filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

30 ноября (13 декабря) 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)


Продолжение…



Святой благоверный Вахтанг I Горгасали (груз. ვახტანგ გორგასალი), царь Картли

Св. царь Вахтанг Горгасали. Икона. Худож. Католикос-Патриарх Илия II. 2-я пол. ХХ в.
(Св. царь Вахтанг Горгасали. Икона. Худож. Католикос-Патриарх Илия II. 2-я пол. ХХ в.)


Принадлежал к династии Хосроидов. Сын царя Митридата VI и царицы Сандухты.
Прозвище Горгасал (Горгасали) (букв. Волчеголовый) было дано ему персами. Как гласит предание, у царя был шлем, на котором спереди была изображена голова волка, а сзади - лев. Завидев шлем с изображениями волка и льва, персы начинали кричать друг другу: "Дур аз горгасар" (берегись волчьей головы).

Занял престол в семилетнем возрасте после смерти своего отца. До достижения Вахтангом совершеннолетия регентшей была его мать Сандухта.
Ко времени его правления Картлийское царство в середине V - начале VI века являлось вассалом сасанидского Ирана. Сообщения грузинских источников о существовании во Мцхете (столице Картли) района, где жили огнепоклонники во главе с "епископом огнепоклонников", который занимал почетное место при царском дворе, указывают на то, что религия доисламского Ирана маздеизм пользовалась правами законного вероисповедания в Картли.
Вахтанг был женат на принцессе Балендухте, дочери персидского царя Ормизда, наставником которой был Ражден Перс, ставший в 457 году первомучеником Грузинской Церкви.

Основная деятельность Вахтанга была направлена на объединение Грузии и уменьшение зависимости ее провинций от власти Ирана. Царь старался использовать противостояние Ирана и Византии в пользу интересов Картли. Вернул захваченную Византией грузинскую провинцию Кларджети, присоединил находившуюся в сфере влияния Ирана Эрети, распространил влияние Картли на западногрузинское государствово Эгриси. Выступив против северокавказских кочевников-аланов (460-е годы), занял крепость Дарьял - опорный пункт Картли на северной границе. Затем он совершил поход в Западную Грузию, освободил её от византийцев, укрепил власть царя Губаза и победоносно возвратился в Картли.
Он укреплял и восстанавливал крепости (Дарьял, Уджарма, Череми, Хорнабуджи, Артануджи), создав систему фортификационных сооружений.

В 470-е годы отказался участвовать в войне против Византии, бросил в темницу главного служителя культа огня Бинкарана, изгнал огнепоклонников из Картли. В ответ из Ирана было направлено карательное войско. Несмотря на то что в результате переговоров Вахтангу вновь пришлось признать себя вассалом Ирана, огнепоклонство в Картли уже не имело прежнего статуса. С согласия дарбази (совещательного органа при царе) Вахтанг назначил эриставов (в том числе и на вновь присоединенных территориях), которые непосредственно подчинялись его власти.
В то же время Вахтанг начал церковную реформу с целью добиться признания автокефалии Грузинской Православной Церкви. Он хотел поставить во главе Церкви католикоса и попросил Восточного Римского императора прислать в Картли католикосом знакомого Вахтангу священника Петра и 12 епископов. Разгневанный архиепископ Картли Михаил I, у которого и до этого были разногласия с Вахтангом в связи с борьбой между халкидонитами и антихалкидонитами, назвал царя вероотступником, проклял его и войско. Во избежание дальнейшего углубления конфликта Вахтанг отправился к архиепископу и преклонил перед ним колена, чтобы коснуться его ризы, но Михаил пнул царя ногой и выбил ему зуб. Царь выслал архиепископа из страны в Константинополь, к патриарху. Архиепископа Михаила определили иноком в монастырь Акимитов близ Константинополя. Католикос Петр с 12 епископами, прибывшие из Константинополя, были отправлены к Антиохийскому патриарху, поскольку Грузинская Церковь подчинялась Антиохийской Церкви. Получив благословение, они вернулись в Константинополь. По преданию, император Лев I Великий передал им дары для грузинского царя, а также отправил во Мцхету свою дочь Елену, предназначавшуюся в жены Вахтангу. Некоторые из прибывших епископов возглавили вновь образованные епархии, а другие сменили епископов - сторонников архиепископа Михаила. К концу V века в Картли уже существовало 24 епархии и страна была форпостом Христианства на Кавказе.

Укрепив положение страны, Вахтанг возобновил борьбу с сасанидским Ираном. В 484 году он возглавил крупное восстание грузин и армян. Хотя восстание было подавлено, Сасаниды были вынуждены ослабить свой режим.
В 502 году св. Вахтанг был смертельно ранен стрелой в сражении с персами на берегах реки Иори. Перед смертью царь Вахтанг созвал духовенство, семью, царский двор и завещал им быть твёрдыми в вере и искать смерти ради Имени Христа, дабы получить вечную славу. Царя похоронили в перестроенном им же соборе Светицховели, где находилась фреска с его изображением.


