Мученик Георгий Янинский
Мученик Георгий Янинский, Новый (Иоаннинский) († 1838), родился в 1808 г. в дер. Дзурфли или Дзурали в епархии г. Гревена в бедной крестьянской семье.
Рано осиротев, Георгий долго скитался по Эпиру в поисках работы. В возрасте 22 лет он был взят конюхом к жившему в Янине одному из военачальников Имин-паши. В 1836 г. вместе с хозяином переехал в Парамитью. Там он был оклеветан турком из Янины, рассказавшим, что Георгий якобы принял ислам, затем вернулся в христианскую веру. На суде Георгий сумел доказать ложность этого обвинения. Вскоре он вступил в брак с христианкой по имени Елена и продолжил служить конюхом у высокопоставленных турецких чиновников в Янине и Фильятесе. В дек. 1837 г. у Георгия родился сын, которого назвали Иоанном.
12 янв. 1838 г., когда Георгий шел по рынку Яли-Кафене в квартале Платуна, турок, который прежде оклеветал его и желал отомстить, вместе с кадием Булубашем схватил его и стал обличать в отступничестве от мусульманства. Вокруг них собралась толпа турок, но бывшие на рынке христиане попытались заступиться за Георгия. Напротив этого места находилась резиденция Дауд-паши, главного янинского военачальника, который, видя начавшиеся беспорядки, велел кадию Булубашу до суда заключить Георгия в тюрьму.
Георгию предлагали деньги и различные блага, если он примет ислам, но он был непреклонен. Обеспокоенные его судьбой христиане хотели подкупить стражников, но Георгий отказался бежать из тюрьмы. Турки подвергли его жестоким пыткам. 15 января его привели в суд, где поставили перед выбором: принять ислам или умереть. Георгий без колебаний выбрал последнее. Видя его мужество, кадий пожелал освободить Георгия, но под давлением Кехайя-бея был вынужден вынести смертный приговор.
В тот момент, когда кадий подписывал приговор, сверкнула молния, грянул гром и забурлили воды Янинского оз. (Памвотиды). Христиане предприняли последнюю попытку освободить его. Янинский митр. Иоаким Хиосец (впоследствии Константинопольский Патриарх Иоаким II), епископы Арты и Гревены вместе с горожанами Янины пришли к везиру и просили отпустить Георгия. Но везир отказал им.
17 января мученика привели к главным воротам городской крепости, называемым Курманион, и казнили через повешение. Тело оставалось на виселице в течение 3 дней, ночью над головой Георгия появлялся светящийся венец, что вызывало ужас у турок. Из-за того, что больные получали исцеление от прикосновения к одежде Георгия, турки попытались сжечь тело, но оно оставалось невредимым. По просьбе христиан города тело новомученика было отдано Мустафа-пашой Янинскому митр. Иоакиму и похоронено около алтаря митрополичьего собора во имя святого Афанасия. От гробницы Георгия происходили многочисленные чудеса и исцеления. Впоследствии над ней была сооружена часовня. Перед второй мировой войной гробница новомученика слезоточила.
(Св. Георгий Новый, Янинский и его преставление. Икона. Эпир. Греция. 1838 г.)
Янинский митрополит Иоаким составил в честь Георгия последование. В 1839 г. его преемник, митрополит Иоанникий, отправил в Константинополь Житие и чудеса Георгия, составленные 2 епископами, Леонтием Велласким, Серафимом Перистерийским, и 30 жителями Янины. В 1839 г., при патриархе Григории VI, Синод Константинопольской Церкви установил общецерковное почитание Георгия, который считается покровителем Янины. 26 окт. 1971 г. мощи Георгия были перенесены в храм, освященный в честь новомученика, и помещены в драгоценной раке.
В настоящее время частицы мощей святого находятся в различных городах Греции, в т. ч. в храме Димитрия Солунского в Фессалонике и в монастыре святого Дионисия на Афоне.
Святой благоверный грузинский царь Димитрий Самопожертвователь
Димитрий (Деметре II) Тавдадебули (1258 — 1289). Грузинский царь, прозвище которого было дано ему после смерти и означает «пожертвовавший собой».
В русский церковный календарь он вошёл под наименованием «самопожертвователь» (не вполне разумный неологизм, точнее было бы «пожертвовавший собой». Более же точно было бы перевести «страстотерпец», потому что в русской православной традиции именно так называют правителей, которые были замучены не потому, что перед ними стоял выбор: отречься от Христа или погибнуть, а потому что перед ними был выбор: спасти себя или своих подданных. В светской истории Грузии на русском языке его назвали «Самоотверженный».
Грузия была захвачена монголами так же, как и Русь. Как и Русь, Грузия показалась монголам недостаточно богатой, чтобы держать там свою администрацию (как в Китае). Царей Грузии оставили на троне с условием выплаты дани. Правда, северные и южные регионы страны от неё всё-таки отрезали. Спустя три четверти тысячелетия точно так же поступила Россия, отрезав от Грузии Аланию на севере и Абхазию на юго-западе. Кроме того, Грузия оказалась на стыке двух монгольских государств, потому что нойон Аргун, захвативший Грузию и Иран, отказался подчиняться Золотой Орде. Но традиции были одни, впоследствии продолженные Россией: управлять лучше всего запугиванием и стравливанием. Поэтому в 1255 году, когда Димитрию было семь лет, нойон утвердил сразу двух Давидов, двоюродных братьев, правителями Грузии. Один из них вскоре поднял восстание, потерпел поражение и бежал. Второй — отец Димитрия — поднял восстание и был разбит в 1260 году, но укрылся в Западной Грузии. Его жену Гванцу и Димитрия хан Хулагу взял в заложники, и Гванца вскоре умерла.
В 1264 г. Хулагу начал войну со старшим сыном Батыя, ханом Берке, который считался главным среди чингизидов. Давид помог Хулагу в сражении с Берке, а тот оставил его править Восточной Грузией и Арменией. Впрочем, правление было нерадостное, слишком много сил тратилось на защиту Грузии от монголов, шедших с севера. Монголы же южные, персидские поощряли грузинских князей не подчиняться царю, так что тот оказывался правителем почти без подданных. Десятки тысяч грузин были призваны монголами в армию, которая пыталась завоевать Египет. Царём Димитрий стал в 1270 году, после смерти отца. Он женился на дочери правителя Южной Грузии Нателе, у них родился сын Георгий, вошедший в историю как «Брцкинвале», «Блистательный». В 1288 году новый хан, Аргун II, раскрыл заговор против себя, заподозрил Димитрия в соучастии и приказал явиться ко двору. Димитрий созвал совет из приближённых, «дарбаз», который советовал ему не повиноваться и бежать в горы. Патриарх советовал ехать к хану. Довольно часто случалось, что заподозренные князья оставались в живых. Вот если бы Димитрий не поехал к хану, последовал бы набег на Грузию. В таком же положении оказывались и многие русские князья XIII-XIV вв., из которых несколько были казнены в Орде (в Сарае на Волге) и почитаются святыми (самый известный — Михаил Тверской). Димитрий решил ехать в ставку хана, находившуюся в Муганской степи; вместе с ним поехал католикос, сын Давид, несколько придворных. Очевидно, какая-то слабая надежда на милость хана была. Описывая гибель царя, легенды разногласят. Одна утверждает, что, когда хан отправил Димитрия в тюрьму, придворные уговаривали царя бежать, а он отказался.
Другая говорит, что после казни Димитрия произошло солнечное затмение, так напугавшее хана, что он отменил набег на Грузию. Легенды преувеличивают политическое значение происшедшего, но это преувеличение помогает понять значение нравственное. В эпоху и в стране, где честь всегда понималась как честь воинская, проявляющаяся в личном умении убить, победить, не сдаться, вдруг то в Чехии, то на Руси, то в Грузии люди начинали почитать того, кто, на первый взгляд, сдался. Такое почитание есть победа не над насилием, а над верой в насилие, но это ещё важнее. Оказывается, что у всякого политического вопроса есть духовное измерение, а точнее, — что политика лишь искажённая и усечённая проекция личного выбора человека, как ни пытаются доказать, что человек есть производное от политики. Плохие политики жертвуют своими подданными или избирателями, своей Родиной ради своей жизни, своего самолюбия. Давид поступил наоборот.
Тело царя было отвезено на родину, покоится в Мцхета, в соборе Светицховели.
Святитель Кедд Ластингемский (Cedd, Cedda), епископ
Память 7 января (Греч., Амер.), 26 октября (Кельт. и Брит.)
Родился в английской семье, жившей в Нортумбрии. Служению Господу посвятили себя его брат святой Чед (Caedda), а также братья Сайнибилл (Cynibill) и Кэлин (Caelin), ставшие священниками. Вместе с Чедом он был взят на обучение в Линдисфарн во времена св. Айдана.
В 653 году он вместе с четырьмя священниками был послан Освием (Oswiu), королём Нортумбрии, просвещать жителей Средней Англии по просьбе их старейшины Пэды (Peada). Вскоре он был отозван назад и послан с такой же миссией в Эссекс помогать Сигеберту (Sigeberht), королю восточных саксов обращать его народ ко Христу.
Там он был хиротонисан во епископа и основал многие церкви и монастыри, в частности, монастыри Тилбури (Tilbury) и Итанчестер (Ithancester). По случаю он оказался в родной Нортумбрии, и там. по требованию Этельвальда (Aethelwald) основал монастырь Лестинго (Laestingaeu), ныне именуемый Ластингем (Lastingham), в Йоркшире. Он стал первым настоятелем этого монастыря, не оставляя епископских обязанностей.
На соборе в Уитби (Whitby), как и св. Кутберт Линдисфарнский, он, хотя и был кельтом по воспитанию, принял римскую пасхалию. Сразу после собора он посетил Ластингем, где 26 октября 664 года скончался от чумы.
Флоренций Вустерский (Florence of Worcester) и Уильям Мальмсберийский (William of Malmesbury) впоследствии именовали его вторым епископом Лондонским, но св. Беда Достопочтенный, фактически его современник, никогда не называл его этим титулом.
Святитель Эта Хексхэмский и Линдисфарнский, епископ, игумен
(Святители Саксонские, епископы Хексэма (слева-направо): Алчмонд, Эта и Уилфрид (Alchmund, Eata and Wilfrid))
В юном возрасте поступил в знаменитый Линдисфарнский монастырь, где в то время был игуменом свт. Айдан Линдисфарнский. Позже он стал настоятелем этого монастыря, бывшего духовным центром края в то время, когда в после чумы 664 года в Линдисфарне не было своего епископа (при свт. Вильфриде Йоркском). Одним из его послушников был и будущий свт. Кутберт Линдисфарнский.
В 651 году его избирают игуменом монастыря в Мелрозе, и тогда же он основывает новый монастырь в Рипоне, ныне Йоркшир. В 664 году он участвует в Соборе в Уитби, где было принято решение перейти с кельтского богослужение на римское.
В 678 архиеп. Феодор Кентерберийский ставит его епископом Берникии, включавшей в себя два диоцеза: Хексхэмскую и Линдисфарнскую епархии.
Свт. Эта был епископом Линдисфарнским с 678 по 685, когда он уступил это место своему ученику и сподвижнику, свт. Кутберту. С 685 до своей смерти свт. Эта был первым еписком Хехсхэмским.
Свт. Беда Достопочтенный называет свт. Эту "добрейшим и простейшим из людей". По примеру своего наставника, свт. Айдана, свт. Эта был одновременно игуменом монастыря и епископом. Так пошло на Британских островах еще со времен свт. Августина Кентерберийского, которому такой устав завещал св. папа Григорий Двоеслов:
"Ты, брат, согласно монашескому правилу живешь вместе со своим клиром в церкви англов, обращенных промыслом Господа к вере; поэтому тебе лучше следовать правилам отцов наших, принятым в древней церкви: никто из них ничем не владел отдельно, но все вещи у них были общими".
Скончался 26 октября 686 года, по-видимому, от дизентерии, и был похоронен в Свято-Андреевском Хексхэмском монастыре.