Преподобномученик Серафим (Тьевар), монах
Преподобномученик иеромонах Серафим (в миру Антоний Максимович Тьевар) родился в 1899 году в Москве в семье служащего. Предки Тьеваров были французами. Антоний Тьевар потерял отца, когда ему было 6 лет, а его брату 1 год. Детей воспитывала мать, Наталия Дмитриевна. Антоний Тьевар окончил реальное училище в Москве и в 1917 году поступил работать статистиком на Дедовскую мануфактуру (в городе Дедовске Московской губернии).
Одновременно он поступил в Московский университет, но проучился там всего год. Еще год (а это было время решения судьбы России в гражданской войне) Антоний Тьевар провел в раздумьях о своем дальнейшем пути, и в 1920 он пошел подавать прошение в Московскую Духовную Академию. Здесь он познакомился с профессором Московской Духовной Академии, выдающимся ученым-патрологом, Иваном Васильевичем Поповым. Антоний Тьевар стал его ближайшим учеником. Изучение жизни святых отцов звало к тому, чтобы и самому Антонию вести подвижническую жизнь, тем более, что аскетом-подвижником был и сам его наставник. Антоний Тьевар посещал лекции И. В. Попова по философии в читальне Румянцевского музея, а также в Московском университете, в 1922-1923 гг. - его лекции в храме Троицы в Листах на Сретенке по патрологии и истории Церкви. Он получал от И. В. Попова интересующие его книги по истории Церкви и патрологии. В 1923 году Духовная Академия была закрыта, закончить ее Антоний Тьевар не успел.
(мученик Иоанн Попов, профессор)
Параллельно с учебой в Университете и Академии Антоний Тьевар работал в различных учреждениях Москвы: статистиком, библиотекарем и проч. В 1919 г. поступил на курсы внешкольного политпросвещения и в том же году был направлен библиотекарем на Южный фронт Красной Армии, но затем оставлен в Москве и служил в должности библиотекаря-инструктора. В 1920 г. участвовал в организации съезда библиотечных работников Красной Армии. После съезда стал работать помощником начальника библиотеки. В 1922 г. был демобилизован и до 1924 г. работал библиографом Главполитпросвета. В 1924 г., для устранения обновленческой смуты и разного рода расколов в Церкви Патриарх Тихон благословил И. В. Попова на составление полного списка епископата, как православного, так и раскольнического, а, кроме того, всех тех, кто к тому времени оказался в ссылках и лагерях. И. В. Попов привлек помощником в этом деле Антония Тьевара. Антоний Тьевар составил список архиереев, ходивший тогда среди верующих людей в рукописном виде. Главной его работой было собирание сведений и богословских суждений об имябожниках, вопрос о которых Патриарх Тихон предполагал вынести к весне 1925 г. на VIII Вселенский Собор, если бы он состоялся.
10 декабря 1924 г. Антоний Тьевар был арестован по «Делу профессора И. В. Попова» и заключен в Лубянскую тюрьму. Обвинение при осуждении было: контрреволюционная деятельность, сношение с представителями иностранных государств с целью вызова интервенции, для чего Тьеваром давалась им ложная и неправильная информация о гонениях на Церковь со стороны Соввласти. К делу был привлечен и составленный Тьеваром список епископата. Антония Максимовича приговорили к 3 годам концлагерей. Вместе со своим наставником профессором Поповым он был отправлен на Соловки. В 1928 году Антоний Максимович Тьевар вернулся из заключения. Во время Великого поста он отправился в Дивеево и в Саров. Страстную неделю он пробыл в Арзамасе. На Страстной Неделе епископ Серпуховский Арсений (Жадановский) тайно постриг Антония в мантию с именем Серафим. Мать его Наталия Дмитриевна тоже приняла монашеский постриг (с именем Пантелеимона). В том же году отец Серафим (Тьевар) был рукоположен в иеромонаха. Вернувшись в Москву, отец Серафим поселился вместе с матерью в своей квартире, где и стал тайно совершать богослужения. На жизнь он зарабатывал литературной работой по договору для Госиздата.
В 1931 году его арестовали за «оказание помощи ссыльному духовенству, произнесение проповедей контрреволюционного характера, провокационные слухи о якобы чинимых гонениях на Церковь». Дело было заведено групповое, по нему проходили архимандрит Гавриил (Игошкин), священник Феодор Алексинский, Татьяна Гримблит и другие - всего 39 человек. Отца Серафима приговорили к 3 годам концлагерей. На допросе отце Серафим сказал: «Я действительно принял тайное монашество. Постриг принял от руки епископа Арсения (Жадановского) в городе Арзамасе. Мое монашеское имя Серафим. В силу своих религиозных убеждений я в 1920 г. поступил в Богословскую Академию, каковую не окончил вследствие ее закрытия, посещал Академию параллельно со службой в Политуправлении Реввоенсовета, конечно о моем пребывании в Академии не знала моя служба. Из церковников никого не знаю. Посещаю систематически одну только церковь Вознесения (на ул. Герцена). Отношение к советской власти отрицательное в плоскости религиозных вопросов, а именно: ссылка духовенства, закрытия и уничтожения церквей и т.п. Я - антимилитарист, следовательно, в случае нападения на Советский Союз врагов - защищать его с оружием в руках не буду, но согласен служить в санитарных отрядах».
Из Бутырской тюрьмы отца Серафима перевезли в 1-е отделение Вишерлага ОГПУ в Верхне-Камском округе Пермской области. Через полгода в лагере преподобномученик иеромонах Серафим (Тьевар) скончался в возрасте 32 лет.
Причислен к лику святых определением Священного Синода от 30 июля 2003 года. Вместе с ним был канонизирован и профессор И. В. Попов.
Исповедник Иоанн Васильев
Святой исповедник Иоанн Сергеевич Васильев родился в 1869 году в Московской губернии в семье рабочего-слесаря. С 1884 г. он работал в харчевной лавке купца Рябова, где стал со временем приказчиком, а после увольнения в 1922 г. открыл свою торговлю. С 1919 года Иван Сергеевич был старостой церкви Николая Чудотворца в селе Бутурлино. Настоятелем храма являлся священник Константин Уаров. В 1927 г. отец Константин вместе Иваном Сергеевичем Васильевым и прихожанами не позволили безбожникам-комсомольцам осуществить кощунственную затею - установить радиоприемник на церковной колокольне.
В июле 1929 г. в близлежащем селе Левашово умер 18-летний комсомолец Аксенов. Священник по просьбе родных отпел юношу, хотя безбожники-комсомольцы пытались воспрепятствовать этому, устроив антирелигиозный митинг. После этого началась травля отца Константина, диакона отца Сергия Троицкого, старосты Ивана Сергеевича Васильева, членов церковного совета и других людей, участвовавших в отпевании. 26 июля 1929 г. в местной газете "Набат" была напечатана заметка под заголовком "Силой унесли гроб в церковь", подписанная псевдонимом "Безбожник". В этой заметке священник отец Константин, диакон Сергий Троицкий и весь церковный актив во главе со старостой Иваном Васильевым обвинялся в "хулиганских действиях с целью помешать осуществить комсомольской ячейке гражданские похороны Аксенова, по договоренности с родителями без попа". 30 августа 1929 г. ОГПУ завело уголовное дело в отношении священника Константина Уарова, служившего в Никольском храме в Бутурлино. Староста церкви Иван Сергеевич Васильев был обвинен в "распространении ложных слухов о невиновности попа". Кроме того, Ивана Сергеевича обвиняли в агитации против мероприятий Советской власти по закрытию церквей.
(Церковь Николая Чудотворца - Бутурлино - Серпуховский район, фото 1989 года)
3 сентября 1929 года Иван Сергеевич был арестован в числе всего церковного причта Никольского храма. Отца Константина приговорили к трем годам концлагерей, а Ивана Васильева к высылке на 3 года в Казахстан этапом. На место ссылки (Казахстан, Каунрадский р., ст. Караганда, пос. Актогай, местечко Жамши) Иван Сергеевич этапом добирался вместе с уголовниками полгода.
(Церковь Николая Чудотворца - Бутурлино - Серпуховский район, восстновлена, фото 2010 года)
Срок высылки истек 3 сентября 1932 г., но освобождения он не получил. В суровых условиях ссылки Иван Сергеевич заболел ревматизмом ног. Из-за острых болей он не мог ходить. Землянка, в которой он жил, была размером 3.5 х 3.5 кв.м., и в ней обитало три человека. Место ссылки находилось более чем в 400 верстах от железной дороги. Отсюда даже и по окончании срока больному человеку было нелегко выехать. Сын Ивана Сергеевича ходатайствовал о досрочном освобождении отца. Он указал причину просьбы: срок наказания его отца истекает в октябре, и если бумаги об освобождении задержатся еще хотя бы на один месяц, то из-за погодных условий и полной непроходимости пустыни в это время года отец не сможет выехать в течение 7-8 месяцев.
4 декабря родственники получили телеграмму, а потом письмо от священника Скворцова, отбывавшего наказание вместе с Иваном Сергеевичем, где было сказано, что их отец смертельно болен, у него отнялись руки и ноги и помочь ему нечем. Иван Сергеевич умер в концлагере 6 декабря 1932 г. и был похоронен в общей могиле.
Отец Константин был отправлен этапом в Соловецкий лагерь. Согласно постановлению центральной Комиссии ОГПУ по разгрузке СЛАГ, в апреле 1931 года отец Константин был освобожден и 6 мая 1931 года на оставшийся срок выслан в Северный край, в город Котлас. Когда началась Великая Отечественная война, он вернулся в Бутурлино, где 30 августа 1942 года умер и был погребен около Никольского храма, закрытого после его ареста.
Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Определение Священного Синода от 30 июля 2003г. (по предоставлению Московской епархии).
Священномученик Григорий (Перадзе) архимандрит, иже во Освенциме
Святой мученик архимандрит Григорий (Перадзе) родился 31 августа/13 сентября 1899 г. в селе Бакурцихе в Кахетии (восточная Грузия).
МОЛОДОСТЬ И УЧЕБА
Предки св. Григория были священниками. Отец священник Романоз Перадзе умер в 1905 г., когда будущему архимандриту едва исполнилось 6 лет. После смерти мужа мать Григория, Мария из семьи Самадалашвили, вместе с сыновьями (у Григория было два брата - старший Арчил и младший Василий) переехала в Тбилиси. Там она их и растила, и воспитывала. Ей помогал дядя Григория по отцу, настоятель прихода в Кварелии.
Следуя семейным традициям, Григорий начал учиться в духовной школе в Тбилиси. В 1913 г., закончив школу, поступил в местную духовную семинарию, где изучал богатое духовное наследие Грузинской Православной Церкви.
Во время учебы Григорий подрабатывал репетитором, чтобы помогать матери. Семинарию он окончил в 1918 г. лучшим учеником, что давало ему право на поступление во все духовные академии России. Помешала, однако, разразившаяся в 1917 г. революция и образование независимой Республики Грузия. Изменив свои первоначальные планы, в 1918 г. он поступает на филологический факультет Тбилисского университета, где изучает литературу и историю. Одновременно Григорий работает учителем в селе Земо-Чандаки близ Гори.
В 1919-1921 гг. Григорий вынужден прервать учебу для прохождения армейской службы в Гори, Боржоми и Ахалцихе. Он участвует в обороне Грузии от большевистских войск. После возвращения из армии, когда большевики вошли в Грузию, священник Корнелий помог Григорию скрыться в Кахетии, в Манави, под видом сельского учителя. Григорий преподает там до сентября 1921 г., после чего возвращается в университет, к учебе.
Вскоре, благодаря стараниям Кекелидзе и митрополита Назария, Совет католикосата Грузии направил Григория как первого грузина, представлявшего Грузинскую Православную Церковь, на учебу в Берлин для получения всестороннего богословского образования. При этом ему была выделена специальная стипендия.
НАУЧНАЯ РАБОТА НА ЗАПАДЕ
Прибыв в Берлин Григорий в течение пяти месяцев совершенствовался в знании немецкого языка. Затем, проживая в Потсдаме, он записался в Берлинский университет и сдал экзамены по немецкому и греческому языкам и ивриту. Начиная с мая 1922 г. изучал в основном богословие и восточные языки (иврит, сирийский, арабский, коптский, армянский и греческий). Кроме них овладел еще несколькими языками: немецким, английским, французским и латинским. Знал также русский, старославянский и грузинский языки, а когда позднее оказался в Польше быстро овладел и польским языком. Эта удивительная легкость в изучении языков, их знание давали ему доступ ко всей мировой литературе по теме раннего христианства на Ближнем Востоке, а особенно к той, которая касалась вклада Грузии в развитие раннехристианской письменности. Но больше всего Григория привлекала патрология, которая стала призванием молодого ученого. В 1925 г Григорий закончил учебу в Берлине, получив звание магистра богословия.
В мае 1925 г. Григорий перешел в Боннский университет, где изучал историю религии и совершенствовал знание восточных языков, в основном под руководством известного немецкого востоковеда профессора Хайнриха Гуссена. Тогда он перевел на немецкий язык житие греческого монаха Георгия Агиорита, а также написал к нему предисловие с замечаниями и комментариями.
За очень короткое время он подготовил обширную докторскую диссертацию на тему "История грузинского монашества от его возникновения до 1064 г. К вопросу об истории восточного монашества". Это исследование снискало признание известных европейских ученых.
1927 г. принес важные изменения в жизнь будущего архимандрита. В июле ему предложили место преподавателя грузинского и армянского языков в Боннском университете, а затем приват-доцента этого учебного заведения
Именно там он познакомился с предстоятелем Польской Автокефальной Православной Церкви митрополитом Дионисием (Валединским).
ПРИХОД СВ. НИНЫ
В 1929 г., тогда еще человек светский, Григорий Перадзе организовал вместе с группой верующих грузинский приход св. Нино в Париже. Это стало его самым большим успехом в миссии, порученной ему еще патриархом Амвросием, перед тем как Григорий покинул Грузию. Следует подчеркнуть, что это был единственный православный грузинский приход за пределами страны. Париж стал в этот период главным центром эмигрантов из Грузии и местом пребывания эмигрантского правительства.
Парижский приход не имел постоянного духовника. Вплоть до 1931 г. богослужения совершались нерегулярно. Организатору прихода было предложено стать священником, однако Перадзе отказался. Он еще не был тогда готов принять такое решение. В его душе шла непрекращающаяся борьба между стремлением и дальше заниматься научной работой и потребностью служить Грузинской Православной Церкви и ее прихожанам, став духовником.
Кульминацией длительной внутренней борьбы стала тяжелая болезнь, пришедшаяся на Рождественские праздники 1930 г. Находясь уже на пороге смерти, Григорию было видение, которое помогло ему сделать выбор. Он решил стать монахом и принять священство, возглавить парижский приход. Именно тогда совсем неожиданно перед ним открылась возможность вернуться в страну. Профессор Николай Маар предложил ему место своего ассистента в Ленинградском университете. Также мать Григория была против его священства, опасаясь, что это окончательно закроет ему путь на Родину. Решение, однако, было уже принято.
ПОСВЯЩЕНИЕ В ДУХОВНЫЙ САН
18 апреля 1931 г. в возрасте 32 лет Григорий Перадзе принял монашеские обеты в греческом кафедральном соборе Святая София в Лондоне. Днем позже был рукоположен во иеродиакона, а 25 мая того же года в греческом кафедральном соборе св. Стефана в Париже - во иерея. Он был назначен настоятелем прихода св. Нино в Париже, где 31 мая 1931 г. торжественно отслужил свою первую литургию.
В знак признания заслуг отца Григория в области науки и организации религиозной жизни грузинской эмиграции в Западной Европе, Константинопольский Патриархат 5 января 1934 г. возвел его в сан архимандрита.
ПРИЕЗД В ПОЛЬШУ
Мечтой жизни о. Григория была работа в богословском учебном заведении. Она исполнилась в 1933 г.: митрополит Варшавский и всей Польши Дионисий пригласил его в Варшаву в качестве заместителя профессора патрологии и заместителя руководителя семинарии по этому же предмету на отделение Православного богословия Варшавского университета.
8 мая 1934 г. митрополит Дионисий наградил его митрой. Многое говорит о том, что если бы события развивались иначе, о. Григорий может быть и занял бы, как планировал митрополит Дионисий, почетное место среди иерархии православной Церкви в Польше.
Во время пребывания в Польше архимандрит Григорий полностью отдался научной работе и преподаванию в Университете. Опубликовал много важных работ по патристике, таких как перевод апокрифического послания Дионисия Ареопагита, перевод неизвестного апокрифического Евангелия, происходившего из монофизитских кругов, а также перевод документов, касающихся открытия и текста Синайского кодекса.
Отца Григория очень уважали и студенты - православные и нет, и преподаватели.
Архимандрит Григорий стал неформальным священником грузинской колонии, совершая для нее богослужения в церкви Страстей Христовых в крипте собора св. Марии Магдалины. При этом он снискал уважение грузинской эмигрантской элиты, входившей в Грузинский комитет и Клуб Прометей. Все каникулы, кроме летних, он проводил всегда в парижской церкви св. Нины, где пастырской заботой окружал своих земляков, совершая крестины и венчания, исповедуя и провожая в последний путь. Архимандрит Григорий был также заботливым опекуном Богословского кружка студентов православного отделения. Многим из них он помогал и материально, а в разговорах с ними часто цитировал Отцов Церкви. Своим примером приучал их к систематичной работе.
Бог одарил его исключительным трудолюбием и смирением. В трудные минуты жизни он часто привык повторять слова свт. Иоанна Златоуста: "Слава Богу за всё!"
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ
Приближалась Вторая мировая война. Архимандрит Григорий был приглашен на конгресс византинистов в Алжире, намеченный на октябрь 1939 г. Не имея, однако, гарантии возвращения в Польшу (в связи с напряженным положением в мире) и опасаясь за грузинские рукописи, которые он хотел опубликовать, он не поехал. Не выехал он из Варшавы и 8 сентября 1939 г., когда иностранцы, с согласия окружавших столицу немцев, еще имели возможность покинуть город. Не уехал он и позднее, хотя мог это сделать, поскольку не являлся польским гражданином. Неожиданное начало Второй мировой войны означало для о. Григория разрыв всяческих контактов с миром науки и одиночество. Варшавский Университет был закрыт, а ему самому гитлеровцы предложили читать лекции в Берлине. От этого предложения он отказался.
Архимандрит Григорий исполнял свое христианское призвание - помогать всем нуждающимся. Прежде всего, помогал евреям и вел разъяснительные беседы с теми грузинами, которых немцы хотели принудить к вступлению в свою армию.
Первый раз его пытаются арестовать в январе 1941 г. Руководство Кавказского комитета составило донос, что перед войной о. Георгий был агентом польской разведки. Донос оказался ложным и не выдержал проверки: немцы, имея на руках весь архив польской разведки, легко могли убедиться в ложности обвинения.
АРЕСТ
Второй донос был подготовлен более тщательно. Предатели подбросили в его квартиру фотографии документов, предназначенных для гестапо, а затем донесли, что он является английским шпионом, который сфотографировал для англичан секретные документы. В доносе указывалось также место, где были спрятаны снимки.
Гестапо провело обыск. В квартире священника была найдена фотография секретного документа, одновременно были конфискованы ценные грузинские рукописи, над которыми он работал. 5 мая 1942 г. о. Григорий был арестован.
Арестованного священника посадили в тюрьму Павяк в Варшаве. Несколько дней он провел, как и все вновь поступившие узники, в камере временного содержания в подвальном помещении. Затем его перевели в отделение V, называемое транспортным.
Православная Церковь, несмотря на всю трудность положения, в которой она оказалась в годы войны, предпринимала усилия, направленные на освобождение о. Григория. Помогала ему также продуктами и вещами. Но эти усилия не имели никакого успеха.
Архимандрит Перадзе был перевезен в концентрационный лагерь Освенцим. Произошло это в середине ноября 1942 г. С этого времени и вплоть до смерти священника какие-либо свидетельства о нем отсутствуют.
КОНЧИНА МУЧЕНИКА
Официальные немецкие данные говорят о смерти архимандрита Григория 6 декабря 1942 г. в 16.45 мин. в концентрационном лагере Освенцим, хотя причины ее до сих пор не ясны.
Существуют три версии его смерти. Две первые связаны с Освенцимом, третья - наименее достоверная - с концентрационным лагерем Маутхаузен, куда должны были перевезти узника непосредственно из Павяка.
Первая версия смерти о. Григория говорит о том, что заключенных трех бараков, заселенных преимущественно поляками, выгнали на мороз и сказали, что они будут так стоять до тех пор, пока не сознается тот из них, кто украл хлеб. Тогда о. Григорий добровольно вышел из шеренги и сказал: "Делайте, что считаете нужным", после этого повернулся в сторону заключенных и сказал: "Молитесь за меня". Гитлеровцы хотели затравить священника собаками, но они не тронули его. Тогда его облили бензином и подожгли.
В соответствии со второй версией события происходили так: когда в газовую камеру отправляли очередную партию евреев, о. Григорий добровольно пошел вместо одного из них, который был в отчаянии от участи, грозившей его близким, поскольку он был отцом большого семейства.
(концентрационный лагерь Освенцим)
О смерти о. Григория - не указывая на ее характер - 11 декабря 1942 г. комендант лагеря информировал телеграммой диакона Георгия Беркмана-Каренина. Четыре дня спустя Варшавская Православная Митрополия направила к коменданту письмо с просьбой сообщить дату смерти о. Григория, о его последней воле и обстоятельствах смерти и выслать урну с его прахом. В ответ отдел записи актов гражданского состояния в Освенциме с истинно немецкой пунктуальностью сообщил только о том, что о. Григорий умер 6 декабря 1942 г. в 16.45 минут в Освенциме на ул. Кошарова.
Обе имеющиеся версии свидетельствуют о мученической смерти о. Григория, который своим поведением подтвердил верность ранее сказанному им: "Дорога к победе всегда ведет через тернии и крест".
КАНОНИЗАЦИЯ
Архимандрит Григорий Перадзе был причислен в лике мученика к сонму святых 19 декабря 1995 г. на Соборе Грузинской Православной Церкви. Торжества возглавил Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II. Канонизацию признала Польская Православная Церковь, вписав имя мученика в свои диптихи. Тем самым он стал святым обеих братских православных Церквей. Его мученичество представляет одну из наиболее светлых страниц в истории современного Православия.
В 1998 г. в Варшаве было образовано Братство св. Григория Перадзе, во главе которого встал священник Генрик Папроцкий, уже много лет занимающийся исследованием наследия и жития святого. Архимандрит Григорий стал также патроном организованных в декабре 2002 г. Отделением исследований Восточной Европы Варшавского университета и проходящих ежегодно Международных Кавказоведческих заседаний, а также действующего на территории Грузии Общества врачей польского происхождения им. св. Григория Перадзе.
Молитва
К тебе, ангеле Церкви Иверския, из глубины души моея взываю: Покрый мя святыми твоими молитвами, погаси пламень страстей моих, приведи мя, святый архимандрито, яко заблудшую овцу, к Великому Первосвященнику, содей мя, о священномучениче, ходатайством твоим, жителем Царства Небеснаго, да и аз сподоблюся зрети непреступный Свет, Емуже предстоиши. Утверди мя в вере и вразуми Божественному учению, о достославне Григорие, и ходатайством твоим сподоби мя вечно славити пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Священномученик Елеазар Евпаторийский (Спиридонов), пресвитер
Священномученик священник Елеазар Спиридонов родился в 1874 году в Крыму, в Евпатории, в семье крымских греков. Отец его работал приказчиком на соляных промыслах. С детства он начал петь на клиросе греческой церкви в Евпатории. Юношей он получил от греческой общины подарок – прихожане собрали деньги, чтобы он смог совершить паломничество в Иерусалим.
Духовным отцом Елеазара Спиридонова был известный в Евпатории священник Иаков Чипурин, служивший в Свято-Никольском соборе, который он сам построил на свои средства.
В 1899 году Елеазар Спиридонов был рукоположен во священника. Служил в Таврической губернии, преподавал в церковно-приходской школе в Евпатории. На скопленные за 12 лет служения средства отец Елеазар купил в губернии 15 десятин земли, завел двух коров. Однако вскоре произошла революция, и было объявлено о перераспределении земли и другой собственности, тогда священник предложил местным крестьянам забрать у него коров и земельный участок. Лишившись этого имущества, отец Елеазар перебрался в город, в Евпатории он стал служить в церкви Илии пророка. Церковь была построена на деньги греческой общины и судовладельца П. Е. Давыдова, который руководил строительством. В 1920 г. был сильный голод, умерли многие родственники отца Елеазара.
Прихожане любили отца Елеазара за добрый и мягкий нрав, за кротость и бессребреничество. Сердечная доброта, искренняя расположенность ко всем, рождали вокруг него атмосферу любви и взаимопонимания. Убежденный трезвенник, он не пил вина и в доме его не держал, подавая тем самым пример своей пастве. Несмотря на стесненные обстоятельства, отец Елеазар принимал у себя всех нуждающихся. В его семье жили две монахини из разоренного Космо-Дамиановского монастыря. Большевики подселили батюшке двух солдат, он их безропотно принял и кормил за свой счет.
(храм илии пророка в Евпатории)
После революции быстро и страшно менялась жизнь. Случалось, что во время богослужения подстрекаемая властями молодежь била окна. Священника постоянно вызывали для допросов. От него требовали сотрудничества с властью, угрожали репрессиями, ели не отречется от сана, требовали не появляться в городе в рясе. Отец Елеазар отказался доносить на прихожан и снять рясу: «Я священник и буду ходить в подобающей моему сану одежде». Рясу с него сняли только после ареста.
Поводом к аресту послужило письмо греческой общины Ильинской церкви к греческому консулу. Письмо было отправлено по благословению отца Елеазара, в нем говорилось о разорении церкви и притеснениях общины. Других членов общины, как греческих подданных, арестовать не решились, а взяли подписку о невыезде. Каждого прихожанина подвергли многочисленным допросам, пытаясь получить от них показания на их священника. Но члены общины держались мужественно. Несмотря на угрозы следователя, виновными себя не признали и показаний на своего священника не дали.
Поводом для вынесения приговора священнику стали книги, которые были изъяты из церкви, в которой отец Елеазар служил. Священника поместили в городскую тюрьму в Симферополе. Из обвинительного акта: «Подвергнув проверке литературу, изъятую при обыске в греческой церкви г.Евпатории, нашли в ней элементы монархической пропаганды». В 1936 г. умер Константинопольский Патриарх, и, разумеется, в Ильинском храме была отслужена панихида, на этом основании отца Елеазара обвинили в том, что он «служил панихиды за иностранных подданных и о врагах Советского Союза, проживающих за границей
Вместе с отцом Елеазаром были осуждены другие члены общины, так как отказались дать показания против своего священника. В июле 1937 года отца Елеазара приговорили к 5 годам в исправительно-трудовом лагере на Колыме. Он проработал Колымских рудниках меньше 5 месяцев, скончавшись 6 декабря 1937 года в возрасте 64 лет.
В 1998 году был прославлен к местному почитанию решением Священного Синода Украинской Православной Церкви, с установлением памяти в день кончины. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года, по представлению Украинской Православной Церкви, внес имя иерея Елеазара Спиридонова в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Стал чтиться как небесный покровитель Евпатории.
Тропарь
глас 4
Днесь благоверние людие, / сошедшеся восхвалим / добраго сего священномученика и страдальца Елеазара, / сей бо, укрепляемь силою Божиею, / душу свою положил за Христа, / много пострадав от безбожных властей, / сего ради от Господа венец прият, / и ныне предстоит Ему и молится о граде сем / и о всех нас, чтущих память его.
Кондак
глас 4
Яко многосветлая звезда, / днесь во граде Евпатории возсиял еси, отче, / веры ради пострадал еси, / Христовым стопам последовати усердно возжелел еси, / и честною смертию своею поборников веры низложил еси. / Темже вопием ти: / спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти: / радуйся, священномучениче Елеазаре, отче наш.
Преподобный Исхирион Скитский, епископ, пустынник
Об этом египетском подвижнике известно только, что он был епископом и подвизался в пустыни к югу от Нитрийской горы.
Преподобный Трудо (Trudo), игумен
По происхождению франк. Монах у преподобного Ремакля, он был рукоположен святым Хлодульфом (Clodulphus), епископом Мецким. На землях неподалёку от Лувена (Louvain, ныне Бельгия), принадлежавших его семье, Трудо организовал около 660 года монастырь, впоследствии названный Сент-Тронд. Его именуют апостолом Хесбании (лат. Hesbania, нем. Hespengau, фр. Hesbaye), где он обращал язычников ко Христу.
Святитель Дионисий I Мудрый (греч. Πατριάρχης Διονύσιος Α΄), патриарх Константинопольский
(Святитель Дионисий I Мудрый (греч. Πατριάρχης Διονύσιος Α΄), патриарх Константинопольский, это единственное изображение, которое удалось отыскать на греческих сайтах)
Был родом из Димицаны на Пелопоннесе. В детстве он побывал в плену у турок в Адрианополе, но дворянин Кирици освбодил его.
Дионисий принял монашество в Константинопольском монастыре Магганон где преуспевал в благочестии под водительством святителя Марка Евгеника, который рукоположил его во диакона, а затем во пресвитера. В 1455 году Константинопольский патриарх Геннадий Схоларий рукоположил его во митрополита Филиппопольского.
В 1466 году Константинопольский патриарший престол сделался предметом интриг митрополита Трапезундского Симеона, который уплатил 2000 золотых министрам султана за что те приказали Константинопольскому Синоду сместить патриарха Марка и возвести на престол Симеона. Узнав об этой сделке, мачеха султана Мехмета II православная христианка Мара Бранкович, отдав султану еще 2000 золотых, убедила его возвести на престол отличавшегося святостью своей жизни владыку Дионисия. В январе 1467 года митрополит Дионисий взошел на Константинопольский патриарший престол и управлял паствой до 1472 года находясь под покровительством Мары. При этом, видимо, святейший владыка продолжал непосредственно управлять и своей Филиппопольской кафедрой.
В 1470 году патриарх принял под свой омофор возвратившегося из унии в Православие Киевско-Литовского митрополита Григория. Так как русская митрополия Северо-Восточной Руси со времён святителя Ионы обособилась от Константинопольской Церкви, Григорий явился единственным русским митрополитом в ведении Царьградского престола и патриарх признал его законным Всероссийским митрополитом. Неясно, принял ли патриарх богатые дары, поднесённые ему по этому поводу Григорием. Однако, известно послание патриарха Дионисия, в котором он высказывается за единство Всероссийской кафедры, а во главе её определяет Григория - «митрополита истинного правого по всей Руской земли». Патриарх заявил, что «великая зборная наша церковь не имает, а ни держит, а ни именует за митрополитов» Иону Московского и его преемников. Послы патриарха были посланы в Литву, Москву и Новгород, но в последних двух землях они не имели успеха, а великий князь Московский Иоанн III даже объявил от лица создванного им собора патриарха Дионисия "чюжа и отреченна".
Низложенный Симеон не отступался от амбиции завладеть престолом. Он оклеветал патриарха Дионисия, обвинив его в отречении от веры и принятия мусульманского обрезания во время пленения в Адрианополе. Святитель доказал свою чистоту тем что обнажился перед судом Синода, перед глазами иерархов и мирян, и "все убедились в его невинности и девственности..., ибо в нем не было признаков плоти." Однако Синод все же низложил его и Дионисий удалился в монастырь Богородицы Эйкосифиниссы в Драме Македонской. После пребывания на патриаршем престоле во второй раз с 1488 по 1490 год, святитель снова вернулся в этот монастырь, где и скончался в 1492 году.
Служба и канон в честь святителю Дионисию была составлена его современником, Мануилом Коринфянином, Великим Ретором Великой Церкви. Другой канон был составлен протосинкеллом Хрисанфом Ксанфским. В Драмском монастыре Эйкосифиниссы святителя почитают вторым основателем обители.