Вахтанг собирался перенести столицу в Тбилиси, провел строительные работы и завещал осуществление этого замысла своему преемнику, построил храмы Никози и Ниноцминда (3-я четверть VI века), город-крепость Череми. Его имя связано с участием в строительстве монастыря Святого Креста в Иерусалиме, где на стене до XIX века существовало его изображение. В Британском музее хранится гемма с пехлевийской надписью и изображением мужчины в царском венце, которого идентифицируют с Вахтангом Горгасали.
Ему наследовал его сын Дачи.

Святой благоверный Вахтанг I Горгасали, царь Картли

Вахтанг почитается образцом мужества и мудрости. Многочисленные народные стихи, поэмы, предания, посвященные легендарному правителю, свидетельствуют о любви грузин к нему. Царское знамя Грузии называется «Горгасалиан Давитиани».
Вскоре после кончины царя было создано недошедшее до настоящего времени краткое историческое сочинение, в XI в. в расширенной редакции оно вошло в Картлис Цховреба («Житие Картли»). Автор сочинения Джуаншер Джуаншериани, а также другие исторические источники называют Вахтанга «мучеником за веру Христову».
Грузинская Церковь причислила его к лику святых и установила день поминовения 30 ноября.

Кафедрапьный собор им. св. царя Вахтанга Горгасала, Рустави, Грузия
(Кафедрапьный собор им. св. царя Вахтанга Горгасала, Рустави, Грузия)

По благословению Католикос-Патриарха всея Грузии Илии II к Сионскому патриаршему храму был пристроен придел во имя Вахтанга Горгасали, а в городе Рустави воздвигнут кафедральный собор в его честь.


Святитель Андрей (Шагуна), митрополит Трансильванский (Сибиуский)

Святитель Андрей (Шагуна), митрополит Трансильванский (Сибиуский)


В миру Шагуна Анастасий, родился 20 декабря 1808 в Мишкольце, Венгрия в купеческой семье румын, выходцев из Македонии (аромунов). Окончил гимназии в Мишкольце и Пеште (ныне в составе Будапешта). В 1826-1829 годах изучал философию и право в университете в Пеште.
После окончания православной духовной семинарии в Вершеце (ныне Вршац) по благословению митрополита Карловацкого Стефана поступил в монастырь Хопово, где 12 октября 1833 года был пострижен в монашество с именем Андрея.
В феврале 1834 года был рукоположен митрополитом Стефаном во иеродиакона.
С октября 1834 года стал преподавателем духовной семинарии в Сремских Карловцах.
В ноябре 1835 года был назначен секретарем консистории Карловацкой архиепископии и возведен в сан архидиакона.
21 июня 1837 года был рукоположен митрополитом Стефаном во иеромонаха. В следующем году стал протосинкеллом и советником митрополита. Состоял помощником настоятеля в монастырях Язакском в 1838 году и Бешеновском в 1840 году.
В 1842 году возведен в сан архимандрита митрополитом Карловацким Иосифом. Тогда же определен настоятелем Хоповского монастыря, а в 1845 году - Ковильского монастыря.

15 июня 1846 года был назначен генеральным викарием Ардяльской (Трансильванской) епископии. В декабре 1847 года на Соборе епархиальных протопопов в Турде избран наряду с 2 другими претендентами кандидатом во епископы. 24 января 1848 года светские власти в Вене утвердили его кандидатуру. 18 апреля 1848 года в Сремских Карловцах был хиротонисан во епископа.

Владыка неоднократно обращался с требованием о воссоздании Трансильванской митрополии к австрискому правительству, Карловацкому патриарху и сербскому Церковно-Народному Собору в Сремских Карловцах от лица епархиальных Соборов, состоявших из клира и мирян и созванных в Сибиу в 1850, 1860 и 1864 годах.
12 декабря 1864 года был назначен митрополитом восстановленной Трансильванской митрополии с кафедрой в Сибиу. В сентябре-октябре 1868 года созвал в Сибиу Национально-церковный конгресс православной румынской митрополии, который принял "Органический статут Румынской Православной Церкви в Трансильвании."
Автор многих работ по каноническому праву, истории Церкви и пастырскому богословию. Способствовал развитию румынской культуры в монархии Габсбургов. Открыл до 400 церковноприходских школ (при нем их число возросло до 800), лицей с восьмигодичным курсом в 1850 году и реальное коммерческое училище в Брашове в 1869 году, гимназию с четырехгодичным курсом в Браде в 1868 году. При его участии в 1853 году был основан Богословско-педагогический институт в Сибиу (обучение в течение 2, а затем 3 лет). Митрополиту Андрею удалось добиться у австрийских властей разрешения на открытие типографии 27 августа 1850 года в Сибиу, где печатались богослужебные книги, учебники для церковных и светских учебных заведений на румынском языке, в том числе труды самого владыки Андрея. С 1853 года в типографии начала выходить первая румынская газета "Telegraful Român." Митрополит Андрей был одним из создателей Ассоциации румынской литературы и культуры Трансильвании (Asociaţiunea transilvană pentru literatura română şi cultura poporului român) и ее первым председателем с 1861 по 1866 год. Похоронен в с. Рэшинари (близ Сибиу).
Скончался 28 июня 1873 года в Сибиу.

Митр. Трансильванский Андрей (Шагуна)

Священный Синод Румынской Православной Церкви на совещании 21 июля 2011 года утвердил канонизацию митрополита в лике святителей. Днем его памяти было установлено 30 ноября. Торжественное прославление последовало 29 октября 2011 года в Сибиуском кафедральном соборе. Чин канонизации возглавили патриархи Румынский Даниил и Александрийский Феодор II в присутствии многочисленных румынских и греческих иерархов.


Святитель Петр I, католикос Мцхетский (Картлийский)


Святитель Петр I,  католикос Мцхетский (Картлийский)

Был священником "из учеников Григория Богослова, ибо он священствовал на могиле его". Однажды, когда святой царь Картлийский Вахтанг Горгасали был в восточно-римских землях во время одной из войн между империей и Персией, он познакомился и сблизился с Петром.
Впоследствии, желая утвердить и обособить Картлийскую Церковь, царь Вахтанг просил Восточного Римского императора прислать в Картли отца Петра католикосом, а вместе с ним еще 12 епископов. После преодоления противостояния прежнего Мцхетского архиепископа Михаила, Петр был отправлен святителем Геннадием I Константинопольским за поставлением к Антиохийскому патриарху. Приняв рукоположение в Антиохии, католикос Петр и 12 епископов были отправлены в Константинополь, где получили благословение и дары от Константинопольского патриарха и святого императора Льва. Вместе с невестой царя, дочерью кесаря царевной Еленой, они отправились в Грузию.

Католикос Петр занял Карлийский первосвятительский престол около начала 460-х годов. При нём возросло количество епархий Картлийской Церкви. Возможно в годы его первосвятительства в Мцхете был воздвигнут новый каменный кафедральный католикосский собор Светицховели.
При своей кончине святитель Петр завещал Мцхетский католикосский престол своему помощнику вместе с которым они пришли из Восточной Римской империи - владыке Самтаврскому святителю Самуилу. Вероятно скончался в 460-х годах, так как Самуил уже был католикосом в 470-е годы.

Память и почитание


Святитель Петр вошел в историю Грузинской Церкви как её первый католикос. 17 октября 2002 года решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви был прославлен в лике святых. При этом, на начало XXI века оставались значительные разночтения по вопросу о времени святительства католикоса Петра. Так, в своей книге о Грузинских святых, о. Захария Мачитадзе писал, что католикос Петр принял последнюю исповедь царя Вахтанга в 502 году и благословил на царство его наследника Дачи.


Святитель Самуил I, католикос Мцхетский (Картлийский)


Святитель Самуил I, католикос Мцхетский (Картлийский)


Был священником. Однажды, когда святой царь Картлийский Вахтанг Горгасали был в восточно-римских землях во время одной из войн между империей и Персией, Самуил познакомился с царем.
Впоследствии, желая утвердить и обособить Картлийскую Церковь, царь Вахтанг просил Восточного Римского императора прислать в Картли священника Петра католикосом, а вместе с ним - отца Самуила и 11 других в сане епископов. После преодоления противостояния прежнего Мцхетского архиепископа Михаила, Самуил был отправлен святителем Геннадием I Константинопольским за поставлением к Антиохийскому патриарху. Приняв рукоположение в Антиохии, вместе с католикосом Петром и 11 другими новыми епископами, он был отправлены в Константинополь, где получил благословение и дары от Константинопольского патриарха и святого императора Льва. Вместе с невестой царя, дочерью кесаря царевной Еленой, они отправились в Грузию.

По прибытии в Картли, владыка Самуил стал епископом Самтаврским, с кафедрой в церкви Самтавро во Мцхете - по мнению некотоыых исследователей он стал викарием католикоса Петра.
При своей кончине святитель Петр завещал ему Мцхетский католикосский престол. Святитель Самуил управлял Карталинской Церковью в 470-х - 490-х годах. Накануне кончины мученицы Шушаники католикос навестил её в темнице.

Память и почитание


Святитель Самуил вошел в историю Грузинской Церкви как её второй католикос. 17 октября 2002 года решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви был прославлен в лике святых. При этом, на начало XXI века оставались значительные разночтения по вопросу о времени святительства католикоса Самуила. Так, в своей книге о Грузинских святых, о. Захария Мачитадзе писал, что католикос Самуил управлял Грузинской Церковью при царях Дачи и Бакуре.

Tags: Жития святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments