиктам, среди которых жил. В монастыре Ратмельсиги он подготовил нескольких монахов для проповеди Евангелия в Германии. Побывал в Ионском монастыре в Шотландии где убедил братию принять православную дату празднования Пасхи.
В жизни проявил великие смирение, доброту, воздержание, простоту и справедливость. Он служил людям примером своей жизни, чистотой своего учения, властностью, с какой осуждал пороки, и щедростью, с какой раздавал полученное им от богачей. В добавок к обетам, данным во время болезни чумой, во время Великого поста он никогда не ел более раза в день, вкушая в небольшом количестве только хлеб и разбавленное молоко: обычно он наливал свежее молоко в сосуд, на другое утро снимал сливки и пил то, что оставалось, заедая маленьким куском хлеба. Такую же умеренность он проявлял в течение сорока дней перед Рождеством и сорока дней после Пятидесятницы.
Преставился в 729 году, в возрасте 90 лет.
Мученик Давид Двинский, Армянский
Сурхан, в крещении Давид, происходил из персидского княжеского рода Хорасана и появился в Армении в годы правления «великого Амазаспа», который был назначен правителем страны после смерти своего тестя Феодора Рштуни (658 г.) и оставался в этой должности три года (658-661 гг.). Сурхан участвовал в походе арабов на Армению в VII в. при патрикии Армении Григоре Мамиконяне (661-685 гг.) и католикосе-халкидоните Анастасии (661-667 гг.), приемнике и бывшим постельничим св. Нерсеса Строителя.
Согласно Мученичеству, в Армении Сурхан пришел к великому князю Григору просил его дать ему Христово крещение. Великий князь, став восприемником его от воды святой купели, назвал его именем своего отца Давида и пожаловал ему во владение селение Дзаг Котайкской области.
Св. Давид мученически пострадал от востикана Абдаллы «после того, как сарацины овладели страной Армянской», т. е. примерно в 703 г., когда армянских наместников или правителей впервые сменили арабские востиканы. Абдалла истязал св. Давида страшными побоями, оковами и тюрьмой за веру в Христа. Но непокорившийся и мужественно устоявший святой старец был распят на кресте и, пронзенный стрелой, скончался.
Мученическая смерть Давида Двинеци датируется 22 января 703 г. Дата уточнена И. Абуладзе на основе содержащегося в грузинской рукописи X в. перевода Жития Давида, который был сделан с древнеармянской рукописи VIII в.
В западных православных календарях св. Давид упоминается как Давид Эчмиадзинский.
(Вагаршапат, Армения. Здесь находится Эчмиадзинский монастырь)
Мученичество Давида Двинского является одним из популярных мартириев армянской агиографии раннего средневековья. Исторические и побочные источники позволяют установить лишь приблизительное время возникновения Мученичества. Самое раннее упоминание о нем встречается у Ованеса Драсханакертци. Оно также было хорошо известно многим историографам X-XIII вв. – Степаносу Таронеци, Самвелу Анеци, Мхитару Айриванеци, Вардану Аревелци, Киракосу Гандзакеци. Свидетельством существования «Мученичества Давида Двинского» ранее X века является также грузинский перевод.
Преподобный Наум Охридский, равноапостольный
Память 20 июня, 23 декабря на преставление, в числе Седмочисленников и в Соборе Болгарских святых
Ученик святых Кирилла и Мефодия и сотрудник святителя Климента Охридского. Вместе со святителем Климентом они были прозваны "новыми Моисеем и Аароном". В Германии их схватили и заключили в тюрьму, но по Божиему мановению темница потряслась, цепи спали с узников и они свободно покинули место своего заключения.
Впоследствии, когда Климент нёс святительские труды в Охриде, святой Наум выстроил Архангельский монастырь на южном берегу Охридского озера, который на века стал источником крепости и прибежищем для бедных и увечных. Вокруг него собралось множество иноков, потому что он был мудрым наставником, строгим подвижником, чудотворцем и молитвенником. Он неустанно трудился над переводом Священного Писания на славянский язык.
Святой Наум преставился 23 декабря 910 года и был погребён в устроенном им монастыре. От мощей святого Наума доныне совершаются чудеса.
Тропарь Кириллу, Мефодию, Клименту, еп. Охридскому, Науму, Савве, Горазду и Ангеляру (Болг.)
Венцы хваления увенчаим седмочисленники славныя, / Кирилла со Мефодием, Климента, Наума со Саввою / и Горазда со Ангеларием, / яко светила возсиявшия / и Триединаго Бога нам благовестившия, / столпы незыблемыя Церкве Болгарския / и богодухновенныя поборники слова нашего, / бесовское идолом поклонение упразднившия / и Христу Богу молящияся, / Церковь нашу утвердити / и душам нашим даровати / мир и велию милость.
Священномученик Василий Спасский, пресвитер
Память 23 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился в 1878 году в д. Козьма Демьяна (Козьмодемьянский погост ?) Тверского уезда и губернии в семье священника.
По окончании духовной семинарии был рукоположен во священника, служил в храмах Тверской епархии.
В 1929 г. был арестован, приговорен к 6 месяцам заключения и штрафу.
В 1931 г. был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации», приговорен к 3 годам ссылки.
Вернувшись в 1934 году, служил в храме села Холохольни близ города Старицы.
2 января 1938 года арестован, заключен в тюрьму города Зубцова. Виновным в предъявленных обвинениях себя не признал. На вопрос следователя о предыдущих судимостях подтвердил, что был судим дважды, но заявил, что причина второй судимости ему неизвестна.
31 декабря 1937 года тройкой УНКВД по Калининской области приговорен к расстрелу.
5 января 1938 года расстрелян в Калининской области.
16 марта 1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Преподобномученик Макарий (Миронов), иеромонах
Память 23 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился в 1878 году в селе Филино (Дорогобужский район Западной обл.).
Принял монашество. Рукоположен в сан иеромонаха.
21 декабря 1937 года был арестован в селе Завидовская Горка Кесовогорского района Калининской области по обвинению в "антисоветской деятельности". 30 декабря тройкой при УНКВД по Калининской обл. был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 5 января 1938 года.
16 марта 1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Преподобномученик Иоанн (Смирнов), иеромонах
Преподобномученик Иоанн родился в 1870 году в деревне Леоново Талдомского района Московской области в семье Афанасия Смирнова. На момент ареста иеромонах Иоанн проживал в деревне Большое Михайловское Нерльского района Калининской области.
Отец Иоанн был арестован 24 декабря 1937 года. Уже 30 декабря он был осужден тройкой при УНКВД по Калининской области за «контрреволюционную деятельность» и приговорен к высшей мере наказания. Иеромонаха Иоанна (Смирнова) расстреляли 5 января 1938 года.
16 марта 1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.