filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Categories:

29 сентября (12 октября) 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ

Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ

Память 29 сентября в день кончины, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборах Белорусских и Галицких святых

В миру Иван Андреевич Поммер, родился 6 января 1876 года на хуторе Илзессала Праулиенской волости в семье благочестивого православного крестьянина-латыша. Его родители были простые, набожные и благочестивые христиане, а прадед - одним из первых латышей, принявших православную веру. Постоянно помогая родителям в тяжком крестьянском труде, отрок Иоанн рос крепким, физически выносливым. Вместе с тем он отличался вдумчивостью, тягой к познанию Слова Божия и был мечтательной натурой. Учился он прилежно и вел себя примерно. В августе 1887 года он зачисляется в Рижскую духовную школу, окончив которую, в 1891 году поступает в Рижскую духовную семинарию. Уже тогда Иоанн отличался твердостью в вере. В июне 1897 года он окончил полный курс семинарии с дипломом 1-й степени.

Родители свщмч Иоанна (Поммера)
(Родители свщмч Иоанна (Поммера))

В 1897-1899 годах был учителем в Ляудонской приходской школе, а с 1899 по 1900 - в Либаве (ныне Лиепая).
Затем с 1900 по 1904 года учился в Киевской духовной академии, которую окончил с отличием и степенью кандидата богословия. Здесь, в 1903 году по совету праведного Иоанна Кронштадского принял монашество, 23 сентября 1903 года был рукоположен в сан иеродиакона, а 13 июля 1904 года в сан иеромонаха. Учась в академии, руководил пением академического хора.
С 1904 года – преподаватель Священного Писания в Черниговской духовной семинарии. Быстро стал известен как талантливый педагог. Затем, с 1906 года о. Иоанн был инспектором Вологодской духовной семинарии. Проявив твёрдый характер, участвовал в успешном наведении порядка в этой семинарии в период революционных волнений, что способствовало его быстрому продвижению по службе.
26 сентября 1907 года архиепископом Вологодским был возведен в сан архимандрита, и вскоре назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря.
11 марта 1912 года в Александро-Невской Лавре собором епископов во главе с митрополитом Московским Владимиром и митрополитом Киевским Флавианом архимандрит Иоанн был рукоположен во епископа Слуцкого, викария Минской епархии.

7 (20) сентября 1917 года патриарх Тихон назначил епископа Иоанна епископом Старицким, викарием Тверской епархии, в которой была нарушена мирная церковная жизнь. Споспешествуемый помощью Божией мудрый архипастырь быстро наладил церковную жизнь.

С 22 апреля 1918 года владыка Иоанн служил епископом, а затем - архиепископом Пензенским и Саранским.

К новому месту служения в Пензу архиепископ Иоанн прибыл во вторник на Страстной седмице 1918 года. Верующие встретили его с любовью и окружили знаками самого трогательного внимания, поселелив в загородном мужском монастыре во избежание внезапного нападения. Живоцерковники собирались в Великий Четверг захватить Петропавловскую церковь города, но владыка Иоанн вдохновенной проповедью обратил колеблющихся следовать за Христом и истинной Церковью. Уже первые службы привлекли к нему сердца множества верующих.

Большевистская власть с самого начала отнеслась к новому архипастырю крайне враждебно. У владыки произвели тщательный обыск, учинили допрос, но не нашли даже повода для преследований. Раскольнический лжеепископ и поддерживающие его чекисты, видя свое полное поражение, решили убить архиепископа Иоанна. Вечером в четверг Светлой седмицы в мужской монастырь вошли два чекиста, сломали двери и один из нападавших выстрелил в упор в стоящего посреди кельи архиепископа. Но монах спрятавшийся сбоку двери, ударил стрелявшего по руке и пуля попала владыке в ногу, нанеся лишь небольшую рану, в то время как другие иноки ударили в набат. В келью собрались сбежавшиеся на набат рабочие которые хотели на месте совершить самосуд над покушавшимися, и только решительное вмешательство епископа спасло им жизнь.

Большевики не оставили своих намерений расправиться с архипастырем. В мае 1918 года они открыли артиллерийский огонь по Преображенскому монастырю, где пребывал архиепископ, и несколько снарядов попали в кельи, смежные с кельей владыки Иоанна, не причинив ему вреда. В сентябре 1918 года был произведен тщательный обыск в келье и канцелярии архиепископа Иоанна, не давший никаких результатов, а сам Владыка был увезен в губчека на очную ставку. В храмах уже было начали служить панихиды по «новопреставленному» архиепископу Иоанну, но в этот раз большевики отпустили его.

В праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи раскольники предприняли попытку захвата Петропавловской церкви, но владыка вдохновил народ на защиту храма. Тогда архиепископа Иоанна арестовал ЧК, он был заключен в темницу и приготовлен к расстрелу. Но народ Божий требовал освобождения архипастыря и в последний срок, около часу ночи в день назначенной казни, ему было объявлено, что он свободен.
За время заточения святого исповедника безбожные власти упразднили все органы епархиального управления, но вскоре владыке удалось добиться восстановления епархиального совета и прочих органов.

Тогда, 28 июля 1919 года, архиепископ Иоанн был вызван в военный комиссариат, где его подвергли рекрутскому осмотру и признали годным к военной службе, зачислив в тыловое ополчение. По ходатайству приходов епархии явка в ополчение была на время отсрочена. Посещение приходов епархии было невозможно без особого разрешения гонителей. К Пензе приближалась Белая армия и гонения на Церковь ужесточились, были арестованы виднейшие церковные служители.
В это время по приглашению приходов архиепископ отправился в длительную поездку по епархии. Народ с радостью встречал своего архипастыря. Богослужения проходили с большим духовным подъемом и при стечении огромных масс народа. По возвращении в Пензу, в октябре 1919 года, владыку вновь арестовали, оклеветав в участии в придуманной чекистами контрреволюционной организации.

В то время арестованных подвергали жесточайшим пыткам, некоторые не выдерживали мучений и клеветали не только на себя, но и на других невинных. Так был оклеветан и расстрелян иподиакон владыки. Эта же участь была уготована и святому. Но владыка потребовал пересмотра дела в Москве. Переведенный в московскую тюрьму, он был помещен в одной камере с уголовными преступниками. Один из свидетелей его заключения рассказывал, что однажды ночью в тюремную камеру был доставлен обмороженный в опьянении преступник. Увидев архиепископа, он начал цинично издеваться, но был остановлен сотоварищами, которые сказали ему, что это архиепископ Пензенский. Владыка, полный христианского милосердия к новому обитателю камеры, отогрел его, кормил и ухаживал за ним. Христианское отношение пробудило в падшем человеке добрые чувства, и он стал помощником святого. Вместе они переносили на носилках тифозных больных, ухаживали за лежащими в беспамятстве, с риском для собственной жизни совершая подвиг христианского милосердия.

В Москве делом архиепископа занялся сам председатель секретно-оперативного отдела ВЧК. Гонители собрали всю клевету, когда-либо воздвигавшуюся на владыку, но не смогли доказать вины и в марте 1920 года архиепископ Иоанн был оправдан.
Так владыка Иоанн уврачевал раскол в Пензенской епархии, и патриарх назначил его архиепископом Рижским и Митавским.

В 1921 году владыка Иоанн вступил в управление епархией и по его ходатайству Латвийская Церковь получила широкую автономию оставаясь в составе Церкви Российской: данное решение было утверждено 21 июня 1921 года патриархом Тихоном, Синодом и Высшим Церковным Советом.

Владыка Иоанн пользовался большим авторитетом среди православных верующих — как латышей и так и русских. В 1923 на Соборе Православной Церкви в Латвии был принят её устав, обеспечивающей всем членам церкви без различия национальностей, предусмотренные канонами права.

Рижское духовенство во главе со сщмч. архиепископом Иоанном Рижским (Поммером) на панихиде по русским воинам, героям I Мировой войны. Рига. Братское кладбище. 1929
(Рижское духовенство во главе со сщмч. архиепископом Иоанном Рижским (Поммером) на панихиде по русским воинам, героям I Мировой войны. Рига. Братское кладбище. 1929 год)

В 1926—1931 годах владыка состоял депутатом латвийского Сейма, в котором активно защищал интересы Православной Церкви и нередко вступал в конфликты с представителями левых партий. В 1926 году он добился принятия закона о юридическом положении Православной Церкви в Латвии, в котором говорилось, что она имеет право «свободно и открыто проводить в жизнь» православное вероучение. Церкви и её учреждениям принадлежали права юридических лиц, гарантировались имущественные права церкви, разрешалось создание религиозных школ, учреждение православных обществ и союзов, а решения духовной власти в каконических делах не подлежали обжалованию в светских учреждениях. Во исполнение этого закона уже 1 декабря 1926 была вновь открыта Рижская духовная семинария. Кроме того, владыка решительно выступал в защиту интересов русского населения Латвии. При его участии были приняты законы, регламентирующие открытие русских учебных заведений, основные русские школы и гимназии стали получать пособия из фонда культуры. Увеличилось количество русских учебных заведений, были открыты народные библиотеки, улучшено положение в дошкольном образовании.


Мученичество

Здоровье архиепископа было подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни. Страдая телесными недугами, он был вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера место своей мученической кончины. Здесь архиепископ Иоанн был убит в ночь с 11 на 12 октября 1934. Архиепископа привязали к снятой с петель двери и подвергли на верстаке страшным пыткам. Все свидетельствовало о том, что ноги святого жгли огнем, в него выстрелили из револьвера и живого предали огню.

Существовали три основные версии причин гибели владыки. Согласно первой, принятой в советское время, он был убит сторонниками латвийского лидера Карлиса Ульманиса за то, что выступал за сохранение канонических связей с Московским Патриархатом, так как после гибели владыки Иоанна Латвийская Церковь перешла под омофор Константинопольского Патриархата. Однако объективные доказательства этой версии отсутствуют — в латвийской политике владыка Иоанн был скорее союзником правительства в борьбе против левых сил.

Вторая версия связана с конфликтами внутри Латвийской Церкви, в том числе с разногласиями между владыкой Иоанном и общественной организацией Русское Студенческое Христианское Движение. В ходе расследования убийства архиепископа некоторые члены этой организации были арестованы, деятельность самого движения на территории Латвии запрещена. Однако и эта версия не нашла подтверждения.
Наиболее распространённая версия связывает убийство архиепископа Иоанна с деятельностью советских агентов. Обращается внимание на тайные связи главы Латвийской Церкви с православными верующими в СССР, от которых он получал информацию о гонениях на религию — это могло вызвать недовольство представителей советской власти. Кроме того, как политический деятель Латвии и депутат Сейма, архиепископ Иоанн был последовательным антикоммунистом и критиком просоветских сил в своей стране. Существует предположение, что вечером 11 октября владыку навестил приехавший в Ригу знаменитый певец Леонид Собинов, и убийцы могли ворваться в дом, когда архиепископ открыл ему дверь. Сам Собинов вскоре скоропостижно скончался в номере гостиницы в Риге, причём советское полпредство запретило делать вскрытие умершего, а причиной смерти объявили разрыв сердца. Тело покойного быстро перевезли из гостиницы в здание полпредства, а затем траурным поездом отправили в Москву. Однако и эта версия основана на предположениях и косвенных доказательствах.

Траурная процессия в Риге 21 октября 1934 г
(Траурная процессия в Риге 21 октября 1934 г" title="Траурная процессия в Риге 21 октября 1934г.)


Почитание


В 2001 году был прославлен в лике местночтимых святых Собором Латвийской Православной Церкви. Торжества ознаменовались крестным ходом через весь город; на торжественном богослужении присутствовали президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, представители Сейма, местного самоуправления, католической и лютеранской церквей.

В том же году решением Священного Синода Русской Православной Церкви имя владыки Иоанна включено в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.
В 2003 году состоялось перенесение обретённых нетленными мощей священномученика Иоанна из храма Покрова Пресвятой Богородицы на Покровском кладбище Риги в кафедральный собор Рождества Христова.

Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ 1

Тропарь священномученику Иоанну (Померу)
глас 4
И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси Богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Иоанне, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак священномученику Иоанну (Померу)
глас 4
Во святителех благочестно пожив, и служения путь прошед, идольския угасил еси жертвы, и поборник быв твоему стаду Богомудре. Темже тя почитающе, тайно вопием ти: от бед избави ны присно твоими мольбами, отче наш Иоанне.

Величание священномученику Иоанну (Померу)

Величаем тя, святый священномучениче Иоанне, и чтим святую память твою; ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва священномученику Иоанну (Померу)

О, всеблаженне святый священномучениче святителю отче наш Иоанне, правды Божия поборниче и святыя православныя веры Христовой защитниче, хулителей Святыя Церкве обличителю, врагов прогонителю, обидимым покровителю и всех верных христиан теплый предстателю. Ты всею душею от юности заповеди Христовы возлюбил еси. И во дни гонения лютаго на веру Православную, яко истинный пастырь явился еси, крестный путь прошед: поругание, заточение, оклеветание претерпевый и тако мученический венец восприял еси, обретши благодать Господу молитися за ны. Вемы, яко ты, предстоя Престолу Вседержителя, имаши велие дерзновение в молитвах пред Господем. И ныне смиренно припадаем и усердно молимся: о, скорый заступниче наш, святителю священномучениче отче Иоанне, услыши нас грешных и недостойных чад твоих: умоли Всемилостиваго Господа и Пречистую Его Матерь Пресвятую Богородицу веру православную соблюсти, Святую нашу Церковь укрепити в единстве мира и любви, отпадшия от Святыя Церкве паки возвратити, страну нашу Латвийскую в мире, христианских добродетелех и благоденствии сохранити. Помози нам и разум наш питати не суетною мудростию человеческою, но смиренным познанием воли Божия. О, святый угодниче Божий, не презри нас молящихся тебе: не токмо от бед и скорбей избавления просим, но силы и твердости, великодушия и любве, дабы претерпети оныя напасти восстающия на ны. Испроси нам неослабное терпение до конца жития нашего, мир с Господем и грехов наших прощение. Ей, святый священномучениче, моли Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Сына Божия избавитися нам от всякаго зла и сохранити храм сей, и град, и страну нашу, и люди благочестно чтущия тя от всякия напасти, от болезней, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от клеветы и всякаго злаго обстояния. Молитвами твоими святыми рассеянныя собери, заблудшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя вразуми, младенцы воспитай и всех нас с любовию почитающих тя утверди, да пребудем в любве друг ко другу, единомысленно исповедуя Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, и тако да сподобимся Небеснаго Царствия, идеже славится Пречестное и Великолепое Имя Пресвятой и Живоначальной и Нераздельной Троицы. Аминь.


Преподобномученик Владимир (Товстик) священноинок Черкасский

Собор Одесских святых
(Собор Одесских Святых)

Преподобномученик Владимир Одесский просиял мученическим подвигом своим в сонме новомучеников и исповедников Российских, которые, взывая с пророком ко Господу: «Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения» (Пс. 43, 23), претерпели жесточайшие гонения и запечатлели верность свою Христу Богу и Его святой Церкви страданиями и кровью своею.

Преподобномученик Владимир родился 30 апреля 1879 года в черкасской земле, в селе Гута Селищанская и наречен был во святом Крещении Василием, в честь священномученика Василия, епископа Амасийского. Отец Василия Иоанникий Товстик был во всеобщем уважении. Видя его благочестивую жизнь, жители села выбрали его сельским старостой. Следуя доброму примеру родителей, Василий с детства возлюбил Бога, молитву и церковную службу.
После окончания семинарии Василий некоторое время был законоучителем в школе. Его очень любили люди и особенно дети, но Василий всей душой своей желал служить Богу в иноческом чине и к этому приуготовлял себя.

В 1899 году благочестивый юноша поступил послушником в Свято-Успенский Одесский мужской монастырь. В Одессе находились Панте-леимоновское, Ильинское и Андреевское подворья, поэтому афонские монахи часто бывали в Свято-Успенском монастыре. Беседы с ними духовно укрепляли и обогащали послушника Василия. После того, как Василий положил основание своего монашеского подвига, он был призван на воинскую службу, после которой вернулся в родной монастырь.
У Василия был от Бога певческий дар. Приумножив сей дар, он вскоре стал регентом монастырского хора. В 1911 году послушник Василий был пострижен в монашество и наречен Владимиром, в честь просветителя Руси святого равноапостольного Владимира.

В 1914 году преуспевшего в духовной жизни монаха Владимира рукоположили в священный сан. В последующие годы иеромонах Владимир, «восходя от силы в силу», усовершался духовно. Господь приуготовлял его к грядущим испытаниям — гонениям, которые, начиная с крамольного 1917 года, обрушились на святую Церковь и православных людей.
После 1922 года, когда Свято-Успенский Одесский монастырь безбожной властью был закрыт, иеромонах Владимир продолжал священническое служение в селах Хильки, Таращи, Селище, расположенных на черкасской земле, откуда он начинал в юности свое восхождение к Богу. Изыскивая жаждущих благодати Божией, он обходил селения, которые были в то бедственное время, как пепелища, ибо огненный ветер безбожия, пронесшийся над нашей землей, испепелял, опустошал и дома, и души человеческие. В 1929 году он был арестован и пребывал в заключении в Черкассах.

После освобождения в 1931 году Преподобномученик в труднейших условиях продолжал свое пастырское служение. Проходя селения, он совершал богослужения, возносил молитвы о претерпевающем гонения народе Божием. Злонеистовствующие христоненавистники искали схватить отца Владимира, но он ни мало не боялся «убивающих тело, души же не могущих убити» (Мф. 10, 28).
На Украине в те смутные годы были предприняты попытки учреждения «автокефалии», но отец Владимир ясно усматривал в этом действие, направленное на разрушение Православия и всегда был предан Матери-Церкви Русской Православной.

В 1935 году священники были полностью лишены приходов. С 1917 по 1940 годы на черкасской земле было разрушено более 700 храмов. Видя разрушение святынь и убиение богоборцами православных людей, отец Владимир плакал плачем пророка Иеремии, видевшего разрушение Иерусалима.
18 октября 1937 года отец Владимир был вновь арестован по обвинению «в контрреволюционной деятельности». У христоненавистников вызывала злобу и страх огненная проповедь преподобномученика, с которой он обращался в те годы к людям, ибо она прогоняла страх, укрепляла людей в вере, приносила утешение, вселяла крепкую надежду на Бога. Отец Владимир имел несокрушимую веру и был человеком весьма образованным, о чем свидетельствует тот факт, что при аресте у него было «изъято», согласно протоколу обыска, 116 книг духовного содержания.

Богоборцы – сыны геенны и «отца лжи» диавола – составляли для исповедников Христовых ложные обвинения. Так, преподобномученику Владимиру было предъявлено типичное обвинительное заключение: «будучи организационно связанным со священниками окрестных сел, проводил совещания, обсуждал противодействие мероприятиям партии и правительства, новым выборам. С 1931 года стал заниматься проведением религиозных обрядов...» Затем последовало обвинение по статье 54-10 и решение «тройки» Киевского управления НКВД: «РАССТРЕЛЯТЬ». После двух недель пребывания отца Владимира в Черкасской тюрьме приговор был приведен в исполнение. Согласно акту, который непременно присутствовал в каждом «расстрельном» деле, преподобномученик Владимир пострадал за Христа – был расстрелян 30 октября/12 ноября 1937 года около полуночи.

Окончив свой подвиг, преподобномученик Владимир отошел к Подвигоположнику Христу Богу. Говорит Господь: «всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» (Мф. 10, 32) и «прославляющих Мя прославлю» (1 Цар. 2, 30).

Прославление преподобномученика Владимира в лике новомучеников и исповедников Российских произошло в Черкассах 13/26 мая 1998 года, а общецерковное прославление совершилось на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году во граде Москве, в храме Христа Спасителя.

Обращаясь к исповедникам Своего святого имени, Господь говорит нам словами Евангелия: «Не бойся малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство» (Лк. 12, 32). Он Милостивый и Всесильный «крепость людем Своим даст» (Пс. 28, 11) претерпеть все жизненные испытания до конца и сопричтет к лику новомучеников и исповедников Российских, которые молятся и ожидают «пока сотрудники их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Апок. 6, 11), дабы с ними и нам в «месте покоя» и блаженной радости славословить в веки вечные Царя царствующих и Господа господствующих.

Тропарь
глас 4
Постнически преподвизався во Одесстей земли, умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне, паки же ко страдальчеству мужески вооружился еси, убив безбожныя мечем веры, и обоих ради венчался еси от Бога, преподобномучениче Владимире, приснопамятне.

Кондак
глас 2
Яко пастыря благочестна, равноапостольному тезоименитаго, и страдальца произволением честна, и жития монашескаго сообразна, в песнех достойно воспоим Владимира преподобномученика: той бо змия богоборнаго попрал есть.

Молитва

О, венцем мученическим венчанный преподобномучениче Владимире! Во дни земнаго жития твоего мнози скорби мужественне претерпел еси и Господа ради за Церковь Его Святую и овец стада Христова душу твою положил еси, призри на люте сраждущую страну нашу, в нейже за беззакония наша скорби и нестроения зело умножишася, людие же, имже несть страха Божия, в слух людей, паче же юных сущих, развращенная глаголют, и от пути заповедей Божиих на пути стропотныя и погибельныя совратити тщатся. Умоли Милосердаго Бога, преподобномучениче славный, да помилует землю Русскую, да утолит вся крамолы, раздоры и нестроения, утвердит же веру православную даже до скончания века, умирит сердца, страстьми обуреваемыя, простит вся согрешения наша, направит волю нашу на исполнение воли Его, да якоже древле, тако и ныне на земли нашей, и в нас, и чрез нас пррославится Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Икона Богородицы Горбаневская

Икона Богородицы Горбаневская

Празднование 30 июня, 29 сентября (Полтав.)

Чудотворная Горбаневская икона Божией Матери есть копия КОРСУНСКОЙ иконы, писанной евангелистом Лукою и принесённой великим князем Владимиром из Херсона в Киев в 988 году. Называется же икона Горбаневскою по фамилии казака Горбаня, основавшего село, расположенное близ Полтавы, которое получило название Горбанёвка. По историческим сведениям, явление Горбаневской иконы относится к первой половине XVIII столетия. В то время село Горбанёвка было не заселено и окружено лесом.

В этой местности жил только казак Горбань. Однажды он косил на своей пасеке траву, и вдруг коса его переломилась. Наклонившись к траве, он увидел икону Пресвятой Богородицы и тут же заметил, что конец косы ранил лик Божией Матери под правым глазом, из которого покатилась слеза. С благоговейным трепетом Горбань отнёс икону в свой дом и заявил о случившемся духовному начальству.

Вскоре усердием благочестивых людей на месте явления иконы был выстроен деревянный храм в честь Пресвятой Богородицы, в котором была поставлена найденная икона, а в 1818 году был отстроен каменный храм. Икона Божьей Матери, написанная на железном листе, украшена серебряно-позолоченной ризой и драгоценными камеями.

Начиная с 1850 года ежегодно 30 июня Горбаневская икона Божьей Матери в сопровождении многотысячной толпы богомольцев переносилась в Полтаву, на пять верст расстояния от Горбанёвки, и оставалась в Успенском соборе 40 дней до 10 августа. Потом таким же крестным ходом переносилась обратно в Горбанёвку.

В тридцатых годах ХХ века Горбаневский храм был стёрт с лица земли, и крестные ходы стали совершаться в пределах города Полтавы, затем икону пришлось укрывать. После войны образ находился сначала в Макариевской церкви, а с 1949-го по 1962 год – в Спасо-Преображенском соборе. После разрушения собора в 1962 году чудотворный образ был перенесён в Свято-Макариевский кафедральный собор города Полтавы, где пребывает и поныне.

Свято-Макариевский кафедральный собор
(Свято-Макариевский кафедральный собор города Полтавы)

Каждую пятницу вечером перед иконой Божьей Матери, которую называют «Заступницей и Похвалой земли нашей Полтавской», поётся акафист.


Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой «Горбаневская»
глас 4
Заступнице и Похвало земли нашея Полтавския, Пречистая Дево Богоневесто Владычице! Многообразную благодать от святыя Твоея иконы стяжавше, молим Тя, смирении и грешнии: о, Всепетая Мати Бога нашего, Молитвеннице теплая, чудес и исцелений подательнице, не отвратися тока слез наших, но приими моления рабов Твоих; не ввери нас человеческому предстательству, да не до конца погибнем от беззаконий наших, но покрый нас всечестным покровом Твоим, и изми ны от належащих на нас бед и скорбей; моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, грехов оставление нам даровати, и жизни вечныя причастники быти сотвори; на Тя бо по Бозе все упование наше возлагаем, Пресвятая Дево.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой «Горбаневская»
глас 8
Светоносная палата уготовася Тебе, Владычице, святый Соборный храм града нашего, в немже всечестная икона Твоя, якоже солнце светозарное возсия. Ты же, Чистая, благодарения наша и поклонения иконе Твоей приемлюще, не отвергай нас, призывающих Тя с верою и умилением. Озари души наша светом благодати Твоея, да никтоже из притекающих к Тебе изыдет отсюду тощь и неуслышан. О, Богомати, милости Источниче, управи пути жития нашего и советы наша в правде, во еже открытися в них Царствию Христову; Ты бо еси Молитвенница усердная о граде нашем, и земли нашея Похвала и Покров.

Величание Пресвятой Богородице пред иконой «Горбаневская»

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, егоже во утешение людем Твоим и земли Полтавстей явила еси.


Tags: Жития святых
Subscribe

  • Это счастье - просто жить...

    Еще вчера сегодня было завтра... А завтра... превратится во вчера... Уходит наше время безвозвратно... А ты сегодня счастлива была..? Спеша…

  • «А жить и правда хочется»

    Галина уже дней пять бродила по своему дачному домику и участку. Потерянно бродила. Казалось, что-то забыла, не доделала, не усмотрела. Дачу она…

  • До сих пор ждет своего «миленочка»

    Вспомнила я свою баб Шуру, двоюродная бабка моя. Имела головокружительный роман в 82 года — со свадьбой, переездом в соседнее село и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments