Рождественский пост
Прор. Даниила мчч. Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до Р. Х.).
Прп. Даниила (в схиме Стефана) Нивертского (X); прп. Штурма, игум. Фульдского (779; Герм.); прпп. Афанасия, Николая и Антония Ватопедских (X; Афон., Греч.); свт. Дионисия Закинфского, архиеп. Эгинского (1622); прп. Мисаила Абалакского (1852; Сибир.); сщмчч. Паисия (Ристовича), игум. Трнавского и Аввакума диакона Белградских (1814; Серб.)
Сщмчч. Александра Савелова, Николая Бельтюкова, Сергия Раквереского (Флоринского), пресвитеров (1918); сщмчч. Петра Покровского, Иоанна Земляного, пресвитеров (1937).
Святые дня, молите Бога о нас!
Пророк Даниил , и три отрока: мученики Анания, Азария и Мисаил
Пророк Даниил происходил из знатного рода. При завоевании Навуходоносором Иерусалима в 606 г. до н.э. юный Даниил вместе с другими иудеями попал в вавилонский плен. Там 15-летнего Даниила и других самых способных юношей определили в школу для подготовки к службе при царском дворе.
С Даниилом учились три его друга: Анания, Мисаил и Азария. В течение нескольких лет они изучили местный язык и разные халдейские науки. При поступлении в школу этих трех юношей переименовали в Седраха, Мисаха и Авденаго. Однако, с принятием языческих имен, юноши не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя выдавать им пищу не с царского стола, окропленную идоложертвенной кровью, но простую, растительную. Воспитатель согласился, с условием, что после десяти дней питания растительной пищей, он проверит их здоровье и самочувствие. В конце пробного периода эти юноши оказались здоровее других, питавшихся мясом с царского стола, и воспитатель им разрешил вкушать пищу по своему усмотрению. За преданность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках, и вавилонский царь, присутствовавший на экзамене, нашел, что они сообразительнее его вавилонских мудрецов.
После окончания занятий Даниил с тремя друзьями был определен на службу при царском дворе и здесь оставался в звании придворного сановника во все время царствования Навуходоносора и его пяти преемников. После покорения Вавилона он стал советником царей Дария Мидийского и Кира персидского.
Бог наделил Даниила способностью понимать значение видений и снов, и эту способность он проявил, объяснив Навуходоносору два его сна, которые сильно смутили царя (Дан. 1 и 4). В первом сне Навуходоносор видел огромного и страшного истукана, сделанного из четырех металлов. Камень, скатившийся с горы, разбил истукана в прах и сам вырос в большую гору. Даниил объяснил царю, что истукан символизировал четыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с вавилонского и кончая римским. Таинственный камень, сокрушивший истукана, символизировал Мессию, а образовавшаяся гора — Его вечное Царство (Церковь).
В своей книге пророк Даниил повествует о подвиге своих трех друзей, которые отказались поклониться золотому идолу (Мардуку), за что по приказу царя Навуходоносора были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне.
Подробностей о деятельности пророка Даниила в течение 7 лет царствования трех преемников Навуходоносора не сохранилось. Убийца Лавосоардаха, Набодид, сделал своего сына Валтасара своим соправителем. В первый год Валтасара Даниил имел видение о четырех царствах, после чего он увидел Бога в образе «Ветхого Днями» и грядущего к нему «Сына Человеческого», т.е. Господа Иисуса Христа.
В своей книге пророк Даниил записал несколько пророческих видений, относящихся к концу мира и ко второму пришествию Христову. По своему содержанию его книга имеет много общего с Откровением Евангелиста Иоанна Богослова, помещенного в самом конце Библии.
При Данииле во время царствования Валтасара мидийский царь Дарий завоевал Вавилон (539 г. до Р. X.). Тогда же и погиб Валтасар, как ему предсказал Даниил, объяснивший значение надписи на стене, сделанной таинственной рукой: «Мене текел упарсин» (ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы) (Дан. 5, 25).
