filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Category:

19 сентября (02 октября) 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Святитель Феодор Тарсийский, архиепископ Кентерберийский

Святитель Феодор Тарсийский, архиепископ Кентерберийский


Родом грек, происходил из города Тарса. Он родился, вероятно, в 602 году, и ему не было и 30 лет, когда он должен был узнать о захвате Антиохии арабами. Его родной город пал прежде 661 года и попал под власть халифов из династии Омейядов. Известно, что святой Феодор обучался в Афинах, был сведущ в светских и богословских науках, разбирался в математике и астрономии и, конечно, знал латынь. Точно неизвестно, когда он переехал в Рим. Тысячи греков в то время селились в Италии, особенно в Риме, скрываясь от мусульманских захватчиков и гонений со стороны еретиков-монофелитов, поддерживаемых императором Ираклием из политических соображений.

Кафедра Кентербери пустовала, и папа Виталиан подыскивал для нее подходящего кандидата. Папа считал, что туда, в Британию, необходимо направить ученого монаха, способного примирить ее народы, имевшие различный подход к Христианству. Сначала его выбор пал на Адриана, монаха из византийской Африки, аббата монастыря возле грекоязычного Неаполя. Но Адриан отказался. Тогда папа подумал об иеромонахе Андрее, но здоровье того было слабым. Тут он обратил внимание на пожилого греческого монаха Феодора, который принял его предложение. Папа попросил Адриана поехать вместе с Феодором в Британию. Возможно, святой Феодор сам попросил, чтобы Адриан поехал вместе с ним. Есть такое предположение, что Адриан знал два языка и принадлежал двум культурам, поэтому легко мог стать советником Феодора и помочь ему понять, следовало ли ему вводить какие-либо греческие обычаи или же такие неосторожные действия могут смутить новообращенных англов.
Этот пожилой монах-грек из Киликии был посвящен в иподиакона, подождал четыре месяца, пока его волосы отрастут для пострижения римской тонзуры, и после рукоположения его во диакона и во священника папа совершил над ним хиротонию во епископа. Это произошло в воскресенье 26 марта 668 года, на следующий день после праздника Благовещения.

Феодор и Адриан уже на следующий день отправились в Англию вместе с еще одним монахом – англичанином, по имени Венедикт Бископ, которому предстояло основать монастырь в Уирмуте в далекой Нортумбрии. Несомненно, Венедикт научил их староанглийскому языку и рассказал о положении церковный дел в Англии. По пути они проезжали мимо Марселя, Ари и Парижа. В Париже они встретились со святителем Агильбертом, бывшим епископом Дорчестера-на-Темзе в Англии (+ 685). Святой Феодор, конечно, получил большую пользу от этой встречи, узнав много нового о христианстве в Англии. Путешественники добрались до Кентербери через год с лишним после своего отъезда – 27 мая 669 года. Новому архиепископу было уже 67 лет. Кентерберийская кафедра оставалась вакантной уже как минимум пять лет. Во всей Англии тогда было, как можно предположить, только четыре епископа.

Одним из первых действий святителя Феодора (около 671 года) было назначение англичанина Венедикта Бископа настоятелем монастыря святого Петра в Кентербери. Престарелый святитель Феодор в сопровождении Адриана объездил на лошади все английские королевства и епархии, преуспел в установлении хороших отношений с местными правителями, упрочении своей церковной власти, изучении церковных проблем на местах, учительстве, чем добился всеобщего признания. Чужестранец Феодор сумел снискать уважение и покорность англичан. Молодые люди стремились в Кентербери, чтобы здесь учиться. Святитель свел знакомство с некоторыми из епископов, бывших у него в подчинении, например с Вилфридом Йоркским, учившимся в Галлии, и с Чедом Личфилдским, обученным в кельтской традиции, который был настолько смиренным, что всегда передвигался пешком, пока Феодор не настоял на том, чтобы он ездил на лошади.
В 669 году он совершил свою первую епископскую хиротонию – над Путтой, ставшим епископом Рочестера. Монах по имени Бизи, стал епископом восточных англов с кафедрой в городе Данвич. Через четыре года Бизи заболел, и святитель Феодор рукоположил вместо него двух епископов: Экки в Данвиче – над южным народом англов (Саффолк) и Бедвина в Элмхеме – над северным народом англов (Норфолк). В 670 году святитель Феодор рукоположил Елевферия, племянника Агильберта Парижского, в епископа Дорчестера-на-Темзе. После смерти святителя Чеда (672) святитель Феодор поставил Винфрида, диакона святителя Чеда, епископом мерсийцев с кафедрой в Личфилде.

В 673 году архиепископ Феодор чувствовал себя уже хорошо знакомым с ситуацией в Англии, как церковной, так и светской, чтобы созвать первый общеанглийский Церковный Собор в Хертфорде, принявший ряд важных вопросов.
Святитель Феодор, будучи греком, был благочестив, стар, опытен в жизненных делах, гибок в вопросах традиций, но необычайно крепок в Православии. Тот факт, что святой Феодор, будучи 66 лет от роду, согласился изменить форму своей тонзуры ради благосостояния отдельной Церкви, подтверждает это. Святитель принимал всех – от скромного аскета Чеда до амбициозного Вилфрида – с чувством высоты епископского сана и власти, которой наделяются архиереи.
После собора в Хертфорде и установления традиции ежегодного созыва Соборов в неизвестном нам месте (Clovesho), святитель Феодор продолжил рукополагать новых епископов, создав, таким образом, первую настоящую систему епархий в Англии.Помимо уже упомянутых поставлений, он назначил еще одного епископа мерсийцев – аббата Саксвулфа. В 676 году, после смерти Вини, святитель Феодор посвятил Хедду в епископа Винчестера.

В конце 670-х годов, когда король Эгберт изгнал епископа Вилфрида из его обширной епархии, архиепископ Феодор воспользовался этим для того, чтобы учредить новые епархии, меньшие по размеру. Боза стал епископом Йорка, а Эта – сначала епископом Хексема, а потом Линдисфарна. Оба они были монахами. Эдхед стал епископом Линдси (Линкольна). Все три этих епископа были посвящены в Йорке. Позднее святитель Феодор рукоположил еще двух епископов: Тунберта для епархии Хексем (Эта перешел на Линдисфарн) и Трумвина для епархии Аберкорн. А на Пасху 685 года святитель Феодор вместе с еще шестью епископами совершил хиротонию во епископа над любимейшим святым Англии – святителем Кутбертом, «чудотворцем всей Британии». На Соборе в Хертфорде присутствовали всего пять епископов, включая и Феодора, епископ Вини (грешивший симонией) и епископ Вилфрид не были. К концу 670-х годов в Англии было уже двенадцать епископов, многих из которых мы увидим в святцах. И все епископы, хиротонисанные святым Феодором, были монахами, что тоже немаловажно. Эта традиция продолжалась в Англии до 1066 года, в то время как в Европе бывали случаи как до XI века, так и позже (хотя уже не так часто), когда епископами становились женатые.
Архиепископ всей Англии был и миротворцем. Он помирил королей Эгфрида и Этельреда после битвы у реки Трент в 679 году, убедив их оставить месть, которая гибельна для всего севера, – еще один пример того, как много трудился святитель, чтобы укрепить национальное единство. К концу жизни, в 686 году, святитель Феодор сам примирился со святителем Вилфридом в Лондоне.

Святой Феодор продолжал соборную деятельность. Он созывал не только Собор в Хертфорде и ежегодные Соборы в Clovesho; известно и о местных соборах отдельных епархий, например в Бурфорде в 679 году и в Твайфорде, у реки Альн, на севере, в 684 году. Однако самым замечательным оказался Собор в Хэтфилде 17 сентября 679 года. Собор был созван для осуждения ереси монофелитства, с которой святитель Феодор был хорошо знаком.

Скончался 19 сентября 690 года в возрасте 87 или 88 лет. Святой Беда называл его «блаженной памяти архиепископ Феодор». Современники почитали его как святого.
Его мощи были обретены нетленными в 1091 году.

Святитель Феодор Тарсийский, архиепископ Кентерберийский 1


Святитель Феодор - поистине основатель единой Английской Церкви, он помирил враждовавшие до него королевства, на которые тогда была разделена Англия (хотя окончательное объединение страны произошло только в X веке). Он соединил римские и кельтские традиции, применяя римскую ученость и организацию вместе с кельтскими пастырством и духовностью. Он дал Церкви все, в чем она всегда больше всего нуждается: единство, организацию, ученость, стойкое исповедание веры, настоящее пастырство и, самое главное, молитву.

Tags: Жития святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments