Блаженная Сидония

Иудейка из грузинской Мцхеты, сестра раввина Елеазара.
Услышав о Господе Иисусе, она от всего сердца поверила в Него как во Христа и Спасителя мира. Когда ее брат вместе отправлялся в Иерусалим, она умоляла его привезти со Святой Земли какую-нибудь вещь, принадлежащую Христу. Елеазар, ставший свидетелем распятия Спасителя, купил Его Хитон у одного из воинов-совершителей казни и привез его во Мцхету. Святая Сидония встретила брата у ворот. Он рассказал ей, что произошло на Голгофе, и отдал Хитон. Сидония прижала Хитон к груди и от великой скорби о крестных страданиях Спасителя и великой благодати, исходящей от Хитона Господня, бездыханная упала на землю.
Память и почитание
Весь город собрался возле мертвой девы. Царь Амазаер (Адарнас) узнал о случившемся и захотел взять Хитон, чтобы самому облечься в него. Но никакая сила не могла разжать рук мертвой девушки. Ее погребли в царском саду вместе с Хитоном на груди. На этом месте вырос могучий кедр, который покрыл могилу Сидонии своими корнями. Дерево считалось целительным и пользовалось благоговейным почитанием народа, хотя многие забыли о том, что покоилось под ним. После пришествия в Грузию святой Нины с проповедью Христа в начале IV века, от чудесного кедра над могилой святой было явлено множество чудес и на этом месте был построен первый православный храм страны - в будущем главный собор Грузинской Церкви - Светицховели.
На иконах святую Сидонию изображают держащей в объятиях Хитон Господень. На образе Слава Грузинской Церкви её тело показано лежащим под Животворящим Столпом (Светцховели) с Христовым Хитоном на груди.
Собор Светицховели, где хранится Хитон, это сердце Грузинской Церкви, закованное в камень и гранит. Имя «Сидония» на финикийском языке значит «рыба». Рыба – символ христианина, так как в воде, при крещении, человек получает вечную жизнь.
Сидония стала первой христианкой Грузии. Не видя Христа, она полюбила Его всей душой, как одна из жен-мироносиц, и мысленно следовала за ним, как Мария Магдалина. Когда она услышала страшную весть о казни Христа, то ее любовь превратилась в страдание и боль, и она упала мертвой на землю, как лань, пронзенная стрелой охотника в самое сердце. Ее грудь стала священным престолом Хитона Господня. Так в древней Церкви в темницах на груди мучеников узники-христиане совершали литургию. Существует предание, что во время Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа Сидония выйдет Ему навстречу, держа в руках Хитон, как свидетельство своей вечной любви
Святитель Мелхиседек I, католикос-патриарх всея Грузии

Происходил из знатной семьи. Был воспитан грузинским царем Багратом III. По кончине католикоса-патриарха Симеона III, в 1010 году стал предстоятелем Грузинской Православной Церкви. Пользовался значительным влиянием при грузинском дворе при царях Баграте III, Георгии I и Баграте IV, будучи в то же время близким к Восточно-Римскому двору и поддерживая отношения с императорами Василием Болгаробойцей, Константином VIII и Романом Аргиром. Часто посещал Константинополь.
Однажды, когда католикос был в Царьграде в составе посольства возглавляемого грузинской царицей Мариам, он обратился к императору с просьбой о восстановлении Мцхетского патриаршего собора Светицховели. В этой связи при святом католикосе Мелхиседеке собор Светицховели был перестроен и принял те величественные пропорции, которые сохранялись на начало XXI века. В "Завещании Мелхиседека," где первосвятитель описывает свои патриаршеские труды, он перечисляет свои пожертвования Мцхетскому собору Светицховели: золотые, серебряные, мозаичные иконы, богослужебную утварь, рукописи (в т.ч. рукопись Жития Андрея Юродивого, подаренную католикосу его дядей), "монастыри и села." По просьбе католикоса-патриарха царь Баграт освободил принадлежавшие Светицховели деревни от податей, что было закреплено грамотой. Забота патриарха Мелхиседека о Светицховели также видна в том, что в "Завещании" им перечислены дары сделанные для собора царем Багратом и Восточно-Римскими императорами; здесь же отмечено что тбилисский эмир Али освободил Светицховели от уплаты налога на овец, лошадей и вино.
По указу католикоса Мелхиседека был также расширен и обновлен другой храм Мцхеты - Самтаврский Преображенский.
При католикосе-патриархе Мелхиседеке благодаря Грузинской Церкви Православие твёрже укреплялось в горах Кавказа. Свидетельством этому служат датируемые этим периодом храмы с грузинской эпиграфикой в Датуне (Дагестан) и Тхаба-Ерды (Ингушетия). Известна надпись Мелхиседека из церкви в Тхаба-Ерды: "Господи, возвеличь патриарха всего Востока Мелхиседека, аминь."
Католикос-патриарх Мелхиседек сошёл с предстоятельского престола в 1033 году. Вероятно скончался в том же году.
Память и почитание
В новейшее время особое внимание стало уделяться католикосу-патриарху Мелхиседеку I в связи с тем, что надпись в храме Пархали - старейший текст называющий Грузинского предстоятеля не только католикосом, но и "патриархом Картли и всего Востока," - была отнесена к времени его служения. Из-за этого некоторое время он считался первым Грузинским патриархом и первым предстоятелем объединённой Грузинской Церкви. Однако, к началу XXI века принятая датировка пархальской надписи на основе палеографии и отчасти лексико-грамматических характеристик была передвинута назад, и католикос-патриарх Мелхиседек I стал считаться третьим в ряду Грузинских патриархов.
Был причислен к лику святых Грузинской Православной Церковью 17 октября 2002 года.
Мученики Вериссим, Максима и Иулия Лиссабонские или Олисипонские
Вериссим (Verissimus, Вериссимо), Максима (Maxima) и Иулия (Iulia, Жулия) считаются одними из первых мучеников, пострадавших в Лиссабоне за Христианскую веру. На сестер и брата донесли, что они не приносили жертв к идолам, что было в то время обязательно.
Вериссимо и его сестры без ропота вынесли изощренные пытки, которым были подвергнуты: несколько дней в темнице без окон, без воды и пищи; терзание скорпионами, каленым железом — ничто не могло обратить непокорных, и заставить поклониться идолам. В назидание другим мучеников привязали за ноги к собачьим хвостам и гнали свору по всему городу. Несломленных мучеников обезглавили.
Их не удостоили погребения: бросили тела на съедение псам. Поскольку животные не притрагивались к ним, к останкам привязали камни, и бросили их в реку Тагус (совр. Тежо).
Чудесным образом тела Вериссима, Иулии и Максимы вынесло на берег близ другой христианской общины, которая и произвела захоронение со всеми почестями.
Место, где были похоронены мученики, после освобождения христианства получило название «Сантуш», по велению короля Афонсу I там была возведена церковь.
При сыне его, короле Саншу, на месте почитания Лиссабонских мучеников образовался монастырь.
Сегодня там находится Национальный Музей Старинного Искусства.
Святитель Ремигий, епископ Реймса, "апостол франков"

Родился в 437 году, его рождение было предсказано его престарелым родителям святым отшельником по имени Монтан. В молодости мальчик-дворянин успешно изучал светские и божественные науки, затем он ушел в маленький дом около Лаона, чтобы вести одинокую жизнь. Его жизнь была столь свята, что как только освободилось место епископа в Реймсе, духовенство и народ города пришли к нему, чтобы изъять его из уединения и провозгласить епископом, несмотря на то, что ему было только 22 года.
Молодой прелат стал скоро наиболее знаменитым деятелем Бельгии и севера Галлии. Своей горячей проповедью он обращал язычников и приводил еретиков-ариан к раскаянию. Он создавал епархии, поставлял священников и вдохновлял жителей этих регионов, опустошённых недавними варварскими вторжениями, на любовь к врагам, на бескорыстие и желание небесных благ. Везде, где он проповедовал, являлись многочисленные чудеса, дабы подтверждать правду его учения. Во время трапез прилетали птицы и кормились с его рук. Он исцелял больных, отчитывал одержимых; и однажды, когда в городе начался пожар, он бросился в пламя и заставил его отступить.
В те годы, когда римский Запад агонизировал под вторжениями варварских народов, Юг Галлии был занят визиготами и бургундцами, сторонниками арианства; берега Рейна - аламанами; север - франками, остававшимися язычниками. После смерти своего отца Хильдериха в 482 году Хлодвиг I, которому было только 15 лет, стал во главе суровых воинственных франков. Он был еще идолопоклонником, но восхищался монахами и выражал большое почтение православным епископам, в особенности Ремигию, чьим разумным советам он следовал. В 493 году он женился на святой Клотильде, которая оказала на него благотворное влияние.
Столкнувшись с аламанами в битве при Тольбиаке, войска Хлодвига отступили. Правитель обратился тогда к Богу Клотильды и Ремигия и одержал яркую победу. Исполняя свой обет, он решился на обращение в их веру и попросил у святого Ремигия обучить его основам этой веры. Внимая епископу, который ему описывал события, сопровождавшие Страсти Христа, благородный воин воскликнул: "Эх, почему я не был там с моими франками, чтобы освободить Его!".

(Базилика Святого Ремигия (фр. Basilique Saint-Remi), Реймс, Франция)
Двумя годами позже (25 декабря 498 или 499 года) Хлодвиг I пригласил всех знатных людей как из своего королевства, так и из-за его пределов, чтобы те присутствовали на его крещении в Реймсе. В ночь, предшествующую таинству, Святой Ремигий привёл короля и его свиту в храм, чтобы произнести перед ними краткую речь о тщетности веры в языческих богов и о великих тайнах христианской религии. Тогда храм вдруг наполнился светом и небесным ароматом, и раздался голос свыше: "Да будет мир вам!" Во время погружения короля в воды нового рождения Ремигий сказал ему: "Склони голову, гордый Сикамбр, возлюби то, что ты сжег, и сожги то, что ты обожал". Но во время помазания новокрещёного святым миром Иерарх заметил, что мира недостаточно. Тогда он поднял глаза к небу, прося Бога о помощи, и белый голубь спустился от неба, неся сткляницу, полную чудесной жидкости. Две сестры правителя и ещё три тысячи человек крестились вместе с Хлодвигом, отметив окончательную обращение ко Господу этого варварского народа и рождение христианской французской нации. Под духовным руководством святого Ремигия Хлодвиг I, этот новый Константин, продолжил впоследствии унификацию варварского и галло-римского народонаселения в Галлии и утвердил свой народ в истинной вере.

(Базилика Святого Ремигия (фр. Basilique Saint-Remi), могила свт. Ремигия)
Достигнув преклонного возраста, святой Ремигий ослеп, но по его настойчивой молитве и надежде был чудесно исцелён и, отслужив в последний раз Божественную Литургию, с миром почил в 533 году.
Преподобный Баво или Бавон Гарлемский
В молодые годы проводил время в разбое и грабежах. Он возглавлял шайку буйных рыцарей и наводил ужас на обширный район, где как раз в это время подвизался свт. Аманд Маастрихтский. Епископу удалось обратить разбойника, который с тех пор стал его ближайшим другом и сподвижником. Его пример послужил к обращению множества людей, в том числе членов его шайки. Прп. Бавон пожертвовал награбленное добро на устройство монастыря, в котором принял постриг и предался умерщвлению своих страстей с таким же жаром, с каким прежде служил этим страстям. Впоследствии он ушел в строжайший затвор и еще при жизни прославился многочисленными чудотворениями.

(Святые, в земле Бельгийской просиявшие. На иконе - в нижнем ряду крайний слева)
Преподобный Иоанн Кукузель, Афонский

(Прп. Иоанн Кукузель. Фреска, зографы Корчинские братья Константин и Афанасий, 1744 г., Арденицкий Богородице-Рождественский монастырь)
Память 1 октября, в Соборах Болгарских святых и Афонских преподобных
Родился в Диррахии (ныне Дуррес, Албания). В детстве, оставшись сиротой, поступил в придворную константинопольскую школу. По чрезвычайно нежному голосу, по миловидности и отличным дарованиям, обратил на себя внимание императора и двора, скоро опередил всех школьных своих товарищей и наконец сделался единственным придворным певцом. Юного Иоанна осыпали ласками, лелеяли за трогательное его пение и скромность, но сердце его при всем этом томилось неизъяснимым для него чувством тайной скорби и пренебрежения ко всем удовольствиям жизни. Страдания его умножились, когда проведал он, что император думает принудить его ко вступлению в брак. Мысль, что ради временных наслаждений жизни можно потерять радости Царствия Божия, до того тревожила его, что он решился бежать и скрыться в какой-нибудь отдаленной пустыни.
Когда со Святой Горы Афонской прибыл в Константинополь по монастырским делам лаврский игумен, Иоанн открыл ему свои намерения. Когда старец благословил их, Иоанн, вслед почти за ним, скрылся из столицы и в виде странника явился на Святую Гору, у Лаврской Порты. Назвавшись пастухом, он был принят в братию, пострижен в монашество, и определен пасти на горных пажитях монастырское стадо. Любимым его занятием стало богомыслие и молитва.
Между тем, император, узнав о бегстве любимца, крайне огорчился и послал нарочных для отыскания певца, но Иоанн остался в совершенной неизвестности. Но однажды, думая что никто не слышит его, Иоанн начал петь Божественные песни-молитвы, которые сам составлял. Один пустынник, таившийся близ него в дикой трещине скалы, подслушивал его. Звуки растрогали отшельника до слез, и вдобавок он обнаружил что животные также окружили своего пастуха, неподвижно стояли пред ним и не сводили с него глаз. Пустынник отправился в Лавру и известил игумена о дивном пастухе и его пении. Иоанн был вызван из сокровенной пустыни и, нехотя, открылся игумену. По слезной просьбе скромного Иоанна настоятель оставил его при прежнем послушании. При этом, боясь царя, игумен отправился в Константинополь и испросил у государя позволения Кукузелю остаться в обители.
С той поры Иоанн остался спокоен - он выстроил себе келью с церковью во имя Архангелов и, уединяясь там шесть дней, в воскресенье и другие праздники приходил в собор, становился на правый клирос и умилительно пел в числе других певцов.
Однажды, пропев в субботу акафист, после бдения, он сел в форму - так называются братские седалища - напротив иконы Богоматери, пред которой читался акафист, и уснул. Вдруг он услышал кроткий голос: "Радуйся, Иоанн!" и увидел стоящую в сиянии небесного света Богородицу. "Пой и не переставай петь. Я за это не оставлю тебя" сказала Она, и, положив в руку Иоанна червонец, стала невидима. Потрясенный чувством невыразимой радости, Иоанн проснулся и увидел, что действительно в правой его руке лежит червонец (златница). В благодарность умиленный подвижник привесил червонец к Богоматерней иконе, и впоследствии поразительные чудеса совершались от иконы и от самой златницы.
С тех пор Иоанн усерднее прежнего начал проходить клиросное послушание. От его подвигов и стояний, ноги его отекли, на них открылись раны и завелись черви. Вскоре ему, как и прежде, в тонком сне, явилась Богоматерь и тихо произнесла: "Будь отныне здрав!" Раны исчезли, и признательный Иоанн остаток дней своих провел в подвигах созерцательной жизни.

Он удостоился провидеть час и день своей кончины. Умилительно простился он с собравшейся к нему братией и, заповедав похоронить свое тело в Архангельской, созданной им, церкви, с улыбкой на устах отошел ко Господу. Случилось это около 1341 года.
Преподобный Григорий доместик, Глики́с (Глика, греч. Γρηγόριος ο Δομέστικος, Γλυκύς]), иеромонах, византийский мелург, доместик
Память 1 октября (Греч.) и в Соборе Афонских преподобных
Вероятнее всего, согласно указаниям в рукописях, он был доместиком церкви св. Апостолов в Константинополе, а не служил в Великой церкви. В наиболее ранней рукописи он упоминается как «Григорий Гликис, иеромонах, доместик», но в более поздних его называют только «Григорий доместик» и реже «Григорий Глика». Некоторые исследователи считают, что Григория называли также Григорием Кукузелем, уподобляя его прп. Иоанну Кукузелю.
В некоторых рукописях песнопения, которые приписываются Григорию доместику, надписаны именем Григорий Агиорит (напр., стихира вмц. Анастасии Узорешительнице «Живоноснаго Воскресения тезоимените» 4-го гласа) по той причине, что Григорий доместик подвизался в Великой Лавре на Афоне во время патриаршества Каллиста I. По преданию, когда Каллист I в первый раз занял Константинопольскую кафедру (1350-1353), он направил на Афон постановление петь на литургии свт. Василия Великого вместо «Достойно есть» «О Тебе радуется», но его преемник свт. Филофей Коккин отменил это нововведение, из-за чего на Афоне возникли разногласия. Во время второго пребывания на патриаршем престоле (1355-1363) Каллист возобновил свое постановление.
Григорию доместику приписывается сочинение мелоса «О Тебе радуется» 4-го плагального гласа с обозначением «древний» (ἀρχαῖον). Согласно преданию, накануне Богоявления Григорий спел «О Тебе радуется» и позже увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая поблагодарила его за песнопение в Ее честь и подарила золотую монету. С тех пор утвердилось правило петь «О Тебе радуется» вместо «Достойно есть».
Деятельность Григория доместика в качестве мелурга относится к периоду расцвета калофонического пения. Наиболее часто в рукописях встречаются его калофонические стихи полиелея λατρινός «Раби Господа» 1-го гласа, стихи полиелея Николая Кукумы 1-го гласа, а также полиелея Халивуриса (Χαλιβούρης) 1-го плагального гласа.
Также он составил мелосы:
• антифонов на Богородичные и Господские праздники «Слово благо» (Пс 44. 2a) 1-го гласа,
• стихов антифонов в дни памяти святителей «Блажен муж, бояйся Господа» 4-го гласа, иногда с указанием «фессалоникийские» (θεσσαλονικαία) или «городской» (πολιτικός),
• антифонов «Блаженни непорочнии» 2-го гласа.
Автор множества матим и кратим. Так, ему приписываются
• кратимы ὁμόνοια 4-го плагального гласа (Eεερετερε) в песнопении «Cвыше пророцы»,
• стихиры арх. Михаилу «Чиноначальник вышних сил» 1-го гласа,
• стихиры вмц. Анастасии Узорешительнице «Живоноснаго Воскресения тезоимените» 2-го гласа,
• стихиры свт. Василию «Всех святых собрал еси добродетели» 1-го гласа,
• стихира вмч. Феодору Тирону ἔξω «Богодарованную благодать» (Τὴν θεοδώρητον χάριν) 2-го гласа.
Впоследствии калофонические стихи Григория доместика «Слово благо» были транскрибированы хартофилаксом Хурмузием в нотацию Нового метода.

(Лавра Святого Афанасия или Великая Лавра (греч. Ιερά Μονή Μεγίστης Λαύρας.), Афон)
Преподобный Григорий упоминается в службе, составленной прп. Никодимом Святогорцем в честь св. отцов, во Св. Горе Афонской просиявших (2-е воскресенье по Пятидесятнице). Мощи святого пребывают в Великой Лавре.