При Дарии Мидийском Даниил занял важный правительственный пост. Завидуя Даниилу, языческие вельможи оклеветали его перед Дарием и добились, чтобы Даниила бросили на съедение львам. Но Бог сохранил своего пророка невредимым. Разобрав дело, Дарий повелел клеветников Даниила подвергнуть этой же казни, и львы моментально растерзали их. Немного спустя Даниил получил откровение о 70 седьминах, в котором указано время первого пришествия Мессии и основания его Царства (Церкви)(См. Дан. 9).
В царствование Кира Даниил остался в том же придворном звании. Не без его участия в 536 году царь Кир издал указ об освобождении евреев из плена. Согласно преданию пророк Даниил показал Киру предсказание о нем в книге пророка Исаии, который жил лет двести до этого (Ис. 44, 28-45; 13). Пораженный этим пророчеством, царь признал над собою власть Иеговы и повелел евреям построить в честь Него храм в Иерусалиме (Езд. 1). При этом же царе Даниил был снова спасен от смерти, которая ему угрожала за умерщвление дракона, обоготворявшегося язычниками.
В третий год царствования Кира в Вавилоне Даниил удостоился получить откровение о дальнейшей судьбе народа Божия и четырех языческих империй (Дан. 10-12). Предсказания Даниила о гонениях на веру относятся к гонениям Антиоха Епифана и, одновременно, к пришествию антихриста. О последующей судьбе пророка Даниила ничего не известно, кроме того, что он скончался в глубокой старости. Его пророческая книга состоит из 14 глав. Господь Иисус Христос в своих беседах с иудеями дважды ссылался на пророчества Даниила.
Тропарь пророка Даниила и трех отроков Анании Азарии и Мисаила
глас 2
Велия веры исправления:/ во источнице пламене, яко на воде упокоения,/ святии трие отроцы радовахуся,/ и пророк Даниил/ львом пастырь, яко овцам, являшеся./ Тех молитвами, Христе Боже,// спаси души наша.
Кондак отроков
глас 6
Рукописаннаго образа не почетше,/ но неописанным существом защитившеся, треблаженнии,/ в подвизе огня прославистеся;/ среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте:/ ускори, о Щедрый!/ и потщися, яко милостив, в помощь нашу,/ яко можеши хотяй.
Кондак пророка Даниила
глас 3
Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятелище,/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ львы укротил еси, ввержен в ров.// Сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Данииле славне.
Преподобный Даниил (в сxиме Стефан) Нивертский
Преподобный Даниил исповедник, в схиме Стефан, был испанским вельможей, начальником острова Ниверта. Пренебрегая мирской славой, он принял в Риме иночество и отправился к Святым местам в Константинополь и Иерусалим, где принял схиму. За отказ принять ислам мученически погиб в Египте от сарацин в Х веке.
Преподобный Мисаил Абалакский
Память 17 декабря (Сибир.) и в Соборе Сибирских святых
В миру Павел Иванович Фокин, родился 29 июня 1797 года в селе Липоярском Тобольской губернии (ныне село Липовка Тобольского района) в семье диакона Иоанна Кузьмича Фокина и его супруги Евдокии Терентиевны. Павел был старшим среди шестерых братьев и сестер. В 6 лет будущий подвижник знал наизусть Часослов и Псалтирь, а чуть позже уже читал на клиросе.
В 1806 году поступил в Тобольскую духовную семинарию, где был крайне прилежным учеником. Любимым занятием его было чтение священных книг, что способствовало его духовному преуспеянию. Он избегал шумные забавы со сверстниками, сохраняя свое сердце от суетных впечатлений юности и напечетлевая в себе спасительный страх Божий.
После успешного окончания семинарии в 1817 году, имел намерение поступить в монастырь, но против воли родителей не пошел, а поступил причетником в церковь Петра и Павла, а позже учителем в Тобольскую семинарию.
В 1819 году, по уговорам родителей, женился на дочери священника Татиане, был рукоположен в сан священника архиепископом Тобольским Амвросием (Келембетом) и направлен на служение в родное село. Имея хорошую супругу, которая занималась всеми хозяйственными делами, полностью посвящал себя служению Богу и заботе о приходе. В семье Фокиных родились сын Михаил и две дочери.
С 1829 года - благочинный.
В 1837 году был возведен в сан протоиерея.
В беседе с чиновником Рожковым преосвященный Афанасий (Протопопов) так отозвался о своем духовенстве: "...У меня между духовенством есть люди не только хорошие, а и праведные", - и указал на отца Павла. Действительно, характер он имел кроткий, незлобивый; случалось, что грубые дьячки обижали его, но он никогда не обижался и не гневался. Очень любил петь и обучал этому детей прихожан. При глубоком благочестии, при незаурядном уме, он был очень прост. Сам будучи бессребреником, много помогал бедным, особенно детям-сиротам и престарелым людям.
В 1839 году овдовел. Передав своих детей на воспитание родственникам, направил прошение о переводе его в Абалакский монастырь.
17 декабря того же года был пострижен в монашеский чин с именем Мисаил. Здесь он нес послушание казначея, правда тяготея этим.
В 1843 году был переведен в Тобольск и назначен иеромонахом Крестовой церкви Архиерейского дома и духовником преосвященного Владимира (Алявдина) и всего городского духовенства. Позднее на него была возложена обязанность обучать церковно-славянскому чтению и пению по нотам ставленников во священный сан.
Не терпел, когда кто с намерением опускал что-либо из положенного для пения и чтения при богослужении, и заставлял восполнить пропущенное. От постоянного и продолжительного стояния на обеих ногах во всю подошву образовались наросты, но, невзирая на это, он удивлял всех богомольцев и соборян своим неустанным молением.
В июле 1852 года тяжело заболел и до кончины уже не вставал с одра болезни, причащаясь Святых Таинств и пребывая в непрестанной молитве.
Скончался 19 августа 1852 года. Погребен при алтаре Преображенского храма в загородной Архиерейской роще. На его могильной плите были высечены слова: "Мир праху твоему, всегдашний подвижник благочестия и неусыпный молитвенник". В советское время мощи преподобного Мисаила были уничтожены.
(Тобольский Преображенский храм в Архиерейской роще. Фотография 1891 г., не действует)
В советское время в здании церкви разместился летний детский лечебный лагерь. По воспоминаниям очевидца, в 1939 году "в храме не было иконостаса, на Горнем месте находились предметы пионерского инвентаря. В храме располагались спальные места на балконах (бывших клиросах): на левой стороне спали девочки, на правом клиросе – мальчики".
На начало XXI века в здании бывшего храма располагалось наркологическое отделение Тобольского филиала ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая психиатрическая больница".
В 1984 году был прославлен как преподобный при установлении празднования Собора Сибирских святых.
Преподобный Штурм, игумен Фульдский
Первый настоятель Фульдского аббатства.
Род. около 720 г. в знатном баварском семействе.
Во время первого посещения Баварии германским апостолом Бонифацием, Штурм сделался его горячим приверженцем и стал сопровождать его в миссионерских хождениях по Германии.
Три года Штурм был священником, а затем поселился с несколькими спутниками в местности, где впоследствии возник Герсфельдский монастырь, и построил здесь несколько хижин. Однако Бонифаций считал это место опасным, вследствие близости язычников саксов. По его поручению Штурм отыскал подходящий пункт в лесистой местности Бухония, между Майном и Веррой. Бонифаций исходатайствовал у своего покровителя Карломана участок земли, достаточный для будущей обители, и в 744 г. заложил монастырь, постройку и организацию которого поручил Штурма, познакомившемуся в Италии с уставом бенедиктинского монастыря Монте-Кассино.
Благодаря королевским привилегиям и покровительству папы, освободившего Фульду от подчинения местному епископу, аббатство стало быстро развиваться; много способствовало этому и погребение здесь Бонифация.
Подобно Санкт-Галлену, Фульдское аббатство отличалось богатством, трудолюбием и ученостью своих обитателей; оно сделалось культурным центром, из которого распространялось по Германии образование.
Преемник Бонифация, Лулл, невзлюбил Штурма.
Аббат был обвинен в измене, вероятно — за свое сочувствие баварскому герцогу Тассило, и подвергся заключению, но около 763 г. получил позволение возвратиться в Фульду.
Карл Великий доверял Штурму и поручил ему обращение саксов.
Штурм скончался в 779 года.
(Фульдский собор, Германия)
В год его смерти аббатство владело значительными имуществами в различных областях империи; число монахов доходило до 400.
Житие Штурма написано его родственником и учеником Эйгилем, который с 817 до 822 г. сам был фульдским аббатом.
В 1149 г. папа Иннокентий II причислил Штурма к лику святых.
Очень подробное Житие этого святого можно почитать тут:
http://www.pravoslavie.ru/put/76054.htm
Преподобные Афанасий, Николай и Антоний Ватопедские
(икона Богородицы Ватопедская Ктиторская, на ней изображены святые ктиторы монастыря)
Согласно монастырскому преданию, на Афон прибыли 3 архонта (вельможи) из Адрианополя — Афанасий, Николай и Антоний. По настоянию прп. Афанасия Афонского они восстановили древний разрушенный монастырь.
Впоследствии основатели были похоронены в нартексе соборной церкви. Многие критически настроенные исследователи считали трех адрианопольских ктиторов легендарными личностями, а само число 3 — символическим. Однако в 1992 г. при раскопках в кафоликоне Ватопеда была найдена гробница, находящаяся под аркосолием южной стороны месониктикона (часть нартекса, где совершалась полунощница). В ней обнаружены останки 3 иноков, а также свинцовая табличка с запрещением от имени погребенного здесь игумена Афанасия хоронить в этой гробнице кого-либо еще. Это свидетельствует о том, что трое основателей — реальные исторические личности.
(Монастырь Ватопед, Афон)
Двоих из них можно отождествить с первыми ватопедскими игуменами Николаем (ок. 985 — ок. 1012) и Афанасием (ок. 1020 — ок. 1048). Из надписи на этой гробнице можно заключить, что Афанасий был сыном Николая, и т. о. В. возник как семейный монастырь. Но не все лица, чьи имена сохранены традицией, жили в одно время. По мнению Д. Папахрисанфу, 3-го основателя монастыря следует отождествить с игуменом Антонием, который упоминается в актах под 1142 г.
Святитель Дионисий Закинфский, архиепископ Эгинский
Память 24 августа в день перенесения мощей, 17 декабря в день кончины
В миру Драганиг Сигур, родился в 1547 году на острове Закинф в Ионическом море, его предки были родом из Венеции. Был образован священниками и свободно владел греческим, итальянским и латынью.
В 21 год он передал всё своё имущество младшему брату и сестре, а сам ушёл в монастырь. В 1568 году он принял монашество с именем Даниил. Молодой монах преуспевал в постижении богословия, его слава как духовного руководителя стала расти и распространяться. В 1570 году его рукоположили в сан священника.
Через несколько лет ему предложили стать игуменом Строфадийского монастыря на западном побережье Закинфа и он стал иеромонахом Закинфским и Строфадийским.
В 1577 году святой стал архиепископом Эгинским, Порским и Гидрским. При рукоположении получил имя Дионисий в честь покровителя Афин священномученика Дионисия Ареопагита. Вёл строгую аскетическую жизнь, являясь живым примером и духовным отцом для многих христиан. Множество людей искали его совета. Однако святитель, спустя лишь два года после архиерейской хиротонии, отказался от епископства, считая, что усиливающиеся похвалы в его адрес приведут к гордыне.
Он возвратился на Закинф и снова принял на себя управление монастырём. Был назначен викарным епископом Закинфским, но вскоре запрещён в служении и низведён до положения простого сельского священника.
Святой Дионисий достиг высот прощения и человеколюбия. Однажды человек пришел к келлии святого с просьбой укрыть его от преследователей. Когда Дионисий спросил о причине погони, человек ответил что он убил монаха, который оказался братом святого. Святой Дионисий принял эти вести с глубокой скорбью, но не изгнал убийцу, укрыл его, и не выдал в руки преследователей. Убийца глубоко раскаялся и впоследствии также стал монахом.
(храм свт. Дионисия на о. Закинф, Греция. Здесь в раке покоятся мощи свт. Дионисия)
Более 40 лет святой Дионисий пас словесных овец острова Закинф. Преставился он 17 декабря 1622 года. По его просьбе святитель был похоронен в обители, где он провел столько лет.
Мощи, почитание, чудеса
Мощи его были прославлены нетлением и благоуханием. Святитель Дионисий был канонизирован патриархом Константинопольским.
Во время пиратского нападения в 1717 году, обе руки святителя были отрезаны пиратами, но его мощи были чудесно сохранены невредимыми. В 1717 году монахи Строфадийского монастыря перенесли мощи в Каллитерское подворье, чтобы впредь укрыть их от подобных набегов. Позднее во имя святого был воздвигнут храм в области Аммос, вскре обращенный в монастырь, где и хранились мощи святого до 1893 года, когда все постройки были разрушены землятресением, а мощи перенесены во временный храм. Между 1925 и 1948 годом был возведен новый сейсмо-стойкий храм, а в 1956 году был возражден монастырь, получивший теперь название Строфадийско-Дионисиевского. Все мощи святого и поныне почивают в этой обители, в Георгиевской часовне, в специально изготовленной для них в 1829 году серебряной раке.
(храм свт. Дионисия на о. Закинф, Греция, Царские Врата)
Святой Дионисий чтиться большим чудотворцем. Порой его гробницу не могут открыть. Потом, когда это становится возможным, обнаруживается что его тапочки стеты и запачканы, почему их приходится периодически сменять. За это чудо святого называют "ходящим святым", который продолжает ходить по острову совершая чудеса.
Когда греческий Георгиевский храм в Нью-Йорке был разрушен во время терракта 11 сентября 2001 года, невредимыми в церкви остались лишь две вещи - крест и бумажная икона святого Дионисия.
О нашем путешествии на о. Закинф и о Литургии в храме святителя Дионисия можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/273887.html
Священномученик Сергий Раквереский (Флоринский), пресвитер
Протоиерей Сергий Флоринский родился в древнем городе Суздале 4 марта 1873 года в семье священника церкви святых бессеребренников Космы и Дамиана Феодора Флоринского. По окончании в 1893 году Владимирской семинарии он поступил на должность учителя в Яксаевское земское училище Суздальского уезда. По обычаю того времени ряд лет выпускник семинарии Сергий Флоринский преподавал в учебном заведении, и только в 1900 году распоряжением протопресвитера военного и морского духовенства был определен на вакансию священника в церкви 151 пехотного Пятигорского полка. Получив назначение, он венчается с Елизаветой Ивановной Смоленской, дочерью полкового священника лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка - протоиерея Иоанна Смоленского. 5 марта 1900 года Сергей Федорович Флоринский был рукоположен в священника за Божественной литургией в Исаакиевском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Прямо из Петербурга новопоставленный иерей отправляется на место своего служения, в Гродненскую губернию, в местечко Береза-Картузская, где был расквартирован 151-й пехотный Пятигорский полк.
С началом русско-японской войны 1904-1905 гг. Пятигорский полк выделил из себя 7-ю роту, которая отправилась в Маньчжурию. В течение войны полк посылал добровольцев, солдат и офицеров, на пополнение. Отец Сергий вместе с воинами своего полка почти год провел в действующей армии. Его служение на фронте было отмечено двумя наградами: орденом святой Анны III степени и памятной бронзовой медалью на Александро-Георгиевской ленте.
Когда началась Первая Мировая война 1914 года протоиерей Сергий вместе со своим полком отправляется на передовую. И здесь его отмечают наградами: орден святой Анны III степени, святого Владимира IV степени и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Протопресвитер армии и флота Георгий Шавельский в своих воспоминаниях говорит, что для получения такого креста требовался особый подвиг. За свою деятельность отец Сергий снискал также любовь и уважение окружающих.
После февральской революции 1917 года положение военного духовенства в частях стало очень трудным. Равнодушие и кощунства окружающих порождало чувство ненужности. Опасность смерти угрожала не столько от пуль и снарядов противника, сколько от своих же солдат, взбудораженных революционной пропагандой. И в полку, где служил отец Сергий, дела были не лучше. 22 июня 1917 года отца Сергия переводят священником в 29 полевой запасной госпиталь, который в это время располагался в Эстляндии, в г. Везенберге (г. Раквере) и занимал здание городской гостиницы.
В госпитале, как и на предыдущем месте своего служения, отец Сергий своими качествами пастыря и человека в скором времени покорил сердца всех сотрудников госпиталя. Когда через 6 месяцев после его назначения, в январе 1918 года, последовал приказ народного комиссариата об увольнении всего духовенства из военного ведомства, то госпитальный комитет решительно воспротивился этому постановлению новой власти и вынес решение об оставлении отца Сергия на службе в госпитале «по желанию всего состава служащих».
Недолго пришлось прослужить священнику в госпитале. В феврале 1918 года Эстляндия была занята немецкими войсками с установлением оккупационного режима. 22 марта госпиталь был расформирован, и отец Сергий остался в чужой стороне без средств к существованию. Положение усугублялось еще и тем, что новое правительство, взяв под контроль все православное духовенство Прибалтийского края, не давало разрешение отцу Сергию на выезд из страны на родину, даже тогда, когда надзор с него был снят. Когда же власть в Везенберге, как и на большой части Эстляндии, взяла Эстляндская Трудовая Коммуна, то 19 декабря 1918 года протоиерей Сергий Флоринский был арестован как представитель старого реакционного режима, в числе многих других жителей Везенберга из самых разных слоев общества.
По делу отца Сергия не было долгого разбирательства и суда, который определил бы его вину. В конце своего единственного и краткого допроса, протокол которого занял всего одну страницу рукописного текста, протоиерей Сергий Флоринский заявил: «Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь». 26 декабря комиссия вынесла постановление о расстреле. Расстрел был совершен в лесу Палермо, где ныне установлен памятный камень всем расстрелянным в то время.
(Памятный знак на месте расстрела в лесу Палермо под Раквере)
После ухода большевиков все расстрелянные были перезахоронены. Протоиерей Сергий Флоринский был похоронен на городском кладбище с восточной стороны православной часовни, вокруг которой хоронили священников, служивших в храме Рождества Пресвятой Богородицы города Раквере.
(Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Раквере - Ляэне-Вирумаа - Эстония)
В июле 2002 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Сергий Флоринский был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. 2 июля 2003 года на месте захоронения священномученика на городском кладбище города Раквере были произведены раскопки, в результате которых были обретены нетленные мощи святого. Ныне мощи священномученика Сергия Раквереского почивают в раке, установленной в храме Рождества Пресвятой Богородицы.
Тропарь священномученику Сергию Ракверескому
глас 4
Воинства царя земнаго пастырь добрый,/ чада своя на подвиги ратныя укрепляя,/ живот свой за други и отечество полагати тех назидал еси./ Сам же во граде Везенберге даже до крове за имя Господне пострадавый,/ и от Небеснаго Царя венец нетленный приявый,/ священномучениче Сергие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Священномученик Петр Покровский, пресвитер
Память 17 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе Саратовских святых.
Родился в 1873 году в селе Кондоль Петровского уезда Саратовской губернии в семье священника.
Окончил Саратовскую духовную семинарию.
В семье Петра Ивановича и его супруги, Надежды Васильевны Щеголевой-Покровской, было пятеро детей: Софья (1903 г.р.), Елена (1908 г.р.), Борис (1911 г.р.), Серафим (1912 г.р.) и Юлия (1915 г.р.).
С 1924 года семья Покровских проживала в городе Саратов на Воскресенском кладбище, отец Петр служил священником в кладбищенской церкви.
25 июля 1928 года был арестован органами ПП ОГПУ по Нижневолжскому краю. В период следствия содержался под стражей в Саратовском изоляторе. Он обвинялся в том, что, «являясь противником Советской власти и ее политики по вопросу отделения церкви от государства, вел среди верующих антисоветскую агитацию, обвиняя советскую власть в удушении религии и ее служителей». Виновным в предъявленном ему обвинении по ст. 58-10 ч. 2 УК РСФСР себя не признал.
Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 2 ноября 1928 года из-под стражи был освобожден и выслан на жительство в город Тверь сроком на три года, считая срок с 25 июля 1928 года.
По окончании ссылки вернулся в Саратов. Проживал вместе с женой по адресу: 6-й кладбищенский проезд, д. 3, служил священником в соборе во имя Сошествия Святого Духа на апостолов.
(Саратовский Духосошественский собор)
11 октября 1936 года был арестован Управлением НКВД по Саратовской области по обвинению «в проведении антисоветской агитации среди своего окружения, распространении провокационных слухов о якобы имеющемся гонении на религию со стороны Советской власти». Содержался под стражей в Саратовской тюрьме. Виновным в предъявленном ему обвинении себя не признал.
На основании постановления ОСО НКВД СССР от 9 января 1937 года «Покровский, ранее судимый, священник, за разглашение неподлежащих оглашению сведений и антисоветскую агитацию сослан на 5 лет в Казахстан, считая срок с 11.10.1936 года».
Ссылку отбывал в пос. Успенка Лозовского района Восточно-Казахстанской области.
24 ноября 1937 года был вновь арестован.
На день ареста был без определенных занятий. На вопросы следователя, утверждающего, что отец Петр проводил контрреволюционную агитацию, каждый раз давал показания, что никакой контрреволюционной агитации никогда не проводил. В обвинительном заключении говорилось: «Будучи озлоблен против советской власти, Покровский систематически занимался контрреволюционной агитацией среди колхозников, для чего систематически посещал квартиры колхозников и под видом поминальных обедов устраивал пьянки, тем самым отвлекал колхозников от работы. Изложенные факты деятельности следствием полностью установлены. Обвиняемый по делу виновным признал себя частично» (имелось ввиду то, что он на следствии признался: «Был один случай. Я, Покровский, был приглашен своей хозяйкой на поминальный обед по случаю смерти ее мужа. После обеда ушел в свою комнату. А больше я ни у кого из колхозников не был и контрреволюционной агитации не вел»).
2 декабря 1937 года на заседании тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области было вынесено постановление: «Покровского П. И. расстрелять».
30 декабря 1937 года в час ночи приговор был приведен в исполнение. Место погребения осталось неизвестно.
13 июля 1962 года был реабилитирован постановлением Президиума Саратовского областного суда по архивному уголовному делу за 1936 год.
6 июня 1990 года был реабилитирован Прокуратурой Павлодарской области по делу 1937 года .
12 ноября 1996 года был реабилитирован Прокуратурой Саратовской области по архивному уголовному делу за 1928 год.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
О других Новомучениках и Исповедниках Российских, память которых приходится на день сегодняшний, вы можете почитать тут:
http://www.newmartyros.ru/calendar/12-30